Интегрированное занятие в старшей группе "Кладовая Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маматкина Алена Юрьевна

Занятие по эколлогии для детей старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 1273

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Познавательное развитие

Тема: «Кладовая земли»

Подготовила: воспитатель

СП №3 группа № 6

первой квалификационной категории

Маматкина А. Ю.

Москва 2017 г.

Познавательное развитие

Тема: «Кладовая земли»

Цель: формировать начальные представления о внутреннем строении земли, о разнообразии камней и полезных ископаемых; воспитывать экологическую культуру

Интегрируемые области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Задачи:

Познавательное развитие:  познакомить с некоторыми фактами из истории камней и полезных ископаемых (использование, ценность, красота, значение в жизни человека); учить экономить природные ресурсы; познакомить с природным явлением – вулкан;

Речевое развитие: активизировать словарный запас, учить использовать в речи сложные предложения;

Художественно-эстетическое развитие: учить видеть красоту в обычных вещах

Словарная работа: полезные ископаемые, природные ресурсы, экономия природных ресурсов, вулкан, сталактиты, сталагмиты, гранит, базальт, пемза, аметист, уголь, нефть, природный газ.

Предварительная работа: чтение сказок П. Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», И. Н. Рыжов «О чем шептались камешки», стихи Р. Сеф «Камень», В. Кудрявцева «Алмазная гора», отгадывание загадок, опытно-экспериментальная деятельность «Песок и глина», «Какие бывают камешки», создание мини-музея камней, изготовление макета «Вулкан»

Демонстрационный материал:  письмо от Хозяйки Медной горы, презентация «Пещера», камни: гранит, базальт, пемза, фотографии с изображением драгоценных камней, кусок пластмассы, обломок кирпича, кусок дерева, макет «Вулкан»

Оборудование:   проектор, музыкальный центр

Раздаточный материал: морская галька по количеству детей, фломастеры

Ход деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель собирает детей на ковре в круг.

Воспитатель: Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с гостями (дети здороваются).  

Ребята, утром я обнаружила письмо. Но мы все знаем, что чужие письма читать нельзя. Что делать, как узнать кому адресовано это письмо?

Ответы детей (нужно прочитать на конверте , там написан адрес и для кого это письмо).

Адрес на конверте читает  Глаша или Женя.

Получается, что это письмо адресовано нам, значит, его можно прочесть. Вы хотите узнать, что написано в этом письме? (ответы детей).

Воспитатель читает письмо, в котором приглашает детей отправится в путешествие в глубь Земли.

  1. Основной этап.

Для того чтобы оказаться в первом месте нужно отгадать загадку.

Загадка

Где встречается такое,

Что земля над головою?

Ответ: Пещера

Значит первое место куда мы отправимся – это пещера.

Воспитатель: ну что ж, ребята, путь нам предстоит далекий и не легкий. Поэтому, чтобы не потеряться мы будем держаться за руки.

Дети выстраиваются в шеренгу, берут друг друга за руки. Звучит  музыка Э. Григ отрывок из сюиты «Пер Гюнт» «Шествие троллей». Все за воспитателем идут по группе змейкой.

Останавливаются полукругом перед экраном. На экране слайд1 «Пещера со сталактитами».

 Воспитатель: Ну вот мы и пришли.  Что это за сосульки висят в пещере? Почему они не тают? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о сталактитах и сталагмитах.

 Природа не перестает нас удивлять, в мире есть столько необычных и интересных вещей, что, увидев их, человек замирает от восторга. К необычайным творениям природы можно отнести сталактиты и сталагмиты. (слайд 2) Их размер и форма зависит от величины пещеры и ее местонахождения. Многих интересует вопрос, чем отличаются сталактиты и сталагмиты. Даже в самых высоких каменистых пещерах есть небольшие щели, через которые внутрь проникает вода. Поскольку атмосферным осадкам нужно пройти очень долгий путь, пока удастся попасть в пещеру, то на своем пути они вымывают имеющиеся залежи минералов. Вода никогда не бежит ручейком: поскольку отверстие слишком маленькое, она поступает небольшими капельками. Сталактиты в переводе с греческого языка обозначают «натекший по капле». Они бывают разного типа и вида, в основном это сосульки, гребенки, соломинки и бахрома. Сталагмит в переводе с греческого языка обозначает «капля», это минеральные наросты на земле, поднимающиеся со временем в виде конусов или столбов(слайд3). Они могут быть известняковыми, соляными или гипсовыми. Основное отличие между этими двумя наростами заключается в том, что сталактиты растут с потолка, а сталагмиты со дна пещеры. Сталактиты и сталагмиты в некоторых случаях могут соединиться, превратившись в колонну, называемую сталагнатом (слайд 4). На это могут понадобиться тысячи, а то и миллионы лет, ведь эти огромные глыбы вырастают из миллиардов маленьких капелек.

Воспитатель: Что еще можно найти в пещере? (ответы детей) В пещерах часто находят кристаллы драгоценных камней, в горах добывают руду из которой получают металлы (железо, медь, никель).  Хозяйка медной горы приготовила для нас несколько драгоценных камней.

 Проводится игра «Узнай камень»

На столе разложены фотографии разных драгоценных камней дети по очереди подходят, выбирают понравившийся им камень и называют его.

- Зачем людям нужны драгоценные камни? (ответы детей)

Воспитатель: пришло время отправляться дальше. Но сначала предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Стоит гора-старушка».

Стоит гора-старушка –  поднять руки вверх, потянуться на носочках

До небес макушка.

Ее ветер обдувает         покачать кистями рук

Ее дождик поливает.      встряхнуть кисти рук

Стоит гора, страдает       приложить ладошки к щекам

И камешки теряет           покачать головой

И каждый день, и каждую ночь    воспитатель указывает на несколько человек

Катятся, катятся камешки прочь. Дети- камешки «катятся» в разные стороны

Игра повторяется до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся.

Раскатились камешки

И с той поры

Ничего не осталось

От нашей горы.

И так отправляемся дальше. Но чтобы узнать, куда нам следовать, нужно отгадать еще одну загадку от Хозяйки медной горы.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня?  (Вулкан)

Воспитатель: Мы отправляемся, возьмитесь за руки.

Дети идут по группе змейкой. Подходят к макету «Вулкан».

Где это мы оказались? (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите, у склона горы лежит несколько камней. Уберите лишние.

Игра «Найди лишний предмет»

Среди природных камней лежат осколок кирпича, кусок пластмассы, кусок    дерева.  Дети должны убрать предмет сделанный руками человека и объяснить свой выбор.

Звучит фонограмма извержения вулкана.

Воспитатель: Что это за шум? Наш вулкан, кажется, проснулся. Давайте отойдем подальше и посмотрим.

Демонстрация «Извержение вулкана»

Ну а теперь нам пора отправляться дальше. Отгадываем следующую загадку.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Ответ: Уголь

Взявшись за руки, дети змейкой перемещаются к мольберту с плакатом «Откуда в домах тепло и свет».

Дети рассматривают плакат, рассказывают об угле, его добыче и использовании.

Вопросы для беседы по наглядному материалу.

Как образовался каменный уголь? Какие еще природные ресурсы люди используют, как топливо? Расскажите, как и где образовались нефть и газ. Для чего еще используют нефть и газ? Как можно назвать уголь нефть и газ вместе? Какие еще природные ископаемые мы знаем? Как вы думаете, сколько времени требуется, чтобы из остатков растений и животных образовались нефть, газ или уголь? Бесконечны ли запасы природных ресурсов? Что мы можем сделать, чтобы помочь сберечь природные ресурсы?

Предполагаемые ответы детей.

Уголь нефть и газ образовались из остатков растений и животных. Нефть образовалась на дне моря, уголь на суше, природный газ – в заболоченной местности. Для того чтобы из остатков животных и растений получились природные ископаемые, должно пройти много тысяч лет, это очень длительный процесс.  Газ и уголь используют на электростанциях, для производства электричества и тепла. Это – топливо. Из нефти получают мазут, бензин, керосин, машинной масло, используют для производства пластмассы, вазелина и пр. Запасы полезных ископаемых не бесконечны, поэтому нужно очень бережно относиться к их расходованию. Мы можем помочь сберечь природные ресурсы – экономить электричество и тепло. Выключать свет и электроприборы, когда в этом нет необходимости, использовать энергосберегающие технологии  (лампы, электроприборы). Закрывать краны и т. д.

Но вот пришла пора нам возвращаться в группу. Дети змейкой идут по группе. Встают в круг на ковер.

  1. Заключительная часть.

Что интересного мы увидели в путешествии? Что нового узнали? Я думаю, что хозяйке медной горы вы все тоже очень понравились, поэтому встретимся с ней еще не раз. А сейчас, она приготовила для вас камни, а мы попробуем  их оживить. И это подарок Хозяйки для вас.

Дети делают рисунки на камнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Наша Земля"

Конспект интегрированного занятия (познание+коммуникация+художественное творчество) на тему: Наша Земля"...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Мы - жители планеты Земля".

Данное занятие посвященно проблеме толерантности детей дошкольного возраста. В занятие включены стихи, рассказы детей, использование ИКТ, продуктивная деятельность....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по формирование целостного восприятия окружающего мира — «Богатство Земли» (эксперимент с воздухом)

Уважаемые коллеги! Все мы знаем насколько сложно составлять занятия, которые были бы интересны детям. Очень много нюансов, которые надо предусмотреть и особенно если это занятие - эксперимент....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля-наш космический дом»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну, которая стала первой в освоении космоса, за жителей Кемеровской области, уроженец который внес неоценимый вклад в исследовании космоса и развития кос...

конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему " день земли"

Расширить представление детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ...