Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дьяконова Наталия Васильевна

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Радуга» г. Нолинска Кировской области

«Невидимый друг»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

(совместная поисково-исследовательская деятельность)

(Старшая группа)

Дьяконова Наталия Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: развитие познавательной активности детей. 

Задачи:


  • Обобщить представления детей о явлениях природы;
  • Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется;
  • Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком;
  • Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы;
  • Формировать основы экологического сознания;
  • Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны;
  • Развивать интеллектуальные способности.

Ход занятия:

Воспитатель: 
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети.

Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?

Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком: 

Загадка:
Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.


Дети: О воздухе!

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: Это то, чем дышат  люди, растения, животные.

Воспитатель: А кому воздух не нужен совсем (дети называют объекты неживой природы)?

А как узнать, что вы дышите?

Сделаем глубокий вдох... и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. 

Опыт №1: «Воздух движется»

Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?

Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Воспитатель: Кто-нибудь видит сейчас воздух? А может его вовсе нет?

Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть  

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в мини - лабораторию.

Чтобы о чем-то узнать, надо с этим природным явлением познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки).

1 помощник – глаза.

Воздух везде, вокруг нас. Какого цвета воздух? (не видим, бесцветен)

Воздух нельзя увидеть, его можно только почувствовать.

2 помощник – руки. Давайте попробуем поймать воздух руками. Не получается, тогда нам помогут полиэтиленовые пакеты.

Опыт № 2.  «Воздух прозрачный».

Для опыта нам понадобятся полиэтиленовые пакеты.

1. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите, какие они тоненькие. Почему? В них нет воздуха.

2. Наберите в пакеты воздух и закрутите их. Пакеты похожи на подушки. Почему? Потому что воздух занял место в пакетах.

3. Теперь развяжите пакеты и выпустите из них воздух. Что случилось? Пакеты опять стали тоненькими. Почему? В них нет воздуха.

Можно ли увидеть воздух ?

Опыт № 3 « Воздух есть в воде».

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель. Дети, возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите?  (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух). Это выходит воздух из трубочек, он легче воды и поднимается вверх.

Опыт №4

Возьмем таз с газированной водой и опустим  кусочки пластилина. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.

Вывод: воздух легче, чем вода.

3 помощник – рот.

Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса? (не имеет вкуса)

4 помощник – нос.

Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (не имеет запаха)

Опыт №5 «Фитобар»

Воспитатель. Давайте пройдем в фитобар и откроем баночки. Какие запахи вы почувствовали?

Дети. Пахнет апельсином, яблоком, лимоном, чесноком

Вывод: Воздух не имеет запаха, но он может переносить запах.

5 помощник -  уши.

Воздух можно услышать. Что делает артист играющий на духовых инструментах. Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звук. А сейчас мы с вами послушаем, некоторые музыкальные инструменты.

Проведя эти опыты мы делаем

Вывод: Воздух бесцветный! Не имеет вкуса! Воздух не имеет запаха, но может передавать запах! Воздух легче воды! Воздух можно поймать! Мы дышим воздухом!

А как мы в играх используем воздух. (мыльные пузыри, воздушные шары, воздушный змей) (слайд)

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко?(…).


Воспитатель:Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ

Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

Опыт №6 «Оживающий воздушный шарик»

В этом опыте нам понадобиться горячая вода. Давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Сегодня я буду вашей помощницей.
На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). 
Вывод: При нагревании воздух расширяется.

Где работает воздух? Помогает плыть кораблю, спускаться парашютисту, убираться в доме, сушить волосы. (слайд)

Воздух среда обитания живых существ. (слайд)

Если воздух загрязнён, дышать становится труднее.

Как заботиться о своём здоровье? (слайд)

Давайте помнить: Загрязнённый воздух очень вреден для здоровья.

Нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, заводов,  мусорных свалок.

В каком городе хотели бы вы жить?

В чистом, без свалок мусора. Что для этого нужно делать? (ответы детей)

Давайте с вами беречь планету

Другой такой на свете нету

Развеем над нею пожары и дым

В обиду её не дадим.

Я хочу сделать  маленький подарок юным исследователям.

Подарок этот  для игры с воздухом!  Это вертушка! С её помощью можно увидеть как воздух приводит в движение предмет, а еще эта вертушка хороший тренажер для развития речевого дыхания. Вот такой познавательный и полезный подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты