ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Современные дети все реже стали общаться с природой. Мой проект направлен на то ,чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир и я начала свою работу, с древнейших и самых многочисленных обитателей нашей планеты, которые очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. Знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает понимание секретных ситуаций в поведении насекомых, правильную оценку и адекватное реагирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 172.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 48 «ЯГОДКА» ПОСЁЛКА СВЕРДЛОВСКИЙ
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
Воспитатель: Лавриненко Г.И
2015-2016г
Обоснование актуальности.
Общение с насекомыми, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к живому, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для насекомого вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с насекомым, ребенок обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для насекомого, так и для ребенка.
Паспорт проекта
Экологический проект
Тема: «Удивительный мир насекомых»
Тип проекта: групповой, творческий, информационный
Актуальность проекта: Современные дети все реже стали общаться с природой. Мой проект направлен на то ,чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир и я начала свою работу, с древнейших и самых многочисленных обитателей нашей планеты, которые очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. Знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает понимание секретных ситуаций в поведении насекомых, правильную оценку и адекватное реагирование.
Масштаб проекта:
Краткосрочный
Территориальный -детский сад №48 «Ягодка»
Количество детей-23
Участники проекта;
Воспитатель: Лавриненко Галина Ивановна
Дети старшей группы «Светлячки»
Родители детей старшей группы «Светлячки»
Цель проекта: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенности мира насекомых и формирование начал экологической культуры.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях
Формирование познавательного интереса к насекомым
Развивающиеся:
Развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать речь детей, активизировать словарный запас;
Продолжать учить устанавливать причинно- следственные между объектами живой природы
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Ресурсное обеспечение
Нормативно - правовое обеспечение
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция дошкольного воспитания;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., 2011 год;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Методическое обеспечение проекта:
Материально – технические.
Развивающая среда, природный уголок, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат.
Методическое обеспечение.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.., 2011г
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.,
Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.
Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей / Т.А. Шорыгина. – М.: 2002. «Насекомые»
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Интернет- ресурсы:
http://wudao.narod.ru/ ;
http://nasekomiy-mir.ru/ ;
Методическое сопровождение
Сбор информации о насекомых.
Подборка иллюстраций о жизни насекомых.
Подбор художественной литературы о насекомых.
Подборка стихотворений, загадок о насекомых .
Дидактические игры.
Беседы о насекомых.
Конспекты НОД.
Консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
Беседы.
Консультация для родителей «Укусы насекомых».
Информация для родителей «Если ребенка укусила пчела»
Консультация для родителей : «Целебные свойства меда»
Привлечение родителей к сбору дидактического материала по теме «Насекомые»
Ресурсное обеспечение проекта:
Наглядный материал.
Музыкальное сопровождение.
Материал для художественного творчества
Технологии:
Здоровьесберегающие педагогические технологии;
Информационно-коммуникативные технологии;
Игровые технологии;
Ожидаемые результаты проекта:
-формирование навыков культурного поведения в природе;
-интерес к природным объектам;
-Формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе: доброжелательность к живым существам;
-развитие познавательного интереса к живым существам
-умение узнавать и называть насекомых(бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик)
- иметь представления о многообразии насекомых;
- находить сходства и различия;
- знать о пользе насекомых, общих существенных признаках насекомых;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми.
Родители: совместно с детьми находят и подбирают загадки, поговорки, пословицы о насекомых.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
-разработка стратегии реализации проекта;
-подбор и изучение необходимой литературы;
-составление плана работы, подбор методик;
- определены цели и задачи проектной деятельности;
-Беседа с детьми о насекомых
-подборка атрибутов для игр, занятия
-проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников (консультации, беседы).
Основной этап
Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище». В. Бирюков "Жук проснулся", сказки "Лиса и муравей",
Я.Бжехва «Муравей», «Комар»,
И Крылов «Стрекоза и муравей»,В.Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».
Рассматривание иллюстраций о насекомых
Загадки о насекомых
Беседа «Как пчелы умеют защищаться?»
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
-Консультация для родителей: «Целебные свойства меда»
-Рекомендация для родителей: «Если ребенка ужала пчела»
- Просмотр мультфильма : «Муха-Цокотуха», «Как муравьишко спешил домой»
-Проведение НОД по теме: «Насекомые»
-Проведение НОД по теме: «Бабочка-красавица»
-Проведение НОД по теме: ««Путешествие в таинственный мир насекомых»
-Проведение НОД по теме: «Божья коровка»
-Офтальмотренаж: «Пчелка» «Поймай бабочку»
-Презентация для детей «Мир насекомых»
-Экологические игры
-Малоподвижная игра: "Кузнечик"
Заключительный этап
-Презентация проекта по теме: «Удивительный мир насекомых»
-Выставка детских рисунков: «Наши милые букашечки»
-Выставка книг по теме: «Насекомые»
-Оформление стендовой информации по теме проекта.
-Разработана картотека «Загадки и пословицы о насекомых»
-Мониторинг
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
Знакомство с литературными произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
Разучивание стихов о насекомых загадывание загадок; Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
Просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя»,
Реализация проекта
Перспективный план по работе с детьми
Формы, методы и приемы работы | цель | Направление реализации проекта по образовательным областям |
НОД «Насекомые» | Обобщать представление детей о многообразии насекомых. Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых. Уточнить представления детей о пользе насекомых, их общих существенных признаках. Развивать общую моторику. Активизировать речь детей. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Закрепить знания детей о насекомых , о особенностях внешнего вида. | |
НОД «Божья коровка» | Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение; поддерживать интерес к изобразительной деятельности, учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел используя ранее усвоенные навыки и умения воспитывать творческую активность; воспитывать дружеские взаимоотношения, и любовь к природе | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. |
Исследовательская деятельность "Насекомые на нашем участке" | Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о насекомых; расширять знания и представления об особенностях их внешнего вида; учить детей сравнивать насекомых по существенным общим признакам; обогащать и активизировать речь детей. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.(рисунок на асфальте) |
Дидактические игры и упражнения «Медведь и пчёлы» | Закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста. | Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Физическое развитие. |
НОД «Бабочка - красавица» | Научить детей новому способу передачи изображения; развивать эстетические и творческие качества. | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие |
НОД «Путешествие в таинственный мир насекомых» Беседа «Как пчелы умеют защищаться» Беседа «Защитные приспособления насекомых» Наблюдения за насекомыми на участке | Обобщение и систематизация знаний о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира стремление к сохранению его разнообразия. Продолжать знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях. Систематизировать представления о многообразии насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего мира и способом защиты от врагов. Расширять и обогащать знания детей о многообразии насекомых | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
|
Перспективный план по работе с родителями.
Формы, методы и приёмы работы | Цель |
Блок «Педагогическое просвещение родителей» Консультация для родителей «Укусы насекомых» Информация для родителей «Если ребенка укусила пчела» Консультация для родителей: «Целебные свойства меда» | Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе в направлении «Насекомые, какие они?» «Польза и вред от насекомых» |
Блок «Интерактивное взаимодействие» с родителями | Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения информационного пространства |
Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.
1.Размещение проекта на персональном сайте педагога Лавриненко Галина Ивановна nsportal.ru социальная сеть работников образования.
2.Консультация для родителей: «Укусы насекомых»
3.Консультация для родителей: «Целебные свойства меда»
4.Рекомендации для родителей: «Если ребенка ужала пчела»
5.Разработана картотека половиц и поговорок о насекомых.
Результат
Дети овладели обобщающим понятием «насекомые»; научились узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, комар, блоха, водомерка, клоп, майский жук, шмель и т.д.) на иллюстрациях и в природе; узнали о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; узнали о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; научились находить сходства и различия. Значительно повысился интерес детей к наблюдениям за природными объектами, в том числе и у малоактивных детей. Обогатился словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект экологической направленности "Удивительный мир насекомых"
Проект поможет изучить вопросы, связанные с разнообразным видом насекомых, образом жизни в многозвенной экологической цепи, научить детей любить и беречь окружающий мир (сентябрь - ноябрь 2017 г.)...
Экологический проект "Удивительный мир насекомых"
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Лето...
Экологический проект«Удивительный мир насекомых»
Насекомые обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле включают бабочек, жуков, мух, муравьёв, пчёл и других. Наука, изучающ...
Экологический проект "Удивительный мир насекомых"
Данный проект направлен на изучение строения, образа жизни и роли насекомых в экосистеме...
Экологический проект "Удивительный мир насекомых"
Экологический проект в подготовительной группе "Удивительный мир насекомых"...
Экологический проект "Удивительный мир насекомых"
Экологический проект "Удивительный мир насекомых"...
Экологический проект «Удивительный мир насекомых»
Экологический проект «Удивительный мир насекомых» в старшей группе....