Образовательная область | «Познавательное развитие» |
Возраст детей, группа | 6 лет, подготовительная к школе группа |
Тип НОД | интегрированный |
Тема НОД | «Сохраним планету» |
Цель | развитие познавательной активности воспитанников средствами знакового моделирования. |
Задачи | - развивать логическое мышление через использование знаков-символов; - развивать умение обобщать информацию, делать выводы; - развивать познавательную активность через умение добывать нужную информацию в различных источниках; - формировать умение общаться со взрослым и сверстниками, - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки правильного поведения в природе. |
Материал | Материал к занятию: Газеты, журналы, энциклопедии, компьютер, smart-доска, емкость с водой и мусором из различных материалов, удочки с магнитами и крючками, сачки, конструктор «Городок», пластмассовые и деревянные деревья, клумбы, набор карточек для фиксации результатов эксперимента, фломастеры, бумага, пиктограммы, ватман, цветной принтер, фотоаппарат. |
Предполагаемый результат | Уметь добывать информацию из различных источников, проводить исследовательскую деятельность, взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | - Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Соберёмся вместе в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Меня зовут …….. А вас? (дети по очереди называют свое имя. - А вы любите получать письма? (Звучит звук СМС, на smart доске слайд №1, на котором изображено письмо). Ребята, нам с вами пришло письмо, хотите узнать, что в нём? (да!). Открывают, в письме - Знак Земли. - Что это, ребята? (предположения детей). Верно, это какой-то знак. Как вы думаете, что он обозначает? (предположения детей). - Это знак Земли (слайд меняется на слайд с изображением земли). - Вы знаете, годом чего по указу президента нашего государства объявлен 2017 год? - Наступивший год объявлен Годом экологии. Вы знаете, что такое экология? Правильно, это наука, изучающая взаимодействие человека с природой. (Или - в энциклопедии экология – это наука, изучающая взаимодействие человека с природой) - А вы знаете, что происходит с нашей планетой? - Верно, окружающая среда загрязняется! Как же сделать так, чтобы люди начали беречь природу? (всем об этом рассказать). А как нам рассказать, чтобы много людей узнало об этом? Откуда мы узнаем различную информацию? (из телевизора, интернета, людей, газет, журналов). Значит, что мы с вами можем создать, чтобы рассказать людям как нужно беречь природу? Видеоролик снять можем? Есть у нас камера? А что можем сделать? Что кладут в почтовый ящик? Правильно газету можем создать. (создать газету – это детская цель, на протяжении всего занятия воспитатель должен её поддерживать) | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение | Интерес к познавательной деятельности
| Ответы детей |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить знание детей об экологии. Развивать представления детей о способе создания информационного издания, его назначении. | - А вы знаете, как создается газета? - Что нужно сделать сначала? - Верно, вначале нужно собрать информацию о различных новостях. Затем отбирают нужный материал, оформляют газету и печатают ее. Вы сможете прямо сейчас собрать информацию? Что можно найти в этой группе? (газеты, журналы, энциклопедии, интернет, спросить у взрослых). Вы правы, существует много источников информации, из которых мы узнаём много нового и интересного. - Идите, ищите! (добывают информацию из выбранного им источника - газеты, журналы, энциклопедии, компьютера, спрашивают у взрослых – находят картинки, фотографии о загрязнении воздуха, воды, земли). - Что вы узнали? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Выполняют игровые действия с магнитом | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. | Выполнение заданий |
III. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление.
| - Но как же вы напишете в газете все, что узнали, ведь вы ещё не умеете писать? (предположения детей - можно нарисовать, можно сфотографировать). - Ребята, верно, можно нарисовать знаками, которые называются пиктограммы. Например, нашу планету пиктограммой можно изобразить как «Глобус» (на ватмане). Придуманной самостоятельно пиктограммой можно обозначить любой предмет или действие. Пиктограммы бывают запрещающие, в которых указано, что нельзя делать, они выполняются в красном цвете (показать) и рекомендующие, в которых указано, что делать рекомендуется, например (показать). Эти пиктограммы обозначаются зеленым цветом. Посмотрите, начало нашей газеты уже положено, теперь нужно ее наполнить материалом. Вспомните, какую информацию вы нашли и выберете соответствующие пиктограммы. Наполним нашу газету. Красные знаки мы с вами будем располагать над земным шаром, как защиту.(подходят и приклеивают знаки вокруг земного шара вверху ) | Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.
| - Здорово, у нас уже собрана часть газеты! Мы с вами рассказали сейчас, что делать нельзя, а как же тогда можно и нужно поступать? Можно это в нашей газете описать? Для того, чтобы мы с вами смогли об этом рассказать, нам нужно самим сделать доброе дело, например, поучаствовать в акции. Кто знает, что такое акция? Акция – это мероприятие, на которое собирается много людей, чтобы привлечь внимание к какой-либо проблеме. Сегодня, например, проходят три акции - «Убери парк», «Очисти пруд» и «Посади дерево» (показывает знаки акций). Хотите в них поучаствовать, а потом написать об этом в своей газете? Подходите к знакам акций, в которых вы будете участвовать. Кто хочет участвовать в акции «Убори парк» - подойдите к доске. Вам нужно собрать и рассортировать мусор в разные контейнеры – пластик, стекло, бумага; - Кто хочет участвовать во второй акции «Очисти пруд» - подходите к этому столу. Вам нужно очистить пруд, для этого можно пользоваться различными приспособлениями, которые вы здесь найдете, главное правило – не замочиться. - Участники третьей акции «Посади дерево». Здесь у нас построили новый микрорайон, а озеленить не успели, ваша задача - посадить деревья. - Получилось у вас? Молодцы! Расскажите, в чем вы принимали участие? Что вы делали? Придумайте и создайте собственные пиктограммы из деталей, которые можно взять здесь. После того, как вы оформите пиктограмму, прошу заполнить нашу газету и приклеить ее внизу вокруг земного шара. (дети создают и приклеивают). | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. | Усвоение общего способа действий.
| Наблюдение за процессом деятельности. |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | - Ребята, посмотрите, у нас остались незаполненные места, может быть, мы что-то не учли? Может какого-то рекомендательного или запрещающего знака здесь не хватает? Что можно сделать? Верно, можно придумать и нарисовать! Можете использовать фломастеры и бумагу. После того, как вы нарисуете, заполняйте пустые места нашей газеты. (дети рисуют и приклеивают к газете свои знаки). - Молодцы! Какая замечательная газета получилась, сейчас я ее сфотографирую и отправлю в печать, проходите к смарт-доске, полюбуемся на свою работу. пока выводит на печать задает вопросы: - Маша, какой знак ты нарисовала? Что он означает? А ты Ваня что нарисовал? Что означает твой знак? И т.д. - Пока наша газета печатается, предлагаю вам поиграть в игру. Я буду показывать пиктограмму, а вы должны изобразить того, кто на ней изображен (пиктограммы животных и птиц). | Дети создают газету | Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. | Соблюдение правил в работе по проведению опыта |
VI Осмысление (итог) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| (на smart-доску выводится готовая газета также в распечатанном виде в нескольких экземплярах для детей и взрослых). - Ребята, что вы сегодня делали? А для чего? - У вас всё получилось? Что вам в этом помогло? - Что вы сегодня нового узнали? - А пригодятся вам эти знания в жизни? - С кем бы вы хотели поделиться теми знаниями, которые сегодня приобрели? – Предлагаю сейчас раздать присутствующим здесь взрослым нашу газету, а оставшуюся часть забрать с собой в группу, и раздать друзьям и знакомым, чтобы все вокруг начали беречь природу на нашей планете. - До свидания. | Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей. |