Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Вовка и живая вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по экологии в старшей группе «ВОВКА и ЖИВАЯ ВОДА»
Тема занятия: значение воды в жизни всех живых существ
Цель:
- Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека
Задачи:
- уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ
- Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
- Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду
- активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Предварительная работа:
-рассматривание карты мира -чтение стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Демонстрационный материал: - картинки с изображениями причин, загрязняющих воду; - мольберт; - макет - схема поступления воды из реки в дома;
Раздаточный материал: - воронки на каждого ребенка ; - ватные диски; - одноразовые тарелочки на каждого ребенка; - 2 стакана – один пустой, один с грязной водой на каждого ребенка; - салфетки; измельченный активированный уголь;
Ход НОД:
Воспитатель: Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без …(воды)
Ответ детей
Воспитатель: правильно ребята, а теперь скажу ,почему я загадала вам эту загадку…Вы знаете, сегодня мне пришло письмо от одного мальчика - вот оно. Мальчика зовут Вовка. Мама, уходя на работу, дала ему много разных заданий, а для того, чтобы дела были сделаны побыстрее, решил он себе в интернете найти и заказать «исполнитель желаний». Нашел, заказал, прислали Вовке конверт, а в конверте оказалось семечко и инструкция к нему. И написано там было, что нужно Вовке посадить это семечко в землю, полить «живой водой»и через 2 минуты вырастет из этого зернышка цветок, который и будет исполнять все его желания. Вовка так и сделал: посадил, пошел набрал воды из крана, полил...но цветок так и не вырос. Вода из-под крана почему-то не подошла… Вот нас Вовка и просит помочь…узнать, что же такое «живая вода»,почему воду так называют, и откуда вода в кране берется? Поможем?
Игра «Подбери слова»
Вода – питьевая, чистая, грязная, холодная… Река – тихая, быстрая, чистая, глубокая… Море – соленое, черное, ласковое, тихое… Дождь – весенний, мелкий, грибной…Ловят мяч и подбирают к слову прилагательное
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас подумайте и скажите мне, откуда берётся вода у нас в квартире? Ответ детей Воспитатель: да, на кухне и в ванной комнате у нас есть кран с водой. Вода поступает к нам в квартиры из больших ёмкостей, закачивают её с помощью насосов в трубу и она поднимается до самых верхних этажей.
Игра «Насос» Будем выполнять движения в соответствии со словами. А сейчас насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.) Воду из пруда качаем. Влево раз, вправо два, Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде «ручейка») Раз, два, три, четыре, пять, Будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.) Воспитатель: молодцы, вы хорошо накачали воду. Вспомните, ребята, а для чего мы открываем кран и пользуемся водой? (варианты ответов детей - когда мы хотим пить чай, то наливаем воду в чайник, когда готовят пищу, когда моют посуду, стирают, поливают цветы. Воспитатель: А когда ещё нужна вода? (Ответы детей - когда умываемся, моем руки, купаемся под душем, чистим зубы.) Воспитатель: Значит, вода нужна нам не только, что бы утолить жажду, но и что бы соблюдать личную гигиену и поддерживать в доме чистоту и порядок. Представьте ребята, что вам захотелось пить. Можно ли пить воду из-под крана? Ответ детей Воспитатель: Правильно, лучше этого не делать ,а почему? (ответы детей) Конечно, воду надо сначала вскипятить, кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. (показ демонстрационной картинки с микробами) Теперь вы знаете кое-что о той воде, которая течёт из крана, а называется она водопроводной. Воспитатель: а как вы думаете, откуда вода попадает в дома? (варианты ответов детей – река, озеро) Воспитатель: да, вода попадает в наши дома из реки и чтобы мы с вами могли больше узнать, как же вода из реки попадает к нам в кран, предлагаю вам стать научными исследователями и отправиться в нашу лабораторию(дети проходят за столы, рассаживаются) Воспитатель: скажите мне пожалуйста на какой реке стоит наш город? (ответ детей) Конечно, это река Волга(на доске прикрепляется макет реки ) а кто и что, кроме нас с вами, еще пользуется водой этой реки? (варианты ответов). Да ребята, пользуемся не только мы с вами, на реке еще стоят заводы, по реке плавают корабли (возле реки появляется дом, завод, на реке корабль)… Мы уже с вами узнали, что людям и растениям нужна вода, нам необходима какая вода? ( чистая, пресная) . А вы знаете, ее остается все меньше и меньше, потому что мы - люди не соблюдаем правила бережного отношения к воде. Когда мы приходим на речку искупаться, что мы очень часто видим на берегу и в воде? (ответы детей). Правильно, это различный мусор, который люди за собой не убирают и часть которого попадает в воду(на реке появляются картинки мусора), заводы сливают в воду разные вредные вещества, а у кораблей очень часто случается утечка нефти – очень вредного маслянистого вещества, которое расплывается на воде, образует пленку, которая на дает дышать ничему живому в воде, из-за этого погибает рыба, а еще птицы, которые садятся на воду (на мольберте картинки завода и пятен нефти на воде). И вот такая грязная вода начинает двигаться по трубам по направлению к нашим домам. Сначала она попадает на водозаборную станцию Но мы же не можем пользоваться грязной водой, что же можно сделать? (ответы детей). Да, после водозаборной станции вода очищается с помощью фильтрующих труб с решетками, очищаясь от крупного мусора – обломков дерева, водорослей и других загрязнений. И мы с вами сейчас попробуем сделать крупную очистку. . Очистка , этап 1 – уборка крупного мусора с помощью воронки (перед каждым ребенком 2 стакана: 1 с водой- на воде плавает мусор, масляные пятна, 2- пустой, воронка) Воспитатель: ну вот ребята, 1 этап очистки мы прошли успешно, можем с реки убрать мусор?(выходит ребенок, убирает на макете реки мусор) После этого, ребята, следует уловить и осадить мелкие частицы песка, ила, кусочки водорослей. Для этого вода пропускается через несколько фильтров, заполненных сначала крупным гравием, затем более мелким. Мы с вами очистили воду от крупного мусора, что еще у нас на воде?(ответы детей – масляные пятна). Правильно, вот от них мы сейчас и попробуем очистить воду. Очистка, этап 2 - посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды. Салфетка сворачивается в рупор и устанавливается в чистый стакан. (Можно использовать в качестве дополнения вату, уложенную в рупор из салфетки) .Дети сами пробуют сделать фильтр из салфетки. Теперь необходимо воду пропустить через фильтр. Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло? (ответы детей - вода стала чистой, масло осталось на салфетке) . Воспитатель: молодцы! А вот от мельчайших частиц грязи вода очищается, проходя через фильтр из промытого речного песка. Мы с вами попробуем это сделать немного по – другому Очистка , этап 3- в стакан с очищенной водой ложится таблетка активированного угля Воспитатель: Вы отлично справились с очисткой воды, вот теперь очищенная вода поступает по трубопроводу в наши дома и появляется в кране.(на доске добавляются фильтры, трубы, полностью выстраивается схема подачи воды в дома). Воспитатель: Ребята, сегодня вы были замечательными исследователями, скажите, ответили мы на Вовкины вопросы?
-Какую же воду мы можем назвать «живой»? -Из-за чего загрязняются реки, озера и моря? -Кто виноват в загрязнении воды ? -Что мы можем сделать, чтобы вода стала чище?
Воспитатель: мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь Воспитатель: молодцы ребята, вы сегодня много узнали, сделали для себя выводы, помогли Вовке…а теперь смотрите, что у меня для вас есть ( показать на ладошке семечко) .В конверте у Вовки было два семечка и одним он решил поделиться с нами. Я предлагаю вам посадить его, а вот волшебным ли вырастет наш цветок, зависит от вас, от того, как вы будете за ним ухаживать и какой водой поливать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Волшебница вода»
Знакомство детей со свойствами воды. Проведение опытов с водой.,...
конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода в жизни человека"
увлекательное интегрированное занятие по экологическому воспитанию "Вода в жизни человека"...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойство воды ....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительные свойства воды...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Растение-живое существо»
Цель: расширить обобщенное представление детей о растениях...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Берегите воду!»
Ррасширить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которы...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода и её свойства» «Волшебница – вода» «Вода — в жизни всех живых существ»
Экологическое воспитание. Знания о свойствах воды. Старшая группа....