Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ТЕМА "ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx688.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по экологии в старшей группе «Воздух вокруг нас»

(эксперимент с воздухом)

Воспитатель: Игнатенкова Т.А.

 

Аннотация: Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.

Образовательные области: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

область «Познавательное развитие»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия

- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, кляксография), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки,  полиэтиленовые пакеты, воздушный надутый  шар,    игрушки(мяч, надувная рыба,  кусочки резины),   тазики.

В:  Ребята давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

  А сейчас предлагаю вам   пройти на ковер и  встать в круг.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!   (Дети действуют в соответствии с текстом)

…и подарим всем хорошее настроение.                    Молодцы, ребята.

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Сюрпризный момент:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Через нос проходит в грудь, 
      И обратный держит путь. 
     Он невидимый, но все же, 
     Без него мы жить не сможем. 

                Он нам нужен, чтоб дышать

                Чтобы шарик надувать

                С нами рядом каждый час

                Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: - Ребята, а хотите узнать много интересного о воздухе? (Да)

 - Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

- И так ребята, чтобы  наша группа превратилась в «лабораторию чудес», а мы стали молодыми учеными, закроем глаза и хлопнем 5 раз,

Дети считают до 5.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

В:  В лаборатории надо соблюдать определенные правила: 

На столах ничего не трогать без разрешения руководителя,  соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.     В: Садитесь за столы. (дети садятся)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

 - Лаборатория чудес начинает работу.

В:  А чтобы нам легче было работать я составила вот такую план – таблицу.

В: Итак, начнем наши опыты:

опыт № 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

  Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух невидимый, но его можно почувствовать.

 В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

  Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

 В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 3 «Слышим воздух».

В: Если подуть в баночку или бутылочку, колпачки от фломастера.  

  Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) 

(физминутка).

Мы сидели, мы устали  

Воздух дружно изучали

А теперь, пришла пора –

Отдохнуть нам детвора.

(физминутка).

Дует ветер с высоты, 
Гнёт деревья и кусты ( руки вверх, наклоны) 
Вправо – влево, влево - вправо 
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 
А теперь давайте вместе 
Все попрыгаем на месте (прыжки) 
Выше! Веселей! Вот так! 
Переходим все на шаг ( ходьба) 
Вот закончилась игра, 
В лабораторию нам пора (садятся) 

 Ребята пройдите за лабораторные столы. 

 В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

 Опыт № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:   По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

 - Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: сам  воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

 Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

F:\DCIM\101KC195\101_0039.JPG

- На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

- Хотите попробовать?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи   трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

F:\DCIM\101KC195\101_0045.JPG

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

В : Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы:

Итак, мы сегодня провели множество опытов, узнали много нового  А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

Как называется техника рисования воздухом?

Ребята, сегодня мы с вами выяснили: Воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя, но в пакет можно. Имеет вес . Воздухом можно рисовать.

 

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

- Вам понравилось быть молодыми учеными?

Мне очень было приятно с вами работать. Я хочу вам пожелать, чтобы вы оставались такими же наблюдательными, активными и умными.

Молодцы, ребята.

                                    Самоанализ.

  Воспитатель: Игнатенкова Т.А.  Дата проведения: 17 мая 2017г.

   Я работаю в данной группе с 2014 уч.года.

 В группе 18 человек, присутствовало 10  человек.

Тема моей образовательной деятельности «Воздух вокруг нас»(эксперимент с воздухом);  образовательная область «Познавательное развитие»  с интеграцией областей «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

  Свою работу планировала так, чтобы эта тема проходила через все виды образовательной деятельности.

 Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха,    экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

    Структура ООД соответствует поставленным мною задачам.

Задачи:

 Образовательная:

    - область «Познавательное развитие»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия

- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

 Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, кляксография), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

 Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.

Задачи соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы.

Содержание соответствует требованиям программы и ФГОС.

    Была поставлена основная цель - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Для достижения цели  я использовала методы:

Наглядный (показ способов действий, мнемотаблица).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Дети учились устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.  

В самом начале я использую психологический настрой с целью создания психологической готовности детей, направленности внимания, формирования представления о предстоящей деятельности.(Упражнение релаксация).

Так же я использовала игровую ситуацию для создания мотивации  на предстоящую деятельность.(«Волшебное превращение», «Сюрпризный момент»).

     Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.

 Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи; ввела новые понятия и слова: лаборатория, опыт, кляксография; поддерживала интерес к познавательной  деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

  На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность.

    Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

        Динамическая пауза проведена с целью предупреждения утомляемости, снятия напряжения. Я организовала её таким образом, чтобы она была связана с содержанием образовательной деятельности.

       Рефлексивный этап предполагает формирование элементарных навыков самоконтроля, поэтому я предложила  детям рассказать о своих впечатлениях.

   Считаю, что образовательная деятельность была результативной; задачи, которые ставила перед собой – выполнены, цель – достигнута.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...