Исследовательская деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чибисова Карина Евгеньевна

В данной работе  идёт речь о выявлении детьми свойств воздуха при помощи опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_vozduhom_i_ego_svoystvami.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в подготовительной группе.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОЙСТВАМИ.

Программные задачи:  Помочь детям самостоятельно, на основе опытов выяснить, что воздух есть везде, в помещении, на улице, в воде и разных предметах. Он прозрачный, лёгкий, совсем не заметный. Показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать. Закрепить знания детей о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его лёгкими. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух. Почувствовать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветриваемом помещении. Напомнить детям, что с воздухом можно играть, если научиться сильно дуть. Развивать мыслительные операции, активизировать память, внимание. Стимулировать познавательные процессы и любознательность. Подвести детей к умению самостоятельно делать элементарные опыты, а на их основе выводы.

Материал:   веер, насос, трубочки для сока и стаканчики по количеству детей, камень, гвоздь, кусок пластилина, крупная пуговица, лёгкие пёрышки.

Ход опытов:

Дети входят в группу.

 - Вы вошли в группу, что почувствовали? (в группе прохладно.) Как вы себя чувствовали в раздевалке? Какой там воздух? Где вам легче дышится, приятнее находится, играть? Почему? Размышления детей.

- В помещениях, где долго находятся  люди, скапливается плохой воздух, поэтому их надо проветривать.  Сейчас проветривается спальня. Для чего это делается?

В-ль подводит итог выводам детей: для жизни человеку нужен свежий, чистый воздух – таким воздухом человеку легко дышать, приятно находится, играть, работать, спать.

Дать задание: на прогулке сравнить воздух в группе и на улице.

Мы с вами говорим: свежий воздух, плохой воздух. Как вы думаете, что такое воздух? ( Это то, что нас окружает в комнате, на улице).

Я предлагаю вам стать сегодня учёными и больше узнать о воздухе и его свойствах. Как учёные мы с вами будем проводить опыты, а результаты записывать на специальном листе.

1 опыт:

- Для чего нужен воздух? (воздух нужен людям, чтобы дышать.)

-Давайте попробуем разобраться, как человек дышит? Предложить положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается.

Объяснить, как происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, как пища).

-А может всё-таки человек может обойтись без воздуха? Давайте попробуем не дышать. Предложить детям закрыть ладонью нос и рот, чтобы не дышать. Через несколько секунд выяснить, что дети почувствовали, что испытали.

Сделать вывод: человеку для жизни всегда нужен свежий воздух. Предложить нарисовать схематично на листке исследований результаты первого опыта. (Нос).

  1. опыт: 

- Можем мы увидеть воздух, потрогать, почувствовать? (ответы детей). Вдохните воздух и выдохните его на свою ладонь. Что вы почувствовали? (струю горячего воздуха).

-Увидели ли мы воздух?

Предложить провести опыт, чтобы увидеть выдыхаемый воздух. Раздать детям стаканы с водой и трубочки для сока. Подумать, как эти приспособления могут помочь увидеть воздух? (Надо подуть через трубочку в воду).

-Что вы увидели? (Пузыри воздуха из трубочки поднимаются на поверхность воды).

-Как  можно увидеть воздух? Почувствовать его?

Сделать зарисовки в исследовательский лист.

  1. опыт:

Предложить обмахнуть рукой лицо.

-Что вы чувствуете? (лёгкий ветерок, движение воздуха).

Показать детям веер, насос, трёхлитровую банку с водой, пустую банку, тазик с водой и т. д.

-Какие из этих предметов могут помочь почувствовать воздух? (Ответы детей).

Испытание названных детьми предметов.

Спросить, что почувствовали? Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Испытание насоса.  

-Что мы делали, чтобы почувствовать воздух? (выдыхали воздух, делали различные движения).

Зарисовать схематично на бумаге.

  1. опыт:

 Показать по очереди небольшие тяжёлые предметы: камень, гвоздь, крупную пуговицу, кусок пластилина.

-Есть ли в этих предметах воздух?

Выслушать ответы детей, а потом предложить внимательно посмотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Дети бросают в воду по одному предмету. За каждым наблюдают, что происходит. Рассказывают, что увидели. (Добиться ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходит маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Спросить, что же это за пузырьки и от куда они взялись. Если дети не отвечают, пояснить: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

Уточнить, куда падал камень, куда двигались пузырьки воздуха? Почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх.

После пояснений детей, подвести итог: «Камень тяжёлый, тяжелее воды – он тонет, падает вниз, а воздух лёгкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из неё».

Аналогично дети бросают в воду предметы подготовленные воспитателем, при этом уточняется материалы, из которого они сделаны. После серии опытов подвести детей к выводу: воздух находится не только вокруг нас, но и во всех предметах, но он незаметен.

Зарисовать схематично на листе бумаги итоги эксперимента.

  1. опыт: 

Поставить на стол две банки, в одной из них заранее налита вода. Показать пустую банку. Что в ней? Опровергает или подтверждает: (В банке воздух). Демонстрирует опыт; ставит тазик с водой, банку переворачивает вверх дном и точно вертикально опускает в тазик. При погружении банки, (если только не было наклона) вода в тазике поднимается, банка остаётся пустая (воздух, который находился в ней, не может выйти и не пускает

воду в банку). Почему вода не входит в банку и что ей мешает? Сделать вывод: «В банке есть воздух, ему некуда деваться – он не пускает воду». Предложить внимательно посмотреть, что сейчас произойдёт. При этом наклонить банку в сторону, из неё с шумом выходит воздух и банка заполняется водой. Попросить детей объяснить, что произошло, и что сейчас в банке.

Зарисовка схематично результатов опыта.

  1. опыт: 

В свободную банку налить воду из-под крана. Понаблюдать, что происходит (вода белого цвета, много пузырьков, они поднимаются вверх, лопаются, виден даже пар).

- Что же это за пузырьки и от куда они взялись? После высказываний детей пояснить: «Это воздух, который в большом количестве находится в воде. Эти пузырьки потом исчезнут: часть воздуха растворится в воде, часть его выйдет наружу». Сравнить с банкой воды, налитой заранее. Зарисовка схемы.

Итог:  Мы провели опыты, чтобы больше узнать о воздухе. Результаты опытов зарисовывали на исследовательском листе. Расскажите о том, что вы узнали? (Дети по очереди рассказывают по схематичным зарисовкам исследований)

 Д\и «Хлопни – топни». 

Воспитатель перечисляет известные детям правильные и неправильные свойства воздуха. Если свойство есть, то – хлопают в ладоши. Если нет – то топают ногами.

Вопросы:

Воздух необходим человеку.

Люди вдыхают плохой воздух, а выдыхают хороший.

Человеку легче дышится чистым, свежим воздухом.

Комнату нельзя проветривать.

Воздух нельзя увидеть.

Воздух можно почувствовать, создав движение.

 Воздух находится вокруг нас.

В группе воздуха нет, а на улице воздух есть.

В воде есть воздух.

В разных предметах есть воздух.

Воздух красный.

Воздух прозрачный.

Воздух надо загрязнять, это лучше, для человека.

Показать игру с лёгким пёрышком или пушинкой: как их можно удержать в воздухе. Дать всем пушинки. Предложить сначала поупражняться, а затем поиграть в игру «У кого дольше не упадёт пёрышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...