ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лавриненко Галина Ивановна

Современные дети все реже  стали общаться с природой. Мой проект направлен на то ,чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир и я начала свою работу, с древнейших и самых многочисленных обитателей нашей планеты, которые  очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. Знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает понимание секретных ситуаций в поведении насекомых, правильную оценку и адекватное реагирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx172.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 48 «ЯГОДКА»  ПОСЁЛКА СВЕРДЛОВСКИЙ

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

                                                                           Воспитатель:   Лавриненко Г.И

2015-2016г

Обоснование актуальности.

 Общение с насекомыми, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к живому, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для насекомого вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с насекомым, ребенок обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для насекомого, так и для ребенка.

Паспорт проекта

Экологический проект

Тема: «Удивительный мир насекомых»

Тип проекта: групповой, творческий, информационный

Актуальность проекта: Современные дети все реже  стали общаться с природой. Мой проект направлен на то ,чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир и я начала свою работу, с древнейших и самых многочисленных обитателей нашей планеты, которые  очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. Знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает понимание секретных ситуаций в поведении насекомых, правильную оценку и адекватное реагирование.

Масштаб проекта:

Краткосрочный

Территориальный -детский сад №48 «Ягодка»

Количество детей-23

Участники проекта;

Воспитатель: Лавриненко Галина Ивановна

Дети старшей группы «Светлячки»

Родители детей старшей группы «Светлячки»

Цель проекта: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении  особенности мира насекомых и  формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширение и систематизация знаний   детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях

Формирование познавательного интереса к насекомым

Развивающиеся:

Развивать  у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать речь детей, активизировать словарный запас;

Продолжать  учить устанавливать  причинно- следственные между объектами живой природы

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

 Ресурсное обеспечение

Нормативно - правовое обеспечение

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании»;

Концепция дошкольного воспитания;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., 2011 год;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной   общеобразовательной программы дошкольного образования".

Методическое обеспечение проекта:

 Материально – технические.

Развивающая среда, природный уголок, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Методическое обеспечение.

Программа воспитания и обучения в детском  саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.., 2011г

Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.,

Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.

Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей / Т.А. Шорыгина. – М.: 2002. «Насекомые»

 Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

Интернет- ресурсы:  

http://wudao.narod.ru/ ;

http://nasekomiy-mir.ru/ ;

http://bio.1september.ru/;

Методическое сопровождение

Сбор информации о насекомых.

Подборка иллюстраций о жизни насекомых.

Подбор художественной литературы о насекомых.

Подборка стихотворений, загадок о насекомых .

Дидактические игры.

Беседы о насекомых.

Конспекты НОД.

Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

Беседы.

Консультация для родителей «Укусы насекомых».

Информация для родителей «Если ребенка укусила пчела»

Консультация для родителей : «Целебные свойства меда»

Привлечение родителей к сбору дидактического материала по теме «Насекомые»

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал.  

Музыкальное сопровождение.

Материал для художественного творчества

Технологии:

Здоровьесберегающие педагогические технологии;

Информационно-коммуникативные технологии;

Игровые технологии;

Ожидаемые результаты проекта:

-формирование навыков культурного поведения в природе;

-интерес к природным объектам;

-Формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе: доброжелательность к живым существам;

-развитие познавательного интереса к живым существам
-умение узнавать и называть  насекомых(бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик)
- иметь представления о многообразии насекомых;
- находить сходства и различия;
- знать о пользе насекомых, общих существенных признаках насекомых;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми.

Родители: совместно с детьми  находят  и подбирают  загадки, поговорки, пословицы о насекомых.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

-разработка стратегии реализации проекта;

-подбор и изучение необходимой литературы;

-составление плана работы,  подбор методик;

- определены цели и задачи проектной деятельности;

-Беседа с детьми о насекомых

-подборка атрибутов для игр, занятия

-проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников (консультации, беседы).

Основной этап

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище». В. Бирюков "Жук проснулся", сказки "Лиса и муравей",

Я.Бжехва «Муравей»,  «Комар»,

И Крылов «Стрекоза и муравей»,В.Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».

Рассматривание иллюстраций о насекомых

Загадки  о насекомых

Беседа «Как пчелы умеют защищаться?»

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

-Консультация для родителей:  «Целебные свойства меда»

-Рекомендация для родителей: «Если ребенка ужала пчела»

- Просмотр мультфильма  :  «Муха-Цокотуха»,  «Как муравьишко спешил домой»

-Проведение НОД по теме: «Насекомые»

-Проведение НОД по теме: «Бабочка-красавица»

-Проведение НОД по теме: ««Путешествие в таинственный мир насекомых»

-Проведение НОД по теме: «Божья коровка»

-Офтальмотренаж: «Пчелка» «Поймай бабочку»

-Презентация для детей «Мир насекомых»

-Экологические игры

-Малоподвижная игра: "Кузнечик"

Заключительный этап

-Презентация проекта по теме: «Удивительный мир насекомых»

-Выставка детских рисунков: «Наши  милые букашечки»

-Выставка книг по теме: «Насекомые»

-Оформление стендовой информации по теме проекта.

-Разработана картотека «Загадки и пословицы о насекомых»

-Мониторинг

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

 Знакомство с литературными произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

 Разучивание стихов о насекомых загадывание загадок;  Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

 Просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя»,

Реализация проекта

Перспективный план по работе с детьми

Формы, методы и приемы работы

цель

Направление реализации проекта по образовательным областям

НОД «Насекомые»

Обобщать представление детей о многообразии насекомых. Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых. Уточнить представления детей о пользе насекомых, их общих существенных признаках. Развивать общую моторику. Активизировать речь детей.

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Закрепить знания детей о насекомых , о особенностях внешнего вида.

НОД «Божья коровка»

Развивать  творческие способности детей, фантазию, воображение; поддерживать интерес к изобразительной деятельности, учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел используя ранее  усвоенные навыки и умения воспитывать  творческую активность; воспитывать дружеские взаимоотношения, и любовь к природе

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Исследовательская деятельность "Насекомые на нашем участке"

Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о насекомых; расширять знания и представления об особенностях их внешнего вида; учить детей сравнивать насекомых по существенным общим признакам; обогащать и активизировать речь детей.

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.(рисунок на асфальте)

Дидактические игры и упражнения «Медведь и пчёлы»

Закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Физическое развитие.

НОД «Бабочка - красавица»

Научить детей  новому способу передачи изображения; развивать эстетические и творческие качества.

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

НОД «Путешествие в таинственный мир насекомых»

Беседа «Как пчелы умеют защищаться»

Беседа «Защитные приспособления насекомых»

Наблюдения за насекомыми на участке

Обобщение и систематизация знаний о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира стремление к сохранению его разнообразия.

Продолжать  знакомство детей с особенностями  жизни пчел и природных взаимосвязях.

Систематизировать представления о многообразии насекомых; учить устанавливать  связи между особенностями  внешнего мира и способом защиты от врагов.

Расширять и обогащать знания детей о многообразии насекомых

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

 Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

 

Перспективный план по работе с родителями.

Формы, методы и приёмы работы

Цель

Блок «Педагогическое просвещение родителей» Консультация для родителей «Укусы насекомых»

Информация для родителей «Если ребенка укусила пчела»

Консультация для родителей:  «Целебные свойства меда»

Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе в направлении «Насекомые, какие они?» «Польза и вред от насекомых»

Блок «Интерактивное взаимодействие» с родителями

Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения информационного пространства

Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.

1.Размещение проекта на персональном сайте педагога Лавриненко Галина               Ивановна nsportal.ru социальная сеть работников образования.

2.Консультация для родителей: «Укусы насекомых»

3.Консультация для родителей: «Целебные свойства меда»

4.Рекомендации для родителей: «Если ребенка ужала пчела»

5.Разработана картотека половиц и поговорок о насекомых.

Результат

Дети овладели обобщающим понятием «насекомые»; научились узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, комар, блоха, водомерка, клоп, майский жук, шмель и т.д.) на иллюстрациях и в природе; узнали о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; узнали о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; научились находить сходства и различия. Значительно повысился интерес детей к наблюдениям за природными объектами, в том числе и у малоактивных детей. Обогатился словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологической направленности "Удивительный мир насекомых"

Проект поможет изучить вопросы, связанные с разнообразным видом насекомых, образом жизни в многозвенной экологической цепи, научить детей любить и беречь окружающий мир (сентябрь - ноябрь 2017 г.)...

Экологический проект "Удивительный мир насекомых"

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Лето...

Экологический проект«Удивительный мир насекомых»

Насекомые обладают наибольшим разнообразием  среди всех остальных животных на Земле включают бабочек,  жуков, мух, муравьёв,  пчёл и других. Наука, изучающ...

Экологический проект "Удивительный мир насекомых"

Данный проект направлен на изучение строения, образа жизни и роли насекомых в экосистеме...

Экологический проект "Удивительный мир насекомых"

Экологический проект в подготовительной группе  "Удивительный мир насекомых"...

Экологический проект "Удивительный мир насекомых"

Экологический проект "Удивительный мир насекомых"...

Экологический проект «Удивительный мир насекомых»

Экологический  проект «Удивительный мир насекомых» в старшей группе....