Проект "Путешествие в Африку"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Колмакова Ирина

      Известно, что дети активно познают то, что им интересно, что для них эмоционально значимо.

     Почему у верблюда горб?

     Почему у носорога на спине складки?

     Почему броненосцы носят панцирь?

     Почему  у слона длинных хобот?

     ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? 

     Удовлетворить детскую любознательность к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления  об окружающем его мире  -  на решение этих задач и была направлена работа по проекту "Путешествие в Африку".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное Частное Учреждение

 «Первая Московская Гимназия»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»

Воспитатель: Колмакова Ирина Сергеевна

2013 – 2014 учебный год

г. Москва

Название проекта: «Путешествие в Африку».

Актуальность:

Работа над проектом необходима для расширения и углубления знаний детей об обитателях нашей планеты, развития творческого мышления и исследовательских навыков детей.

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 15 – 25 ноября 2013.

Цель проекта: воспитание любви и интереса к природе, позитивного отношения к миру.

Задачи:

  • продолжить знакомство детей с миром природы, используя разные приемы и ситуации; вызвать устойчивый интерес к природе;
  • дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
  • расширять представления детей о животных Африки и их образе жизни;
  • формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
  • развивать интерес и стремление изучать природу и живых обитателей Земли;
  • обогащать словарный запас детей, развивать речь;
  • развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Прогнозируемый результат

Для детей:

Формирование знаний о животных Африке и их образе жизни.

Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Формирование у детей интереса к окружающему миру.

Формирование у детей бережного отношения к окружающей природе.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Для педагогов:

Повышение педагогической компетенции в ходе проведения проекта.

Для родителей:

Желание посетить вместе с детьми Московский зоопарк.

Предполагаемый продукт проекта:

Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями «Путешествие в Африку».

Оформление альбома «Путешествие в Африку».

Реализация проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

Беседы с детьми (выявление уровня знаний о животных жарких стран).

Составление плана работы над проектом.

Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.

Изготовление дидактических игр и пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок о животных Африки.

Консультирование и оказание помощи родителям в их работе с детьми над  творческими заданиями.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

  • Книжный уголок- выставка книг «Животные жарких стран»; схемы-картинки для составления рассказов о животных Африки, Поэтическая копилка «Животные Африки».
  • Уголок ИЗО – оснастить традиционным и нетрадиционным материалами для лепки, рисования, аппликации, оригами; трафареты животных Африки; сюжетные картинки «Путешествие в Африку».
  • Уголок природы – демонстрационный материал «Животные жарких стран»; дидактические игры «Чья мама?», «Третий лишний», «Кто скорее соберет», «Собери картинку», «Назови детенышей», «Доскажи словечко».
  • Театральный уголок – маски, перчаточные куклы.
  • Физкультурный уголок – маски и атрибуты для подвижных игр, мячи, скакалки, обручи.
  • Уголок познания – головоломки, танграмы, пазлы, кубики; настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Чей малыш?», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Загадки о животных».

Деятельность детей:

Рассматривание иллюстративного материала «Животные Африки».

Взаимодействие с семьей:

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

Погружение в тему проекта.

В гости к детям приходит доктор Айболит. Он получил телеграмму: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей!». Доктор Айболит никогда не был в Африке,  он просит детей, рассказать ему об африканских  животных.

Дети решают, помочь доктору Айболиту узнать об обитателях Африки.

Беседа с детьми о животных Африки: Что мы знаем о животных Африки? – Что хотим узнать о животных Африки? -  Где можно узнать о животных Африки?

Основной этап.

Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

НОД: «Животные жарких стран».

Задачи: расширить знания детей об обитателях Африки, формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саванн).

Экспериментальная деятельность -  проведение опытов: «Почему верблюду не жарко в пустыне?», «Что помогает верблюду передвигаться по пустыне?».

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением пустынь, влажных тропических лесов, саванн, животных и птиц, обитающих в этих районах Земли.

Макетирование «Животные Африки».

Рассматривание фигурок животных.

Беседы: «Зачем слону хобот?»,  «Хищные кошки.  Какие они?», «Почему жираф не живет на севере?».

Дидактические игры: «Третий лишний», «Кто скорее соберет», «Собери картинку», «Назови детенышей животных жарких стран», «Доскажи словечко», «Бывает – не бывает», «Кто где живет?».

Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Кто где живет?», «Загадки о животных», «Чей малыш».

Речевое развитие

Приобщение к художественной литературе

НОД: Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».

Задачи: учить чувствовать и понимать характер образов литературного произведения; побуждать выражать свое отношение к персонажам рассказа; учить понимать смысл пословиц; прививать любовь к чтению.

Организация выставки книг о животных Африки.

Отгадывание загадок о животных Африки.

Работа с Поэтической копилкой «Животные Африки».

Чтение: К. Чуковский «Айболит», «Телефон»; С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал, воробей?»; Р. Киплинг «Слоненок»; Б. Житков «Что я видел» (главы из книги).

Рассматривание иллюстраций художника А.Н. Комарова «Звери жарких стран».

Развитие речи

НОД: «Животные жарких стран».

Задачи: учить составлять рассказ по опорным схемам; обогащать словарный запас детей.

Игры с трафаретами: «Животные Африки».

Дидактические упражнения: «Обведи по точкам».

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

НОД (аппликация): «В зоопарке».

НОД (лепка): «Веселый жираф».

Раскраски «Животные жарких стран».

Конструктивно-модельная деятельность

НОД: «Волшебное превращение цилиндра».

Задачи: закреплять умение преобразовывать плоскостной материал в объемные формы: закручивание цилиндра; учить конструировать игрушку тигренка из цилиндров; формировать умение самостоятельно некоторые детали игрушки.

Плоскостное конструирование из геометрических фигур «Африканские животные».

Конструирование из деталей строительного конструктора «Зоопарк», «Лечебница Айболита». Обыгрывание построек.

Физическое развитие

Подвижная игра: «Кто быстрее», «Охотники и звери», «Не попадись».

Физкультминутка «Это лев, он – царь зверей».

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: «Как вести себя в зоопарке».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Зоопарк», «Кругосветное путешествие».

Игра с мелкими игрушками «Зоопарк».

Заключительный этап.

Презентация творческих работ детей «Путешествие в Африку».

Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями «Путешествие в Африку».

Оформление альбома «Путешествие в Африку».

Фоторепортаж «Защита проекта «Путешествие в Африку» в старшей группе».

Написание статьи для журнала «Гимназия. РФ».

Литература и источники по проекту «Путешествие в Африку»

  1. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. Кн.3. «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран». – М.: Школьная Пресса, 2005.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.  – М.: Баласс, 2006, с. 275.
  3. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал. – Казань: Издательство «Страна Фантазий», 2006.
  4. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
  6. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  7. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  8. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.



Предварительный просмотр:

Поэтическая копилка «Животные Африки»

Воробей в зоопарке

С. Маршак.

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!

Патефон

А. Лаптев.

«Я, - сказал слонихе слон, -

Раздобыл нам патефон.

Ничего, что мы слоны,

Танцевать и мы должны».

Слон, слонята и слониха

Так отплясывают лихо,

Что и в доме все кругом

Заходило ходуном.

Увидав, что половицы

Скоро могут провалиться,

Из подполья лезут мыши,

Чтобы спрятаться повыше.

«Ну теперь пора и спать», -

Говорит слониха-мать…

И, усталости полны,

Спят, как мертвые слоны.

Все объято тишиной,

Мыши крадутся домой,

Но решили по пути

К плясунам-слонам зайти.

На пластинку патефона

Сели четверо мышат,

Папа с мамой умиленно

На детей своих глядят.

«Ах! Какие карусели!

Ах! Как наши крошки сели!

Хорошо в ночной тиши

Веселиться от души!»

Патефон обклеен кожей.

Пригодилось это тоже:

Ужин вышел неплохой,

И семья ушла домой.

Спозаранку папа-слон

Хочет слушать патефон…

Что же видит он спросонок:

На пластинке спит мышонок!

Патефону уж не рады,

Затряслись слоны-громады,

Затрубили во всю мочь

И бегут от мышки прочь.

Три часа мышонок спал,

А проснувшись, запищал:

«Я сегодня видел сон,

Что меня боится слон!»

Детки в клетке

С. Маршак.

СЛОН

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

ТИГРЁНОК

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска.

ВЕРБЛЮД

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра.

ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

ЛЬВЁНОК

Нет, постой, постой, постой,

Я разделаюсь с тобой!

Мой отец одним прыжком

Расправляется с быком.

Будет стыдно, если я

Не поймаю воробья.

Эй, вернись, покуда цел!

Мама! Мама! Улетел!..

ЛЬВЯТА

Вы разве не знаете папы –

Большого рыжего льва?

У него тяжелые лапы

И косматая голова.

Он громко кричит – басом,

И слышно его далеко.

Он ест за обедом мясо,

А мы сосем молоко.

ЗЕБРЫ

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

ОБЕЗЬНА

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку-обезьяну

В подарок он привез.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролет

И песенку такую

По-своему поет:

«На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей».

Стихи Виктора Кожевникова из книги «Малышам о малышах»

Тигрята домой возвратились с игры,

Вдруг слышат чириканье: - Будьте добры,

Простите, пожалуйста, можно воды?

Ближайшие за три квартала пруды.

Из вашей тарелки, позвольте, попью…

А вы разрешили б попить воробью?!

Для слоненка Томми

Нет игрушек,

кроме

Этой полной кадки

У цветочной грядки.

Слон к воде неравнодушен –

Он весь день стоит под душем!

Стихи Евгения Новочихина из цикла «Стихотворный зоосад»

ЗЕБРА

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далекой степи африканской

Резвиться…

тельняшка морская.

КРОКОДИЛА ЗВАЛИ НИЛ

Для любого

Крокодила

Нет реки

Милее Нила.

Жил да был

Крокодил.

Крокодила

Звали Нил.

И другие

Крокодилы

В Ниле тоже

Были Нилы.

Нил сказал

Однажды Нилу –

Не реке,

А крокодилу:

- Ну-ка, Нил,

К соседям Нилам

Ты плыви

Скорей за мылом.

Нил по-нильи

В Ниле плыл,

Нил по-нильи

Был уныл.

Долго ныл:

- В нашем Ниле

Каждый – Нил.

Как найти

Соседа Нила?

… Нил домой

Приплыл без мыла.

А без мыла

С Нила Нил

В Ниле ила

Не отмыл!

Лев

Грозный лев с огромной гривой

Воду пьет неторопливо.

Лев гривастый – царь зверей,

В джунглях зверя нет храбрей.

Жираф

Узнать жирафа просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

Бегемот

Бегемот лежит в реке,

Как в огромном гамаке:

- Покачайте кто-нибудь,

Не могу никак уснуть.

Крокодил

Вот лежит в воде давно

Все зеленое бревно;

Любит африканский Нил

Наш зубастый крокодил.

Носорог

Утром юный носорог

Моет уши, чистит рог.

Так велела строго

Мама носорога.

Зебра

У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску.

Слон

Жарко с самого утра,

Искупаться бы пора!

Хобот, как водопровод,

Опустился в толщу вод

И слону, как господину,

Хобот воду льет на спину!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по физической культуре «А в Африке, а в Африке…» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»

Данное занятие разработано с учетом здоровьесберегающих технологий Ю. Базарного , В.Т. Кудрявцева  и было представлено в рамках недели здоровья для открытого просмотра , воспитателям,педагогам по...

Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...

Картотека загадок "кто в Африке живет? что в Африке растет?"

В картотеке собраны загадки по теме Африка...

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Африка, здравствуй, Африка!

Презентация состоит из 11 слайдов и знакомит с представителями животного и растительного мира Африки, пустыней Сахара и рекой Нил. Изображение воздушного шара на слайдах и звуки, издаваемые животными,...

Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре в средней группе на тему «Ну и Африка! Вот так Африка!»

Занятие по физической культуре в средней группе с использованием мультимедиа. Тема "Африка", "Животные Африки"....

Сценарий развлечения по стихам и сказкам К.И.Чуковского «Африка! Вот так Африка»

Сценарий развлечения по сказкам и стихам К.И.Чуковского. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста..Можно использовать на день Смеха....