Консультация "Экологическое воспитание дошкольников через опыты и эксперименты"
консультация
Экспериментальная работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_7.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59»
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через опыты и эксперименты»
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Колесова И.Ю.
Оренбург
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через опыты и эксперименты»
Приобщение дошкольника к экологической культуре концентрирует в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Основой содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.
Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
• доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• интерес к природным объектам;
• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
С этой целью дошкольникам необходимо давать знания о неживой природе как источнике и условии существования живого, объяснять взаимосвязь организма со средой обитания.
Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения. Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие понятия «живой организм». В соответствии с ней живые - люди, животные, растения. Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют.
Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.
Детям необходимо раскрыть идею единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражать влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментов.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому надо большое внимание уделять опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Основная задача - связать результаты с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Экспериментальная работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты чем–то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята все преодолевают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить детям высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. Им нравится, когда вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства.
С возрастом опыты усложняются. Дети охотно делают опыты с воздухом, они ловят ветерок, запускают самолетики. С воздухом проделывают следующие опыты : «Ветер - движение воздуха», «Живая змея», «Как поймать воздух», «Где живет воздух». Дети уже могут найти ответы на сложные вопросы: «Где живет воздух? Как поймать воздух? Почему осенью много луж?» и т. д.
Круг явлений, с которыми экспериментируют дошкольники, постепенно расширяется. Дети изучают свойства магнита, узнают, что такое звук.
Изучают свойства песка: песок сыпучий, может двигаться, песочные часы, песок хорошо пропускает воду.
Детям очень нравится играть с водой, они плещутся в воде, открывают ее тайны: отправляют в плавание кораблик, превращают снег в воду, а воду в разноцветные сосульки, пускают мыльные пузыри. С водой делают следующие опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Лед - твердая вода», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Кораблики плывут по воде», «Вода нужна всем». Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой познавательной экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.
Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе посредством игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Воспитываем у детей такие нравственные качества как любовь к родной природе, желание сохранить и приумножить ее для потомков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск
В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Сообщение из опыта работы с родителями на кустовом методическом объединении на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через изодеятельность».
Сообщение из опыта работы...
Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"
Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования....
Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...
Выступление на тему «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....