Конспект ООД «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кувикова Анна Владимировна

Знакомство детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_schetnyh_ustroystv.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

(подготовительная группа)

Задачи: Познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Предварительная работа: рассматривание счёт на косточках, калькулятора; работа на них.

Оборудование: письмо; воздушный шар на ленточке или на палочке; кукла Незнайка; картинки с изображением счетных устройств; модель: узелковые счёты; калькуляторы; ноутбук; детский компьютер; счёты на каждого ребенка; игра «Найди пару» («Прошлое предметов»);  школьные принадлежности: рука, карандаш, ластик; дощечка с песком, фасоль в тарелочке, салфетки; различные счетные устройства для музея.

Ход: (Дети стоят полукругом. Воспитатель приносит письмо).

-Ребята, нам пришло письмо. (Прочитать адрес: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, детский сад «Хрусталик», группа «Изумрудик»). А от кого оно вы узнаете, отгадав загадку:

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в Цветочный город. Незнайка».) Ребята, Незнайка приглашает нас в Цветочный город. Принимаем приглашение? А на чем мы туда отправимся? Давайте полетим на воздушном шаре, беритесь за руки, полетели (воспитатель и дети берутся за ленточку воздушного шара, идут друг за другом по кругу):

Шар воздушный, шар воздушный,

Вверх лететь готов.

Миг - и мы уже парим

С ним поверх лесов.

-Вот мы и на месте, посмотрите нас встречает Незнайка. (Достать незаметно Незнайку).

Незнайка: - Здравствуйте, ребята. Как вас много, сейчас я вас сосчитаю. (Считает и путается).

-Не расстраивайся, Незнайка, ты научишься считать, а помогут тебе счетные устройства.

Незнайка: А что такое счетные устройства?

-Пойдём с нами в музей счётных устройств и все узнаем.

-(Выставить картинки с изображением древних людей и пальцевый счет). Давным-давно древние люди использовали для счёта пальцы рук и ног. Рассмотрите изображения. Каждая фаланга обозначалась определенным числом. Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах? (Древние люди считали, сколько белок поймали, сколько рыбы наловили).

-Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Привет Большак»

Утро настало,

Солнышко встало

Привет, Большак!

Привет, Указка!

Привет, Середка!

Привет, Сиротка!

Привет, Крошка - Митрошка!

Привет, Ладошка!

-Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков, косточек, бобов, а для запоминания чисел - зарубки на костях, дощечках, узелки на веревках. (Выставить картинку с изображением зарубок, узелковых счет).

-Это узелковые счёты. Посмотрите, как они выглядят? На что они похожи? (Это веревочка, на которой завязаны узелки). Ты как думаешь? Как вы думаете, как пользовались этими узелковыми счетами? (Завязывали узелки).

-(Показать модель узелковых счет.) Давайте завяжем столько узелков, какой сегодня день недели по порядку. Какой сегодня день недели? (Вторник). Какой он по порядку? (Второй). Значит, сколько узелков нужно завязать? (Два).

-Давайте пройдем в следующий зал. (На столе стоит поднос с песком, тарелочка с фасолью, салфетки, картинки с изображением абака, китайских счет).

-Вскоре появился специальный счетный прибор - абак. (Показать картинку). Это доска с желобками, в которые размещали камешки, косточки, бобы, фасоль. На одной полоске считали единицы, на другой – десятки и т.д.

-Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке делали бороздки, на которых камешками обозначались числа. (Показать, как считали на этом устройстве).

-Абак был усовершенствован и на свет появились счеты, которые состоят из набора костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счеты состояли из деревянной рамки, разделенной на верхние и нижние секции. (Показать картинку).

-На Руси долгое время считали по косточкам, которые раскладывали на кучки. Затем «дощаный счет», который почти не отличался от обычных счетов. «Дощаные счеты»- рамка с веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!

-Ребята, а вы хотите посчитать на счетах? Садитесь за столы. (На столе лежат счеты – на каждого ребенка).

-Незнайка собрался в школу и принес с собой школьные принадлежности. Давайте сосчитаем, сколько стоит покупка Незнайки. («Ручка стоит 4 рубля, карандаш – 3 рубля, ластик – 1 рубль. Сколько рублей заплатил Незнайка?»).

-Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Эту счетную машину вы конечно знаете. Как она называется? (Калькулятор). (На столе - у каждого ребенка калькулятор, дети рассматривают). Что есть у калькулятора? (У него есть кнопки с цифрами и знаками +   -   =). У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками  =   - и   +. Также есть цифровое табло. Что высвечивается на табло? (Результат вычисления)

-Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным.

-А теперь подойдем к последнему экспонату, что это? (Компьютер). Как называется эта модель? (Ноутбук). Что можно делать с помощью компьютера? (С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать).

-Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации  и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское  оборудование, поддерживают жизнь тяжелобольных людей.

-Чем компьютер отличается от калькулятора? (На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть).

-Для чего придумали детский компьютер? (Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами).

-Незнайка, теперь ты знаешь, как считали люди раньше и считают сейчас? Расскажи своим друзьям, Винтику и Шпунтику и они, может быть, изобретут новое счетное устройство.

Незнайка: - Подождите, я что-то забыл? На чем считали люди сначала?

-Ребята, напомните Незнайке.

  • На чем считали древние люди?
  • Как считали люди сначала?
  • Какие счетные устройства появились потом?
  • Из чего они были сделаны?
  • Что люди используют для счета теперь?

-Мы узнали, как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными. Мы хотим подарить тебе, Незнайка игру «Найди пару». Но сначала научись в нее играть: каждый возьмет карточку и найдет пару: что было раньше – что есть сейчас.

-Почему вы встали парой? (Раньше люди стирали в корыте, а теперь стирают в стиральной машине. Первым придумали веник, а потом изобрели пылесос).

-Молодцы, ребята, справились, а теперь нам пора возвращаться к себе. Незнайка мы к тебе еще прилетим в гости. До свидания. Садитесь, ребята, на воздушный шар, полетели. Вот мы и дома, путешествие закончилось. Можете идти играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Конспект занятия «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование элементарных представлений детей о счетных устройствах.Задачи:Обучающие задачи:- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;- расши...

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств".

Конспект занятия для детей подготовительной группы на формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности человека и ее результатах, на формирование знаний об истории счетных уст...

Конспект по окружающему миру, область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств».(Подготовительная группа.)

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, активизировать познавательную деятельность детей. ...