Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ТЕМА "ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 688.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятие по экологии в старшей группе «Воздух вокруг нас»
(эксперимент с воздухом)
Воспитатель: Игнатенкова Т.А.
Аннотация: Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.
Образовательные области: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- область «Познавательное развитие»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия
- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, кляксография), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушный надутый шар, игрушки(мяч, надувная рыба, кусочки резины), тазики.
В: Ребята давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.
А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом)
…и подарим всем хорошее настроение. Молодцы, ребята.
В: теперь присаживайтесь на подушечки.
Сюрпризный момент:
Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: - Ребята, а хотите узнать много интересного о воздухе? (Да)
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- И так ребята, чтобы наша группа превратилась в «лабораторию чудес», а мы стали молодыми учеными, закроем глаза и хлопнем 5 раз,
Дети считают до 5.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
На столах ничего не трогать без разрешения руководителя, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. В: Садитесь за столы. (дети садятся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Лаборатория чудес начинает работу.
В: А чтобы нам легче было работать я составила вот такую план – таблицу.
В: Итак, начнем наши опыты:
опыт № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух невидимый, но его можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 3 «Слышим воздух».
В: Если подуть в баночку или бутылочку, колпачки от фломастера.
Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
(физминутка).
Мы сидели, мы устали
Воздух дружно изучали
А теперь, пришла пора –
Отдохнуть нам детвора.
(физминутка).
Дует ветер с высоты,
Гнёт деревья и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Вот закончилась игра,
В лабораторию нам пора (садятся)
Ребята пройдите за лабораторные столы.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В: По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
- На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
- Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
В : Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы:
Итак, мы сегодня провели множество опытов, узнали много нового А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
Как называется техника рисования воздухом?
Ребята, сегодня мы с вами выяснили: Воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя, но в пакет можно. Имеет вес . Воздухом можно рисовать.
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными?
Мне очень было приятно с вами работать. Я хочу вам пожелать, чтобы вы оставались такими же наблюдательными, активными и умными.
Молодцы, ребята.
Самоанализ.
Воспитатель: Игнатенкова Т.А. Дата проведения: 17 мая 2017г.
Я работаю в данной группе с 2014 уч.года.
В группе 18 человек, присутствовало 10 человек.
Тема моей образовательной деятельности «Воздух вокруг нас»(эксперимент с воздухом); образовательная область «Познавательное развитие» с интеграцией областей «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Свою работу планировала так, чтобы эта тема проходила через все виды образовательной деятельности.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Структура ООД соответствует поставленным мною задачам.
Задачи:
Образовательная:
- область «Познавательное развитие»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия
- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, кляксография), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.
Задачи соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы.
Содержание соответствует требованиям программы и ФГОС.
Была поставлена основная цель - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Для достижения цели я использовала методы:
Наглядный (показ способов действий, мнемотаблица).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Дети учились устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
В самом начале я использую психологический настрой с целью создания психологической готовности детей, направленности внимания, формирования представления о предстоящей деятельности.(Упражнение релаксация).
Так же я использовала игровую ситуацию для создания мотивации на предстоящую деятельность.(«Волшебное превращение», «Сюрпризный момент»).
Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.
Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи; ввела новые понятия и слова: лаборатория, опыт, кляксография; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность.
Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Динамическая пауза проведена с целью предупреждения утомляемости, снятия напряжения. Я организовала её таким образом, чтобы она была связана с содержанием образовательной деятельности.
Рефлексивный этап предполагает формирование элементарных навыков самоконтроля, поэтому я предложила детям рассказать о своих впечатлениях.
Считаю, что образовательная деятельность была результативной; задачи, которые ставила перед собой – выполнены, цель – достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии
Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...
Конспект занятия по экологии
Программное содержание: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, заботу о братьях мень...
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...
Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...