НОД ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чигрина Ирина Викторовна

"Жидкости и растворы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodno2_17.05.17g.docx319.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости и растворы».

Провела воспитатель: Травкина Ирина Викторовна

Дата  проведения – 17.05.2017г.

БДОУ г. Омска детский сад присмотра и оздоровления  № 30.


Задачи: 
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. 
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. 
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. 

Образовательная область «Речевое развитие»: 
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире. 
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов. 
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. 
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. 
• Создать у детей радостное настроение. 
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 

Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды.


На каждого ребёнка: поднос в виде большой одноразовой тарелки,

 5 емкостей, 3 ложек разного размера, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар, молоко,4 подноса красного цвета, салфетки.

Ход  опытно - исследовательской  деятельности:

Воспитатель: 

Дети совместно с воспитателем  выполняют  движения в соответствии с произносимым текстом:

«Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо, улыбнемся, подмигнем и на  место все придем!»

Сегодня утром нам доставили  по электронной почте письмо от подземных  жителей.  Давайте вместе посмотрим почту и прочтем его.

C:\Users\Ирина\Desktop\2587256.jpg

Воспитатель:
Ребята!  Поможем гномам разобраться в их проблеме? ( да)

Я приглашаю вас в  опытно-экспериментальную лабораторию.

Дети, а вы знаете, что такое лаборатория?(ответы детей)
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль ведущего специалиста? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил: 

.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Содержимое емкостей не пробовать на вкус. 
Правило №4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №5. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.  

Ребята, вы согласны с этими правилами? (да)


Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Опыт № 1.

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_6ea3355e4fe9c6096efbe48c0bd21d9c.jpg.jpg


Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам  для опыта понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды  ( половина емкости) и масла (4, 6 ложечек) в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы, не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель: 
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_8f3fef48164cfd1927dc3f5d754cbaf4.jpg.jpg



Дети: ответы детей.
Воспитатель: 
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в емкость с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором. 

Физкультминутка

- Повторяем движения за словами:

 Руки кверху поднимаем,

 А потом их отпускаем.

 А потом их развернем

 И к себе скорей прижмем.

 А потом быстрей, быстрей

 Хлопай, хлопай веселей.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_aa781450c01e628a6a4f524729f87956.jpg.jpg


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. 
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу. 

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_07888e4fcd680de0a4e3bf25c3624f5b.jpg.jpg

Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль 
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В емкости просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Опыт № 5.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_0111b99f193ef8236ece195d6ad5af96.jpg.jpg


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, мы сегодня провели опыты и эксперименты,  вы узнали много нового и интересного, помогали разобраться  подземным жителям в их проблеме. Я думаю нам удалось им помочь. Вы согласны со мной? ( да) 

Гномы прислали нам второе письмо, давайте его прочтем.

C:\Users\Ирина\Desktop\i.jpg

 -Вот и подошло время расставаться. Наша научная лаборатория закрывается.  Мы с вами  снимаем с себя роли научных  сотрудников лаборатории и становимся опять, вы детьми, а я воспитателем.

Что нового вы узнали о жидкостях и растворах? Какие свойства они  имеют?

В ходе исследования мы узнали, что:

1. Растительное масло - это жидкость , слой масла находится на поверхности воды, смесь жидкостей, которые смешиваются, называется - эмульсия.

2. Сахар исчезает, растворяется в воде, такая смесь называется раствором.

3. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

4. Соль сыпучая, растворяется, но не полностью.

5.  Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой. 
Опыт демонстрируется без объяснения детям. 
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? 
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.

Кому было интересно в нашей лаборатории и трудностей не возникало, те берут драгоценный камень красного цвета  и складывают их в шкатулку, кому было интересно в нашей лаборатории но были небольшие трудности, те берут драгоценный камень голубого цвета и складывают  их в шкатулку, кому было не интересно в нашей лаборатории и были трудности во время работы , те берут драгоценный камень желтого цвета и складывают их в шкатулку.

Всем большое спасибо за работу, до новых встреч в научной лаборатории.

Конспект НОД

в подготовительной группе по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости и растворы».

                                    Провела воспитатель: Травкина Ирина Викторовна

Дата  проведения – 17.05.2017г.

БДОУ г. Омска детский сад присмотра и оздоровления  № 30.

г. Омск-2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по эксперементальной деятельности в подготовительной группе "Делаем облака". (6-7 лет)

Каждый день дети выступают в роли маленького исследователя, им интересно всё вокруг, они наблюдают , запоминают и фантазируют. Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все ви...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспекты НОД по исследовательско-эксперементальной деятельности в подготовительной группе

В представленом материале разработаны конспекты по экспериментальной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе. Тематика различна-воздух, вода, электричество, предметы разных физических ...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...