"Деревья на нашем участке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жовницкая Татьяна Геннадьевна

Конспект экологической экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskoy_ekskursii.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экологической экскурсии "Деревья на нашем участке"

для детей среднего возраста


Осенние листья в векторе " Шаблоны photoshop и Рамки для фот…

Программное содержание.

- способствовать формированию представлений детей о деревьях;

- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев);

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;

- способствовать воспитанию интереса к растениям;

- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

- вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Материалы: листочки деревьев, вырезанные из бумаги (береза, дуб).

Организация и методика проведения экскурсии

– Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья. Давайте вместе пройдёмся по нашему участку и расскажем ему о деревьях. Отгадайте загадку:

«Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки».

- О каком дереве эта загадка? (о березе)

- Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У нее стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он? (гладкий, твёрдый)

- Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет? (ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.)

- Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?

Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин, только высоко в ветвях висит скворечник.

- Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни. Какие они? (толстые, корявые, похожи на крючки). Они уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.

- В некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите? (маленькие листочки).

- Да, но не только листочки, похожие на маленькие сердечки есть на ветках. Отгадайте загадку:

«На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки (почки)».

- Да, весной можно внимательно рассмотреть почки. Какие они гладкие, мягкие, клейкие. Как вы думаете, можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

Дети исследуют почки: трогают их, проверяют, клеятся ли после этого пальчики, пробуют, чем пахнут почки.

- А ещё на веточках висят серёжки, они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке? (дуб).

- Действительно, у нас растёт крепкий дуб. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.

- У берёзки ствол толстый, а у дуба тонкий.

- Ствол дуба тёмного цвета, а берёзка – белоствольная.

- Кора у дуба тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.

- Корни берёзки видны из земли, а корни дуба – нет, они глубоко спрятались в земле.

- Берёзка очень высокая, а дуб – пониже.

- На берёзке уже распустились листочки и подросли, а у дуба сильно набухли почки и листочки только – только появляются.

 – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что дуб, вероятно, молодое деревце, а берёзка – постарше. Они стоят рядышком, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси - лебеди».

- У нас на участке есть большой дуб, давайте посмотрим на него.

- Дуб – это очень красивое и сильное дерево. Из-за его сильных корней, которые очень глубоко уходят в землю, дуб называют «могучим». Крона дуба раскидистая, высоко поднятая. Часто дуб напоминает колонну, особенно если стоит один и ему никто не мешает расти. Листочки у дуба очень красивой, «резной формы». Дуб – довольно теплолюбивое растение, он не любит холод, потому у него листочки ещё и не распустились до конца – ему ещё рано. Ну а плоды и семена дуба вы хорошо знаете (жёлуди, они нравятся свиньям).

- Наш бельчонок говорит мне, что он любит шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки? (на ёлках и соснах).

- А они одинаковые на этих деревьях или разные? (разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие).

- На нашем участке есть ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

«Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год».

 – Ёлочка на нашем участке не похожа на берёзку и дуб. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло - коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как - будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и дуб. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.

- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Ветер дует нам в лицо»:

«Ветер дует нам в лицо (дети обмахивают лицо руками),

Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны вправо – влево).

Ветер тише, тише, тише (дети постепенно приседают на корточки),

Деревцо все выше, выше (дети постепенно встают на ноги)».

– Ну вот, мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова:

«Шумит всё лето деревце

Зелёною листвой,

И, пожелтев, разденется

Осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу:

К стволу присыпан снег.

В нём деревце согреется,

Он деревцу, как мех.

Весной побелкой светится,

Окопано вокруг…

Растёт счастливым деревце,

У деревца есть друг».

– Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, Пушистик, прибегай к нам осенью, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'

Конспект  прогулки  в  младшей  группе  позволит  спланировать  деятельность  воспитателя  с  детьми  на  свежем  воздухе....

Прогулка \'\'Деревья на нашем участке\'\'

Конспект  прогулки  в  младшей  группе  позволит  спланировать  деятельность  воспитателя  с  детьми  на  свежем  воздухе....

Экологический проект "Деревья на нашем участке"

В данном проекте речь пойдет об изучении жизни деревьев, растущих на участке детского сада, во взаимосвязи с их экосистемой. При ознакомлении детей с природой откроются возможности  для пат...

Занятие по изобразительной деятельности (средняя группа) тема: "ДЕРЕВЬЯ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ".

Конспект-занятие с использованием информационно- коммуникативных, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ. Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ № 31 С-Пб. г. Пушкин....

Папка-передвижка Деревья на нашем участке

Знакомство детей с деревьями и растениями, растущими на территории детского сада....

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа) Воспитатель: Шибаева Светлана Сергеевна Цель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить рисовать веточки деревьев. Задачи: 1. Учить передавать в рисунке строение д

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа)Воспитатель: Шибаева Светлана СергеевнаЦель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить...

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою любовь к ним спев песню и жаркими объятиями!

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою л...