Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Бархатцы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Повышение экологической культуры детей, обобщение и расширение знания детей о садовых цветах и об уходе за ними, совершенствование практических навыков ухода за растениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бархатцы74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Бархатцы»

Возраст: старший  дошкольный

Цель: 

- обобщить и расширить знания детей о садовых цветах и об уходе за ними;  

- расширить кругозор детей;

- совершенствовать практические навыки ухода за растениями;

- формировать гуманное отношение к окружающей среде;

- повышение экологической культуры детей.
Задачи:
Образовательные: 

- активизировать и расширить словарь по лексической теме «Цветы»;

- обобщить знания детей о частях растений: умение выделять стебель, листья, цветок, корень;

- расширять знания детей о садовых и лекарственных цветах на примере цветка «тагетес», «бархатцев»;

- обогащать словарный запас детей.

Развивающие: 

- развивать наблюдательность, логическое мышление, внимательность, общую и мелкую моторику;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать эстетические чувства и творческие способности детей.

Воспитательные: 

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- взаимопонимание и взаимопомощь между детьми. 

Практические:

- формировать навыки ухода за растениями на практике на примере садовых 

цветов «бархатцы»,

- совершенствовать умение взрыхлять землю, используя грабли.

Активизация словаря: стебель, листья, бутон, цветок, подснежник, пион, одуванчик, роза, подсолнух, ромашка, колокольчик, ирис, тагетес, бархатцы, чернобрывцы.

Дидактический материал: картинки с изображением цветов, разрезанные на несколько частей; картинки с изображением разновидностей цветка «тагетес» (бархатцы).

Оборудование: грабли, лопатки по количеству детей.

Предварительная работа: беседы о садовых цветах и уходе за ними, разучивание загадок о цветах.

Интеграция образовательных областей: 

Познавательное развитие (получение когнетивных знаний):

 - рассказ воспитателя о бархатцах и уходе за ними.
Художественно-эстетическое развитие:

- музыка («Вальс цветов» Чайковского);

- рисование «Бархатцы на нашем участке».

Социально - коммуникативное развитие (трудовая деятельность):

- удобрение почвы в цветах; 

- рыхление почвы в цветнике.
                                                   
Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадки.

1. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?    

                                   (Ромашка)

2. Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!  

                                    (Пион)

3. Желтым был, был так  хорош,

И на солнышко похож.

Побелел и стал, как мел.

Дунул ветер — полетел.  

                                (Одуванчик)

4. В огороде, на дорожке,

Под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке.  

                                 (Подсолнух)

5. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.  

                                (Колокольчик)

6. Какой цветок носит имя конфеты?

                                                 (Ирис)

7. Ее королевой цветов называют.

Как жаль, что она без шипов не бывает.  

                                                         (Роза)

8.  Из-под снега вырастает,

Раньше всех он расцветает.  

                                             (Подснежник)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, разгадали загадки. А теперь следующее задание «Собери цветок и назови его». Вам необходимо правильно собрать цветок  и назвать его.        

Дидактическая игра «Собери цветок и назови его»

(Дети собирают изображение цветов  из разрезных картинок цветка с и его составных частей)

Во время игры звучит «Вальс цветов» Чайковского.

Воспитатель: - А теперь, я предлагаю вам отправиться отдохнуть на цветочную поляну. (Дети выходят в центр группы «на поляну», где на полу разложены плоскостные цветы)

Физкультминутка

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы - (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты! (развести руки)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой удивительно красивый цветок!  

(воспитатель показывает  на доске картинки с изображением бархатцев)

Воспитатель: - Это растение «тагетес» – так его принято называть во всем мире, родом этот цветок из далекой Северной Америки.  Есть у тагетеса и другие названия:  «бархатцы» и «чернобрывцы» – так называют эти цветы в народе.  

Бархатцы растут очень необычно, веточки цветка образуют большой куст с многочисленными ярко-оранжевыми, коричневыми или желтыми цветами. Листья у бархатцев мелкие, резные. Это растение высаживают  ранней весной на рассаду, или в грунт, оно очень любит тепло,  но неприхотливо, быстро растет и цветет с весны и до самой глубокой осени. 

В цветках бархатцев содержится много витаминов и полезных масел. Цветы и листья растения используют в медицине, как лекарство, а также в кулинарии: высушенные цветы перетирают в порошок и добавляют в еду в виде специй. Бархатцы прекрасное средство от вредителей, живущих в садах и огородах, поэтому очень часто эти цветы сажают вблизи роз, клубники, между рядами на овощных грядках. Дело в том, что особый запах бархатцев, не нравится вредителям и отпугивает их.

Но хоть бархатцы и неприхотливы, но, все же, любит уход. Растение станет более пышным  и красивым, если  раз в неделю рыхлить землю около цветка граблями, чтобы корешки могли «подышать», и вода при поливе свободно проникала сквозь почву к корням растения. Поливать растение надо по мере просыхания земли около цветка, рыхлить землю следует на следующий день после полива на глубину 3- 5см, осторожно, чтобы не повредить корни растения (корневую систему), отступив от корня небольшое расстояние, 10-15см. Растения необходимо регулярно подкармливать удобрением. Цветы,  которые уже отцвели и начали подсыхать, следует убирать, чтобы дать возможность расти новым цветам. В ответ на такой несложный уход, «тагетес» или, как обычно его называют в народе,  «бархатцы» порадуют обильным цветением до глубокой осени, до первых морозов.  А вам ребята понравились цветы бархатцы? Давайте мы с вами нарисуем этот красивый и такой полезный цветок.

Рисование «Бархатцы цветут»

Выставка работ детей

Итоги:

Воспитатель: -  Ребята, с каким новым растением вы познакомились?  

(Ответы детей)

Воспитатель: - Расскажите для чего необходимо ухаживать за растениями?

 (Ответы детей: поливать, удобрять и рыхлить землю)

Воспитатель: - Что нам для этого понадобиться?       

                           (Ответы детей: ведра, грабли, тяпка, удобрение)
Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами тоже удобрим и взрыхлим почву, около цветов, чтобы они росли и радовали нас своей красотой.

Совместная трудовая деятельность детей и воспитателя на участке детского сада

Используемая литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006
  2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005.
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей/ С.А. Лаврова.- Москва: Белый город, 2008.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  6. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002

Электронные ресурсы:

  1. http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei
  2. http://detochki-doma.ru/zagadki-pro-tsvetyi/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию во 2 младшей группе

Занятие с применением нетрадиционных способов рисования (рисование пальчиками),  и ИКТ технологий....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию в средней группе, «Ежи».

Расширять знания детей о ежах. Обогащать словарь детей. Учить рисовать животных с помощью тычка....