Экологическое воспитание детей в детском саду
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Формирование экологической культуры у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в детском саду
Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нём закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
С начала учебного года педагоги ведут постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривают растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Воспитатели обращают внимание на форму и окраску листьев, учат по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Детям предлагают побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.
Ежедневно на прогулках педагоги проводят наблюдения за живой и неживой природой. При наблюдениях за птицами воспитатели обращают внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, ведут непринуждённую беседу о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением. На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.
В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции
Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.
На занятиях по экологическому воспитанию детей учат сравнивать и рассказывать о временах года, о повадках птиц и зверей, учат сравнивать и анализировать, делают простейшие выводы, объясняют как надо вести себя на природе.
В процессе этого обучения идёт закрепление экологических знаний детей, обучение распознаванию, развитие логического мышления, расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
В своей работе педагоги используют технологии:
Светланы Николаевны Николаевой «Программа экологического воспитания дошкольников», Натальи Александровны Рыжовой
«Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники», Полины Григорьевны Саморуковой «Мир природы и ребёнок».
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы». Нравятся детям рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
На участке детского сада есть огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. На участках имеются цветники, где дети имеют возможность наблюдать растения в период их цветения, деятельность насекомых, опыляющих их. Так же собирают семена для будущих посадок, рассматривают их.
Особое место педагоги отводят опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. Во время этой работы ребёнок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получает первые навыки её проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления.
Систематически проводятся с детьми комплексные занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
Даем доступные для детей дошкольного возраста простые понятия экологической цепочки, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей. На целевых прогулках, занятиях закрепляла знания детей, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Педагог составила перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми с младшей группы
до подготовительной.
Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Поэтому мы пропагандируем экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников. Опыт работы показывает, что более эффективны и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Мероприятия с родителями построены по типу телевизионных передач. Традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала «Осенняя фантазия», экологические праздники, беседы за круглым столом, оформляем экологические памятки, советы для родителей.
Весной в нашем детском саду проводятся экологические субботники «Чистое утро!» на которых воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья.
В результате проделанной работы:
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
- сформированы начала экологической культуры детей;
- дети получают практические знания по охране природы;
- развиваются речевые навыки детей;
- дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Экологическое воспитание детей в детском саду
Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагог...
Презентация "Экологическое воспитание детей в детском саду". Тема: "Птицы".
Презентация на закрепление знаний детей старшего возраста....
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в детском саду".
Консультация для родителей....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...
Экологическое воспитание детей в детском саду
Работа по самообразованию...