Народный костюм
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание через приобщение к культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostyum_narodnyy.doc | 706.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ
Путешествие в сказочный мир старинного женского костюма
Цели: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, воспитывать интерес и уважение к русской культуре
Материалы: дидактический иллюстративный наглядный материал «Костюм», куколки в русских национальных костюмах, а также иллюстрации из книг А.Ю Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг», Ю Каштанов «Русский костюм с Древней Руси до наших дней»
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал)
Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.
Ярмарка — большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Наряд — одежда, костюм.
Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей Использовалась для отделки костюмов.
Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.
Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.
Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время (с начала XVI11 в. по ЗО-е годы XX в.)
Ход занятия
Ребята, задумывались ли вы о том, когда человек начал носить одежду? Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Со временем одежда стала не только защищать человека от капризов погоды, но и приобрела особое значение в жизни человека. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается.
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, кто победнее, одежду делали из материала, который изготовили городские ремесленники, или ткали сами, проявляя при этом немалое мастерство. Русская крестьянка, которая долгими зимними вечерами готовила себе праздничную одежду, была настоящим художником. Из ткани домашней выработки и купленных на ярмарке шелковых лент, золотых и серебряных галунов, шерстяной пряжи и многого другого она создавала чудо-наряд, в котором не стыдно было показаться на люди. Ведь по одежде судили о трудолюбии и искусности девушки, о том, какая она будет хозяйка. Сегодня эти старинные костюмы украшают музейные залы и вызывают наше восхищение не менее, чем картины или скульптуры известных мастеров. В одежде нашли выражение душа народа, его представление о прекрасном.
На Руси было немало праздников. И люди их ждали с таким же нетерпением, как и мы сейчас, готовились к ним. Праздники требовали самого серьезного, уважительного отношения к ним, а чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие и мастерство. Давайте-ка сейчас отправимся в путешествие по разным краям нашей Родины и подивимся старинным женским костюмам!
(Демонстрация праздничных костюмов: девичий и женский костюмы Архангельской губернии; костюм просватанной девушки и женский костюм Вологодской губернии; девичий и женский костюмы Тверской губернии; женские костюмы Рязанской губернии. По ходу демонстрации костюмов воспитатель рассказывает о них.)
Девичий костюм Архангельской губернии состоит из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора — венца. Рукавами называлась вся рубаха или только ее верхняя часть. Основной частью русского женского традиционного костюма были рубаха и нарядный сарафан. По синему полю сарафана рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых 22 веточках. Сарафан украшен узорами растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур в виде лапок или горошин. Важным украшением костюма были пуговицы. При изготовлении пуговиц использовались разные материалы: пуговицы делали со вставками из стекла, жемчуга или перламутра. Дополнением к костюму служил венец на голове у девушки, украшенный золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. А женский костюм состоял из красного или синего сарафана, рубахи, кокошника и платка, который женщины надевали поверх кокошника, выходя на улицу. Женская и девичья одежда Архангельской губернии притягивает своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. Такой наряд красиво смотрелся на фоне суровой природы края, расцвечивал ее яркими красками.
У костюма Вологодской губернии — свои особенности. Девичьи костюмы были нарядными и яркими. Исключение составлял костюм просватанной девушки, которая готовилась к свадьбе. Он очень красив, как и вся праздничная крестьянская одежда, но строг — на белом фоне красная вышивка. И только янтарные бусы и золотая повязка чуть-чуть смягчали его строгость. В отличие от костюма просватанной девушки праздничный наряд молодой женщины из Вологодской губернии выглядел очень нарядно. Он включал в себя сарафан, украшенный «букетами», узорчатую душегрею с золотой отделкой, белую тонкую рубаху, шитый золотой и серебряной нитью кокошник, шейное украшение и платок, расшитый золотыми и серебряными цветами.
Мастерицы Тверской губернии славились своим искусством зо-лотного шитья, которое превращало женский костюм в настоящую драгоценность. Сложно найти костюм роскошнее этого. Женский костюм со сверкающей вышивкой стоил недешево, он являлся признаком состоятельности семьи. Такую одежду носило не одно поколение, ее постоянно обновляли, дополняли новыми деталями, навеянными изменившейся модой. Полюбуйтесь этим костюмом!
Заканчивая наше путешествие по губерниям, мы остановимся в Рязани. Рязанский костюм состоял из рубахи, понёвы и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Пояс считался обязательной частью одежды. Его ткали, плели или вязали из цветной шерсти, а концы украшали кисточками. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой. Поверх рубахи носили понёвы — самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок. Важной частью женского костюма был головной убор — сорока, кичка, рога.
Познакомившись с праздничными костюмами, которые носили наши прапрабабушки, многие из вас навернякак захотят сами создать исторический костюм - копию настоящего наряда. В такую одежду можно нарядить картонную куклу, она украсит вашу комнату станет интересным подарком для друзей.
Занятие 2. Мужская и женская одежда в Древней Руси
Цели: продолжать знакомить детей с историей русской одежды, с особенностями внешнего вида; формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения (освоение детьми характерных элементов, колорита узоров), воспитывать при этом чувства формы, ритма и симметрии; развивать и воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.
Материалы: дидактический иллюстративный наглядный материал «Костюм», иллюстрации из книги Ю.Каштанова «Русский костюм Древней Руси до наших дней»; листы бумаги формата А4 с нарисованной одеждой, ножницы, цветные карандаши, фломастеры и восковые мелки. Музыкальный репертуар: русские народные напевы («Красный сарафан»).
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.
Словарная работа: одежда, рубаха, сорочка, кафтан, понёва.
Одежда — предметы, которые покрывают, облекают тело.
Рубаха — одежда из легкой грубой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.
Сорочка — то же, что рубашка.
Понёва — юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Ход занятия
Ребята, вы уже знаете, что история русского костюма начиналась с древних времен. Сегодня мы узнаем еще подробнее о старинной одежде и даже смастерим ее. А для начала приоткроем тайну слова «одежда». Слово «одежда» очень древнее. Оно имело такое значение: «то, чем покрывают, одевают тело». В понятие «одежда» не входят шапки, рукавицы и обувь.
Повседневная одежда на Руси вид имела простой, не сказочный. Важной частью одежды была рубаха, или рубашка, которую носили мужчины, женщины и дети. Ее шили толстыми ворсистыми пеньковыми нитями, украшали узорами из растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур. Рубаху, которую носили мужчины, делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди — из дорогостоящей цветной или узорчатой. Ворот, рукава, подол рубахи расшивались причудливыми узорами, изображающими людей, травы, деревья. Мужские, женские и детские рубахи различались по цвету и материалу, из которого их шили. Излюбленным цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной.
Главные части мужской одежды — рубаха и порты. Поверх них надевали верхнюю одежду — кафтан. Кафтаны носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поюнорки: «Работать засучив рукава», «Работать спустя рукава».
• Ребята, как вы понимаете эти поговорки?
Главной частью женской одежды была длинная рубаха (сорочка). Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки — те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Дополнительно поверх сорочки женщины надевали понёву. Вы уже знаете, что так называлась самая древняя юбка у женщин. Понёва была черного, коричневого и красного цветов. Молодые женщины украшали понёву яркими узорами. А вот девочки понёву никогда не носили. Для этого им надо было еще подрасти.
Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с одеждой древних жителей Руси, с ее особенностями.
• Что относится к одежде? Какую часть одежды в старину носили все: и мужчины, и женщины, и дети? Чем различалась одежда мужчин и женщин? Какую часть женскойодежды никогда не носили девочки? Как выглядела одежда? Какой орнамент был на этой одежде?
(После ответов демонстрационный материал убирается.)
А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси
(На столах у детей разложены листы с изображением людей в древнерусской одежде, цветные карандаши, восковые мелки и фломас -теры. Одежда нарисована простым карандашом. Во время рисования звучит музыка.)
Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.
После выполнения задания дети вырезают готовые силуэты. Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале.
В процессе работы по всем темам выявляются и акцентируются добрые человеческие качества, благодаря которым живет каждый народ на Земле: трудолюбие, забота о ближних, любовь к природе, уважение достоинства любого человека, желание внести свой вклад в благосостояние Отечества и т.д.
Народная пословица гласит: «Доброе семя в добрую пору приносит добрый плод». Наш коллектив надеется, что работа по освоению ценностей традиционной культуры в детском саду будет во благо и детям, и их родителям, и педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...
Рисование "Русский народный костюм"
Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...
история русского народного костюма
конспект занятия...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.
В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...
Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»
Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...
Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"
Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....