Экологиеское воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников.
Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка
- создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;
- идёт накопление ярких эмоций;
- непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Методы экологического воспитания.
- наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.,
- эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях,
- трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.,
- ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.,
- проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей в лесу, бурению лунок на водоемах, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок,
- экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности,
- чтение художественной литературы о природе,
- беседы с детьми о природе и человеке,
- прослушивание музыкальных произведений,
- посещение выставок художников-пейзажистов,
- изготовление поделок из природного материала,
- организация тематических праздников и утренников.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
Циклы наблюдений на участке детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.
Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится со всей группой на участке или подгруппой (5-6 человек) в группе. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, дети, которые проживают в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.
Изучать объекты природы лучше всего посредством проектно – исследовательской деятельности.
Практически все проекты экологической тематики являются долгосрочными, и, принимая во внимание возраст детей, нельзя не остановиться на одной из самых любимых форм взаимодействия малышей и взрослых — игре. Такая форма работы позволяет закрепить знания по экологии или же преподнести их в доступной и занимательной форме.
Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игры подбираются с учетом знаний детей об окружающем мире.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект состоит из нескольких этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
В проекте могут участвовать дети начиная со средней группы.. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей.
Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
сообщение на тему: значение музыки в экологиеском воспитании
Интересный материал для педагогов...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Совместная работа ДОУ и родителей по экологиескому воспитанию
Из опыта работы МДОАУ "ЦРР - д/ с № 120 г.Орска "Крепыш" Оренбургской области...
- Мне нравится (1)