Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Радуга» г. Нолинска Кировской области
«Невидимый друг»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
(совместная поисково-исследовательская деятельность)
(Старшая группа)
Дьяконова Наталия Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Обобщить представления детей о явлениях природы;- Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется;
- Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком;
- Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы;
- Формировать основы экологического сознания;
- Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны;
- Развивать интеллектуальные способности.
Ход занятия:
Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети.
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе!
Воспитатель: Для чего нужен воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: А кому воздух не нужен совсем (дети называют объекты неживой природы)?
А как узнать, что вы дышите?
Сделаем глубокий вдох... и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Опыт №1: «Воздух движется»
Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Воспитатель: Кто-нибудь видит сейчас воздух? А может его вовсе нет?
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в мини - лабораторию.
Чтобы о чем-то узнать, надо с этим природным явлением познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки).
1 помощник – глаза.
Воздух везде, вокруг нас. Какого цвета воздух? (не видим, бесцветен)
Воздух нельзя увидеть, его можно только почувствовать.
2 помощник – руки. Давайте попробуем поймать воздух руками. Не получается, тогда нам помогут полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 2. «Воздух прозрачный».
Для опыта нам понадобятся полиэтиленовые пакеты.
1. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите, какие они тоненькие. Почему? В них нет воздуха.
2. Наберите в пакеты воздух и закрутите их. Пакеты похожи на подушки. Почему? Потому что воздух занял место в пакетах.
3. Теперь развяжите пакеты и выпустите из них воздух. Что случилось? Пакеты опять стали тоненькими. Почему? В них нет воздуха.
Можно ли увидеть воздух ?
Опыт № 3 « Воздух есть в воде».
(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)
Воспитатель. Дети, возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух). Это выходит воздух из трубочек, он легче воды и поднимается вверх.
Опыт №4
Возьмем таз с газированной водой и опустим кусочки пластилина. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.
Вывод: воздух легче, чем вода.
3 помощник – рот.
Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса? (не имеет вкуса)
4 помощник – нос.
Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (не имеет запаха)
Опыт №5 «Фитобар»
Воспитатель. Давайте пройдем в фитобар и откроем баночки. Какие запахи вы почувствовали?
Дети. Пахнет апельсином, яблоком, лимоном, чесноком
Вывод: Воздух не имеет запаха, но он может переносить запах.
5 помощник - уши.
Воздух можно услышать. Что делает артист играющий на духовых инструментах. Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звук. А сейчас мы с вами послушаем, некоторые музыкальные инструменты.
Проведя эти опыты мы делаем
Вывод: Воздух бесцветный! Не имеет вкуса! Воздух не имеет запаха, но может передавать запах! Воздух легче воды! Воздух можно поймать! Мы дышим воздухом!
А как мы в играх используем воздух. (мыльные пузыри, воздушные шары, воздушный змей) (слайд)
Проводится игра "Бывает - не бывает".
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель:Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ
Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Опыт №6 «Оживающий воздушный шарик»
В этом опыте нам понадобиться горячая вода. Давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Сегодня я буду вашей помощницей.
На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).
Вывод: При нагревании воздух расширяется.
Где работает воздух? Помогает плыть кораблю, спускаться парашютисту, убираться в доме, сушить волосы. (слайд)
Воздух среда обитания живых существ. (слайд)
Если воздух загрязнён, дышать становится труднее.
Как заботиться о своём здоровье? (слайд)
Давайте помнить: Загрязнённый воздух очень вреден для здоровья.
Нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, заводов, мусорных свалок.
В каком городе хотели бы вы жить?
В чистом, без свалок мусора. Что для этого нужно делать? (ответы детей)
Давайте с вами беречь планету
Другой такой на свете нету
Развеем над нею пожары и дым
В обиду её не дадим.
Я хочу сделать маленький подарок юным исследователям.
Подарок этот для игры с воздухом! Это вертушка! С её помощью можно увидеть как воздух приводит в движение предмет, а еще эта вертушка хороший тренажер для развития речевого дыхания. Вот такой познавательный и полезный подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....