Конспект занятия по экологии "Мы - защитники природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: закладывать основы экологического сознания: понимание того, что природа – общий дом для всего живого на Земле; понимание взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов, в т.ч. и человека; формировать убежденность в бесценности природы и необходимости ее оберегать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы – защитники природы
Цель:
Закладывать основы экологического сознания: понимание того, что природа – общий дом для всего живого на Земле; понимание взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов, в т.ч. и человека; формировать убежденность в бесценности природы и необходимости ее оберегать.
Задачи:
- Уточнять имеющиеся представления о многообразии природных объектов.
- Закреплять навыки экологически грамотного поведения в природе: представления о том, какие действия наносят вред окружающей среде, как человек может ей помочь.
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное.
- Развивать коммуникативные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
- Работа с лэпбуком «Лес – многоэтажный дом».
- Работа с презентацией «То березка, то рябина..».
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, картин по теме, обсуждение.
Материалы и оборудование:
Модели эколого-систематических групп; карточки с изображением птиц, животных, насекомых, рыб; 2 прозрачных стакана (в одном грязная вода), воронка, фильтровальная бумага; медали; мультимедийная презентация с использованием аудиозаписи.
Ход занятия:
Ребята, вы слышали когда-нибудь выражение «Земля – наш общий дом»? (слайд 1) Как вы его понимаете? (это люди, животные, птицы, растения) Это люди и природа вместе, неразделимо. Что дает нам природа?.. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов (слайд 2). Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного, доброго отношения. Есть такая наука – экология. В переводе с греческого языка экология – наука о доме. Какой же дом имеется в виду, какой дом изучает экология? (природу, Землю) Экология изучает взаимодействие природы и человека, умение человека жить в гармонии с природой так, чтобы ей не навредить. У каждого из вас есть дом, и чтобы в нем было приятно и удобно жить, вы и ваши родители соблюдают определенные правила. Какие? (наводим в доме порядок, поддерживаем чистоту, покупаем удобные нужные вещи) А поскольку Земля – это тоже дом, то человек должен вести себя так, чтобы всем жилось на нашей планете хорошо, чтобы она оставалась такой же прекрасной, как раньше.
Мы с вами живем в Нижегородской области.
Здесь множество лесов и рек.
Беречь их должен человек.
Он самый сильный, самый мудрый.
И чтоб настало завтра утро,
Запели птицы, расцвели цветы,
Помочь им можешь даже ты!
Сегодня я предлагаю вам выступить в роли защитников природы и совершить небольшую экскурсию в страну под названием «Экология». Готовы?.. Тогда, в путь! На секунду закройте глаза и представьте, что мы попали в лес (слайд 3).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(звуки леса) Как здесь красиво! Птицы поют, цветы дарят свой аромат, легкий ветерок шелестит листочками. Чтобы быть другом лесу, надо много о нем знать: кто живет в лесу, что растет, какие правила следует соблюдать.
- Предлагаю вам немного поиграть, а заодно и проверить свои знания. Перед вами карточки с изображениями животных и схемы, отражающие признаки животных. Разделите карточки на соответствующие группы.
- Лес – это дом для множества живых существ, дом многоэтажный. Почему так говорят? (животные живут под землей, на земле, на деревьях) Поместите животных там, где они должны жить (слайд 4).
- А сейчас попрошу вас позаботиться о диких животных и покормить их. Игра «Кто что ест» (слайд 5).
Хорошо в нашем лесу. Но так бывает не всегда. Я слышу, будто лес плачет, стонет (слайд 6). Что случилось? (люди оставили в лесу мусор) Почему его нельзя оставлять? (неубранный мусор не дает расти траве и цветам; муравьи здесь никогда не построят свой домик). Да, оставленный людьми мусор многие годы будет лежать в лесу, потому что он сделан из материалов, которые не гниют, не разлагаются, как, например, листва деревьев. Кроме того, мусор выделяет вредные для всего живого вещества. И вы правильно сказали, что на этом месте ничего не будет расти. Тогда расскажите, как надо поступить. (собрать мусор, выбросить в контейнер в городе, не приносить ничего, что может стать мусором ) Расскажите, что вы видите здесь? (горит лес) Чем страшен пожар? (при пожаре погибает всё: и деревья, и животные, и цветы, и насекомые, и птицы). Почему в лесу возникает пожар? (разводят костры, бросают спички, курят) Как же надо вести себя в лесу, чтобы не допустить пожар? (не разводить костры) А что произошло здесь? (вырубают лес) Почему говорят, что вырубка леса так же страшна, как пожар? (остаются одни пеньки, негде жить животным, птицам, насекомым) Совершенно верно, нарушена среда обитания многих живых организмов, им негде жить, некоторые погибают, остальные вынуждены искать другие места обитания.
- Друзья природы составили и придумали «Правила поведения в лесу» (слайд 7). Предлагаю вам под запрещающий знак спрятать картинки, на которых, как вы считаете, изображено недопустимое поведение в природе.
Лес многое дает человеку, и прежде всего древесину. Очень часто бывает так (слайд 8). Как же человек может помочь? (не рубить деревья, посадить новые) Верно.
Есть такое выражение «Лес – легкие земли». Что это значит? (в лесу легко дышится, растения тоже дышат, растения выделяют кислород). Главная функция практически всех растений – выделение кислорода, необходимого для жизни всего живого на Земле. Значит, можно сделать вывод: если растений станет меньше, то…(будет мало кислорода, будет трудно дышать). Верно, а это губительно и для человека. Молодцы!
Посмотрите-ка, гуляя по лесу, мы подошли к реке.
Физкультминутка:
Тихо плещется вода, (Изобразить волну руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Отдохнули – снова в путь. Посмотрите, чем ближе мы приближаемся к городу, тем больше меняется река? (слайд 9) Текла река по берегам волнистая, игристая да такая чистая! Но случилась вдруг беда, и откуда, и когда? Вырос будто из земли на другом конце реки огромный завод, много труб - один отвод. Начал речку загрязнять. Скажите, к чему это может привести? (гибнет рыба, животные и птицы; нельзя купаться, пить эту воду) Какие растения будут у этой реки расти? (больные) Правильно. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе и человек, потому что ничто живое обходиться без воды не может.
Что делать? (не бросать мусор, убрать его) А что делать с заводскими стоками? (?) Строить очистные сооружения на заводах. Это специальное оборудование, которое очищает воду от грязи и только потом спускает ее в реку.
- Как работают очистные сооружения, можно показать на простом опыте. Для этого возьмем эту воронку, вложим в нее листок специальной фильтровальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается. (вода стала чистой) Где осталась грязь? (на бумаге)
- А сейчас, как настоящие друзья природы, давайте наведем порядок на нашей речке. (слайд 10)
Чтобы беречь воду, не обязательно ехать на водоем, вы это можете делать дома, в детском саду, в гостях. Как? (если дети затрудняются, показать слайд 11) Воду – наше главное богатство – надо беречь!
Вот мы и добрались до города.
Рефлексия:
Вам было интересно путешествовать? Что понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Запомните главное:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (слайд 12)
Вручить детям медали «Активному защитнику природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...
Конспект занятия "Я-Эколенок, защитник природы"
laquo;Я – Эколёнок, защитник природы»...
Конспект занятия на тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:Обучающие:-П...
Занятие по экологии - Защитники природы!
Занятие для дошколят во второй младшей группе...
Познавательное занятие «Эколята – молодые защитники природы»
Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о животных, формирует познавательный интерес к изучению окружающего мира....
Конспект занятия «Эколята — молодые защитники природы»
Тема: «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Расширять представления детей о земном шаре, продолжая знакомство с _ глобусом. Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к приро...
Открытое занятие "Эколята - юные защитники природы"
вторая группа раннего возраста...