"Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Значкова Татьяна Викторовна

Обобщающее занятие по окружающему миру на основе дополнительного компонента "Наш дом - Южный Урал".

Цель: Формирование представлений детей о родном крае, о его богатствах.

Социально-коммуникативное развитие:

 формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

воспитывать у детей морально-волевые качества в играх; содействовать развитию творческого воображения.

Познавательное развитие:

закреплять знания детей о родном крае;

формировать любознательность, познавательный интерес к природе края и удивительным местам.

Речевое развитие:

познакомить детей с поэзией уральских авторов;

развивать связную речь, умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;

обогащать активный словарь детей: южный Урал, Уральские горы, смешанный лес, самоцветы, малахит, мрамор, гранит.

Художесвенно-эстетическое развитие:

развивать чувство прекрасного, через прослушивание музыкальных произведений  и просмотр презентации.

Физическое развитие:

способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультминуток, гимнастики для глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74» г. Магнитогорска

Челябинской области

Открытое занятие на КМО Орджоникидзевского района

«Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком»

Разработал воспитатель МДОУ «Д/с № 74»

г. Магнитогорска

высшей категории

Значкова Татьяна Викторовна

Март 2017

г. Магнитогорск

  «Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком»

Цель: Формирование представлений детей о родном крае, о его богатствах.

Социально-коммуникативное развитие:

 формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

воспитывать у детей морально-волевые качества в играх; содействовать развитию творческого воображения.

Познавательное развитие:

закреплять знания детей о родном крае;

формировать любознательность, познавательный интерес к природе края и удивительным местам.

Речевое развитие:

познакомить детей с поэзией уральских авторов;

развивать связную речь, умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;

обогащать активный словарь детей: южный Урал, Уральские горы, смешанный лес, самоцветы, малахит, мрамор, гранит.

Художесвенно-эстетическое развитие:

развивать чувство прекрасного, через прослушивание музыкальных произведений  и просмотр презентации.

Физическое развитие:

способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультминуток, гимнастики для глаз.

Материал:

Видео-презентация «Путешествие по Южному Уралу с Верблюжонком», ноутбук, мультимедиа, колонки.

Коллекции минералов, изделия из камней, шкатулка, музыкальное сопровождение.

Природные материалы: листья и семена деревьев.

Листы бумаги для опыта.

Предварительная работа:

Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала;

Игры: четвертый лишний «Птицы уральского леса», «С какого дерева детка?»

Беседы с детьми по темам«Животные Урала»«Русская березка», «Магнитогорск город, в котором я живу», «Символы России».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, проходите. Кто из вас знает, в какой стране мы живем?

Дети: в России.

Воспитатель: Правильно. Кто знает, как называется наш край?

Дети: Южный Урал

Воспитатель: Верно, Южный Урал. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю.

Воспитатель:   Верными помощниками в нашем путешествии   будут Верблюжонок и  карта. А путешествовать по бескрайным просторам нашего края мы будем на паровозе Букашка.

Паровоз Букашка отправляется, займите свои места. (Звучит песня «Паровоз букашка»).

Вот и первая остановка. Чтобы узнать ее название, вам нужно отгадать загадку:

Его весной и летом 
Мы видели одетым. 
А осенью с бедняжки 
Сорвали все рубашки. 
Но зимние метели 
В меха его одели.

Воспитатель выслушивает ответы детей деревья, кусты и т. д.

Воспитатель:

Правильно, это дерево. Первую остановку - «Лесная».

Красивы уральские леса.

Дети смотрят презентацию

Воспитатель:

Очень красивы уральские леса, а какие деревья в них растут?

(выслушивает ответы детей)

Леса на Урале разные: хвойные, лиственные, смешанные.

На станции «Лесная» нас ждет игра«Лесные загадки». Слушайте загадку и попробуйте ее отгадать. Отгадаете правильно, на экране появится то, что вы назвали. Будьте внимательны. Первая загадка:

Листик на ладонь похож, 

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ...

Осень тихая настанет  

Красок дереву добавит.

Листья расписные.

Желтые, резные.

А крылатки - семена

Разлетятся кто куда.

Дети: Клен

Воспитатель:

Правильно, это клен.

У меня длинней иголки, Клейкие почки,

Чем у елки,

Ветки только на макушке.

(Сосна)    

Стоят столбы белены,  

На них шапочки зелены.

 (Береза) 

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья отгадали. А теперь на вашем столе есть тарелка с семенами и листьями угаданных вами деревьев. Положите листья и семена на рисунок дерева.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Давайте проверим. Все деревья угадали и правильно нашли их семена и листья.

.

Воспитатель:  

Посмотрите, Верблюжонок и карта приглашают нас продолжить путешествие. Занимаем свои места на паровозе. Играет музыка «Голоса птиц»

Как вы думаете, как называется следующая остановка? (выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

Остановка — «Птичья».

Зайчик:

Добрый день, ребята! В нашем лесу стали жить птицы, которых я раньше не видел. Вот смотрите сами!

(Появляется две картинки Сорока и Страус, дети выбирают ту птицу, которая живет в Уральских лесах, Сова и Аист, Синица и Павлин, Орел и Пингвины).

Воспитатель:

Молодцы. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать? (выслушивает предположения детей)

Воспитатель: Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас на столе  лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? (выслушивает ответы детей: легкий, тонкий, большой)

Воспитатель:

Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы, своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей: круглый, тяжелый, маленький)

Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Верблюжонок и карта предлагают нам продолжить путешествие.

Паровоз Букашка нас ждет, отправляемся дальше.

Не яма, а наоборот

Не вниз, а вверх она растёт.

Взобрался вверх, кричу: 

-Ура!

-Я покорил тебя, 

  (г…а).

Следующая остановка — «Горная». Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку. Давайте ее откроем.

 «Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите больше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть.

Дети: хотим.

Физкультминутка «Уральский край»

— Нам нужно сыграть в игру, которую прислала Хозяйка Медной горы. Делайте как я! Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять

Вам хочу я рассказать. Дети маршируют на месте.

Как богат Уральский край руки в стороны

Ты о том не забывай руки к сердцу

Наши реки широки, руки в стороны

А озёра – глубоки, наклон, руки вниз до полу

Горы наши высоки, руки вверх, встать на носочки

Есть пещеры у реки, присесть, встать

И леса, и поля – руки в сторону

Это Родина моя! руки к сердцу.

— Я думаю, что где-то здесь живёт Хозяйка Медной горы. Нигде в мире не встречается столько самоцветов, минералов в одном месте, как у нас на Урале.

Воспитатель:

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?

(выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор).

Воспитатель: Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Вы что-нибудь об этом слышали? (дети делятся своими знаниями). Как они помогают человеку?

(выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

Воспитатель:

Верно, простой уголь — это тепло в наших домах; гранит и мрамор— надежные помощники строителей.

А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.

 Называются они драгоценными (демонстрирует их на слайдах-иллюстрациях)

Воспитатель: Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них.

Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка»«Каменный цветок»«Серебряное копытце» и многие другие.

А  автор этих сказов Павел Петрович  Бажов.

Воспитатель: Отправляемся на следующую станцию.  Занимаем свои места.

Воспитатель: Правильно это про наш город Магнитогорск, а остановка «Городская».

Ребята, ваша Родина - город Магнитогорск. Хочу я узнать, знаете ли вы свой родной город?

 «Знакомые места»

Воспитатель: Ребята, у вас на столе есть конверты с задание. Возьмите их и соберите фотографию на мольберте. Работаем в паре.

Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора возвращаться в группу.

Но прежде, чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, на каким станциях мы побывали. Ответы детей.

 Паровоз Букашка нас отвезет. 

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Давайте скажем до свидания паровозу Букашке, Верблюжонку и карте, и будем ждать от них новых путешествий. А я для вас приготовила небольшие сувениры, чтобы вы не забывали про наше путешествие. (Раздать магниты).

Используемая литература и интернет источники

  1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска».  «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.: ТЦ Сферва, 2011. – 130 с.
  2. Мой край родной, Урал! Сборник материалов по итогам муниципального конкурса «Край родной – земля уральская» среди педагогов ДОУ. – Снежинск. – 2011. – 101 с.
  3. Наш дом – Южный Урал// Программа воспитания и развития детей под ред. Бабуновой Е. С. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-moi-krai-cheljabinskaja-oblast.html
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/02/28/obobshchayushchee-zanyatie-tema-puteshestvie-po-yuzhnomu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие. Тема: "Путешествие по Южному Уралу" (старший дошкольный возраст)

Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интере...

Конспект НОД по национально - региональному компоненту "Путешествие по Южному Уралу"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...

Путешествие по Южному Уралу» прогулка подготовительная группа

Знакомство с природными богатствами Урала....

Проект «Путешествие по Южному Уралу»

Приобщение детей к истории городов Южного Урала, конкретно Челябинской области....

Проект "Путешествие по Южному Уралу"

Суть проекта «Путешествие по Южному Уралу» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны.Проект «Пу...

Проект «Путешествие по Южному Уралу»

В данном проекте речь пойдёт о значении родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития старших дошколят при знакомстве с родным краем возможна...