Конспект ООД «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_schetnyh_ustroystv.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в прошлое счетных устройств»
(подготовительная группа)
Задачи: Познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Предварительная работа: рассматривание счёт на косточках, калькулятора; работа на них.
Оборудование: письмо; воздушный шар на ленточке или на палочке; кукла Незнайка; картинки с изображением счетных устройств; модель: узелковые счёты; калькуляторы; ноутбук; детский компьютер; счёты на каждого ребенка; игра «Найди пару» («Прошлое предметов»); школьные принадлежности: рука, карандаш, ластик; дощечка с песком, фасоль в тарелочке, салфетки; различные счетные устройства для музея.
Ход: (Дети стоят полукругом. Воспитатель приносит письмо).
-Ребята, нам пришло письмо. (Прочитать адрес: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, детский сад «Хрусталик», группа «Изумрудик»). А от кого оно вы узнаете, отгадав загадку:
Этот мальчик - коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое берется,
Но ничего ему толком не удается.
(Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в Цветочный город. Незнайка».) Ребята, Незнайка приглашает нас в Цветочный город. Принимаем приглашение? А на чем мы туда отправимся? Давайте полетим на воздушном шаре, беритесь за руки, полетели (воспитатель и дети берутся за ленточку воздушного шара, идут друг за другом по кругу):
Шар воздушный, шар воздушный,
Вверх лететь готов.
Миг - и мы уже парим
С ним поверх лесов.
-Вот мы и на месте, посмотрите нас встречает Незнайка. (Достать незаметно Незнайку).
Незнайка: - Здравствуйте, ребята. Как вас много, сейчас я вас сосчитаю. (Считает и путается).
-Не расстраивайся, Незнайка, ты научишься считать, а помогут тебе счетные устройства.
Незнайка: А что такое счетные устройства?
-Пойдём с нами в музей счётных устройств и все узнаем.
-(Выставить картинки с изображением древних людей и пальцевый счет). Давным-давно древние люди использовали для счёта пальцы рук и ног. Рассмотрите изображения. Каждая фаланга обозначалась определенным числом. Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах? (Древние люди считали, сколько белок поймали, сколько рыбы наловили).
-Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Привет Большак»
Утро настало,
Солнышко встало
Привет, Большак!
Привет, Указка!
Привет, Середка!
Привет, Сиротка!
Привет, Крошка - Митрошка!
Привет, Ладошка!
-Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков, косточек, бобов, а для запоминания чисел - зарубки на костях, дощечках, узелки на веревках. (Выставить картинку с изображением зарубок, узелковых счет).
-Это узелковые счёты. Посмотрите, как они выглядят? На что они похожи? (Это веревочка, на которой завязаны узелки). Ты как думаешь? Как вы думаете, как пользовались этими узелковыми счетами? (Завязывали узелки).
-(Показать модель узелковых счет.) Давайте завяжем столько узелков, какой сегодня день недели по порядку. Какой сегодня день недели? (Вторник). Какой он по порядку? (Второй). Значит, сколько узелков нужно завязать? (Два).
-Давайте пройдем в следующий зал. (На столе стоит поднос с песком, тарелочка с фасолью, салфетки, картинки с изображением абака, китайских счет).
-Вскоре появился специальный счетный прибор - абак. (Показать картинку). Это доска с желобками, в которые размещали камешки, косточки, бобы, фасоль. На одной полоске считали единицы, на другой – десятки и т.д.
-Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке делали бороздки, на которых камешками обозначались числа. (Показать, как считали на этом устройстве).
-Абак был усовершенствован и на свет появились счеты, которые состоят из набора костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счеты состояли из деревянной рамки, разделенной на верхние и нижние секции. (Показать картинку).
-На Руси долгое время считали по косточкам, которые раскладывали на кучки. Затем «дощаный счет», который почти не отличался от обычных счетов. «Дощаные счеты»- рамка с веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
-Ребята, а вы хотите посчитать на счетах? Садитесь за столы. (На столе лежат счеты – на каждого ребенка).
-Незнайка собрался в школу и принес с собой школьные принадлежности. Давайте сосчитаем, сколько стоит покупка Незнайки. («Ручка стоит 4 рубля, карандаш – 3 рубля, ластик – 1 рубль. Сколько рублей заплатил Незнайка?»).
-Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Эту счетную машину вы конечно знаете. Как она называется? (Калькулятор). (На столе - у каждого ребенка калькулятор, дети рассматривают). Что есть у калькулятора? (У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =). У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = - и +. Также есть цифровое табло. Что высвечивается на табло? (Результат вычисления)
-Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным.
-А теперь подойдем к последнему экспонату, что это? (Компьютер). Как называется эта модель? (Ноутбук). Что можно делать с помощью компьютера? (С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать).
-Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжелобольных людей.
-Чем компьютер отличается от калькулятора? (На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть).
-Для чего придумали детский компьютер? (Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами).
-Незнайка, теперь ты знаешь, как считали люди раньше и считают сейчас? Расскажи своим друзьям, Винтику и Шпунтику и они, может быть, изобретут новое счетное устройство.
Незнайка: - Подождите, я что-то забыл? На чем считали люди сначала?
-Ребята, напомните Незнайке.
- На чем считали древние люди?
- Как считали люди сначала?
- Какие счетные устройства появились потом?
- Из чего они были сделаны?
- Что люди используют для счета теперь?
-Мы узнали, как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными. Мы хотим подарить тебе, Незнайка игру «Найди пару». Но сначала научись в нее играть: каждый возьмет карточку и найдет пару: что было раньше – что есть сейчас.
-Почему вы встали парой? (Раньше люди стирали в корыте, а теперь стирают в стиральной машине. Первым придумали веник, а потом изобрели пылесос).
-Молодцы, ребята, справились, а теперь нам пора возвращаться к себе. Незнайка мы к тебе еще прилетим в гости. До свидания. Садитесь, ребята, на воздушный шар, полетели. Вот мы и дома, путешествие закончилось. Можете идти играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
познакомить детей с историей счетных устройств...
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию Путешествие в прошлое счетных устройств
Конспект занятия в подготовительной группе...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Путешествие в прошлое счетных устройств" в подготовительной группе
конспект занятия...
Конспект занятия «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной к школе группе
Цель: Формирование элементарных представлений детей о счетных устройствах.Задачи:Обучающие задачи:- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;- расши...
Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств".
Конспект занятия для детей подготовительной группы на формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности человека и ее результатах, на формирование знаний об истории счетных уст...
Конспект по окружающему миру, область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств».(Подготовительная группа.)
Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, активизировать познавательную деятельность детей. ...