"Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Обобщающее занятие по окружающему миру на основе дополнительного компонента "Наш дом - Южный Урал".
Цель: Формирование представлений детей о родном крае, о его богатствах.
Социально-коммуникативное развитие:
формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
воспитывать у детей морально-волевые качества в играх; содействовать развитию творческого воображения.
Познавательное развитие:
закреплять знания детей о родном крае;
формировать любознательность, познавательный интерес к природе края и удивительным местам.
Речевое развитие:
познакомить детей с поэзией уральских авторов;
развивать связную речь, умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;
обогащать активный словарь детей: южный Урал, Уральские горы, смешанный лес, самоцветы, малахит, мрамор, гранит.
Художесвенно-эстетическое развитие:
развивать чувство прекрасного, через прослушивание музыкальных произведений и просмотр презентации.
Физическое развитие:
способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультминуток, гимнастики для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachkova_puteshestvie_po_yuzhnomu_uralu_s_verblyuzhenkom.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №74» г. Магнитогорска
Челябинской области
Открытое занятие на КМО Орджоникидзевского района
«Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком»
Разработал воспитатель МДОУ «Д/с № 74»
г. Магнитогорска
высшей категории
Значкова Татьяна Викторовна
Март 2017
г. Магнитогорск
«Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком»
Цель: Формирование представлений детей о родном крае, о его богатствах.
Социально-коммуникативное развитие:
формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
воспитывать у детей морально-волевые качества в играх; содействовать развитию творческого воображения.
Познавательное развитие:
закреплять знания детей о родном крае;
формировать любознательность, познавательный интерес к природе края и удивительным местам.
Речевое развитие:
познакомить детей с поэзией уральских авторов;
развивать связную речь, умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;
обогащать активный словарь детей: южный Урал, Уральские горы, смешанный лес, самоцветы, малахит, мрамор, гранит.
Художесвенно-эстетическое развитие:
развивать чувство прекрасного, через прослушивание музыкальных произведений и просмотр презентации.
Физическое развитие:
способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультминуток, гимнастики для глаз.
Материал:
Видео-презентация «Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком», ноутбук, мультимедиа, колонки.
Коллекции минералов, изделия из камней, шкатулка, музыкальное сопровождение.
Природные материалы: листья и семена деревьев.
Листы бумаги для опыта.
Предварительная работа:
Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала;
Игры: четвертый лишний «Птицы уральского леса», «С какого дерева детка?»
Беседы с детьми по темам: «Животные Урала», «Русская березка», «Магнитогорск город, в котором я живу», «Символы России».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, проходите. Кто из вас знает, в какой стране мы живем?
Дети: в России.
Воспитатель: Правильно. Кто знает, как называется наш край?
Дети: Южный Урал
Воспитатель: Верно, Южный Урал. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю.
Воспитатель: Верными помощниками в нашем путешествии будут Верблюжонок и карта. А путешествовать по бескрайным просторам нашего края мы будем на паровозе Букашка.
Паровоз Букашка отправляется, займите свои места. (Звучит песня «Паровоз букашка»).
Вот и первая остановка. Чтобы узнать ее название, вам нужно отгадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Воспитатель выслушивает ответы детей деревья, кусты и т. д.
Воспитатель:
Правильно, это дерево. Первую остановку - «Лесная».
Красивы уральские леса.
Дети смотрят презентацию
Воспитатель:
Очень красивы уральские леса, а какие деревья в них растут?
(выслушивает ответы детей)
Леса на Урале разные: хвойные, лиственные, смешанные.
На станции «Лесная» нас ждет игра: «Лесные загадки». Слушайте загадку и попробуйте ее отгадать. Отгадаете правильно, на экране появится то, что вы назвали. Будьте внимательны. Первая загадка:
Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож...
Каждый в дерево влюблён,
потому что это ...
Осень тихая настанет
Красок дереву добавит.
Листья расписные.
Желтые, резные.
А крылатки - семена
Разлетятся кто куда.
Дети: Клен
Воспитатель:
Правильно, это клен.
У меня длинней иголки, Клейкие почки,
Чем у елки,
Ветки только на макушке.
(Сосна)
Стоят столбы белены,
На них шапочки зелены.
(Береза)
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья отгадали. А теперь на вашем столе есть тарелка с семенами и листьями угаданных вами деревьев. Положите листья и семена на рисунок дерева.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Давайте проверим. Все деревья угадали и правильно нашли их семена и листья.
.
Воспитатель:
Посмотрите, Верблюжонок и карта приглашают нас продолжить путешествие. Занимаем свои места на паровозе. Играет музыка «Голоса птиц»
Как вы думаете, как называется следующая остановка? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
Остановка — «Птичья».
Зайчик:
Добрый день, ребята! В нашем лесу стали жить птицы, которых я раньше не видел. Вот смотрите сами!
(Появляется две картинки Сорока и Страус, дети выбирают ту птицу, которая живет в Уральских лесах, Сова и Аист, Синица и Павлин, Орел и Пингвины).
Воспитатель:
Молодцы. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать? (выслушивает предположения детей)
Воспитатель: Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? (выслушивает ответы детей: легкий, тонкий, большой)
Воспитатель:
Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы, своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей: круглый, тяжелый, маленький)
Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Верблюжонок и карта предлагают нам продолжить путешествие.
Паровоз Букашка нас ждет, отправляемся дальше.
Не яма, а наоборот
Не вниз, а вверх она растёт.
Взобрался вверх, кричу:
-Ура!
-Я покорил тебя,
(г…а).
Следующая остановка — «Горная». Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку. Давайте ее откроем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите больше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть.
Дети: хотим.
Физкультминутка «Уральский край»
— Нам нужно сыграть в игру, которую прислала Хозяйка Медной горы. Делайте как я! Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раз, два, три, четыре, пять
Вам хочу я рассказать. Дети маршируют на месте.
Как богат Уральский край руки в стороны
Ты о том не забывай руки к сердцу
Наши реки широки, руки в стороны
А озёра – глубоки, наклон, руки вниз до полу
Горы наши высоки, руки вверх, встать на носочки
Есть пещеры у реки, присесть, встать
И леса, и поля – руки в сторону
Это Родина моя! руки к сердцу.
— Я думаю, что где-то здесь живёт Хозяйка Медной горы. Нигде в мире не встречается столько самоцветов, минералов в одном месте, как у нас на Урале.
Воспитатель:
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(выслушивает ответы детей)
Воспитатель:
Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор).
Воспитатель: Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Вы что-нибудь об этом слышали? (дети делятся своими знаниями). Как они помогают человеку?
(выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)
Воспитатель:
Верно, простой уголь — это тепло в наших домах; гранит и мрамор— надежные помощники строителей.
А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.
Называются они драгоценными (демонстрирует их на слайдах-иллюстрациях)
Воспитатель: Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них.
Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.
А автор этих сказов Павел Петрович Бажов.
Воспитатель: Отправляемся на следующую станцию. Занимаем свои места.
Воспитатель: Правильно это про наш город Магнитогорск, а остановка «Городская».
Ребята, ваша Родина - город Магнитогорск. Хочу я узнать, знаете ли вы свой родной город?
«Знакомые места»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе есть конверты с задание. Возьмите их и соберите фотографию на мольберте. Работаем в паре.
Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора возвращаться в группу.
Но прежде, чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, на каким станциях мы побывали. Ответы детей.
Паровоз Букашка нас отвезет.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Давайте скажем до свидания паровозу Букашке, Верблюжонку и карте, и будем ждать от них новых путешествий. А я для вас приготовила небольшие сувениры, чтобы вы не забывали про наше путешествие. (Раздать магниты).
Используемая литература и интернет источники
- Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска». «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.: ТЦ Сферва, 2011. – 130 с.
- Мой край родной, Урал! Сборник материалов по итогам муниципального конкурса «Край родной – земля уральская» среди педагогов ДОУ. – Снежинск. – 2011. – 101 с.
- Наш дом – Южный Урал// Программа воспитания и развития детей под ред. Бабуновой Е. С. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-moi-krai-cheljabinskaja-oblast.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/02/28/obobshchayushchee-zanyatie-tema-puteshestvie-po-yuzhnomu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающее занятие. Тема: "Путешествие по Южному Уралу" (старший дошкольный возраст)
Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интере...
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Южному Уралу» Старшая группа
Региональный компонент...
Конспект НОД по национально - региональному компоненту "Путешествие по Южному Уралу"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...
Путешествие по Южному Уралу» прогулка подготовительная группа
Знакомство с природными богатствами Урала....
Проект «Путешествие по Южному Уралу»
Приобщение детей к истории городов Южного Урала, конкретно Челябинской области....
Проект "Путешествие по Южному Уралу"
Суть проекта «Путешествие по Южному Уралу» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны.Проект «Пу...
Проект «Путешествие по Южному Уралу»
В данном проекте речь пойдёт о значении родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития старших дошколят при знакомстве с родным краем возможна...