Картотека весенних прогулок
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
рогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_progulok_2.docx | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Март Карточка № 1 Наблюдение за сезонными изменениями ТБ: не размахивать лопатами Опытно-исследовательская деятельность «Помощница вода» Цель: использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. |
Март Карточка № 2 Наблюдение за воробьем ТБ: работать в перчатках «Мыши в кладовой» - тренировать в пролезании под дугу или веревку. Инд. работа Развитие движений - совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении. Опытно- исследовательская деятельность «Где живет эхо» Цель: подвести к пониманию возникновения эха Март Карточка № 3 Наблюдение за ивой ТБ Работать в перчатках Опытно-исследовательская деятельность Большой – маленький. Цель: Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности |
Март Карточка №4 Наблюдение за работой дворника ТБ не поднимать ветки вверх, не размахивать ими Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. |
Март Карточка № 5
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Спешат автобусы, спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу.
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
♦ Почему он так называется?
♦ Какие вы видите автомобили?
♦ Какие автомобили перевозят людей?
♦ Чем отличается автобус от легковой машины?
♦ Что у них общего?
♦ Кто водит машину?
Д/И «Угадай по описанию» - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Труд Сбор мусора на участке - приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.
ТБ работать в перчатках
П/И «Не замочи ног», «Извилистая тропинка» - учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
Инд. работа Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Опытно-исследовательская деятельность Парашют
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
Март Карточка № 6
Наблюдение за сосульками
Цель: познакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Ход наблюдения
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон - кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Послушайте, как падают капли.
Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким)
Что растет вершиной вниз? (Сосулька)
Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.
Д/И «Какой лед?» – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
Труд Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
ТБ не подходить к крыше, с которой свисают сосульки
П/И «Мы — капельки», «Живой лабиринт» - учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Инд. работа Развитие движений.
Цели: обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии; развивать выносливость.
Опытно-исследовательская деятельность Разноцветные огоньки.
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
Март Карточка № 7
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела и закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»— звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому, кусочки мха они несут
Все пригодится им для дома, чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки — их желторотые птенцы.
♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы им помогаете?
♦ Какую пользу приносят птицы?
♦ Какая у них окраска? Чем питаются?
♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?
♦ Каких птиц вы еще знаете?
Д/И «Кто как поет?» - произносить звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Труд Посыпание песком дорожек на участке - воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
ТБ не бросать песок друг в друга
П/И «Лови — бросай» - учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Инд. работа Прыжки вверх с места - развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Опытно-исследовательская деятельность Изготовление цветных льдинок.
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды
Март Карточка № 8
Наблюдение за рябиной
Цели: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения
♦ По каким характерным признакам можно узнать рябину?
♦ Расскажите стихотворение про рябину.
♦ Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
♦ Когда зацветает рябина?
♦ Кто пробует первым ароматные цветы рябины? Почему?
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.
Д/И «Кто больше знает слов?» - воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук «р». Цель - найти слова со звуком «р» в начале слова.
Труд Расчистка дорожек
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.
ТБ бегать, не наталкиваясь друг на друга
П/И «Волк во рву», «Горелки».
Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Инд. работа «Велосипед» - учить ездить на велосипеде.
Опытно-исследовательская деятельность Передача солнечного зайчика
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Март Карточка № 9
Наблюдение за сорокой
Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;
учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;
обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
♦ Что это за птица, как она выглядит?
♦ Вьет ли сорока гнезда, зачем?
♦ Какие заботы у птицы весною?
♦ Как они берегут свое потомство?
♦ Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Д/И «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Труд Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
ТБ осторожно ходить по скользким дорожкам
П/И «С кочки на кочку» - учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча» - продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
Инд. работа Развитие движений.
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
Опытно-исследовательская деятельность Движение воздуха
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Март Карточка № 10
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.
Ход наблюдения
На колесах четырех,
С окнами и дверями. (Легковой автомобиль)
♦ Как выглядит легковой автомобиль?
♦ Чем он отличается от грузового?
♦ Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
♦ Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
Труд Убираем игрушки в корзину - закреплять навыки работы в коллективе.
ТБ бегать не наталкиваясь друг на друга
П/И «Догони свою пару», «Ловишка, бери ленту» - объяснять правила игры, учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
Инд. работа Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.
Опытно-исследовательская деятельность Рассматривание снега через лупу
Цель: определение формы снежинок; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Апрель Карточка № 1
Наблюдение за ледоходом
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.
Ход наблюдения
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи. С. Маршак
Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход».
Живет — лежит, умирает — бежит.
Зимой греет, весной тлеет.
Летом умирает, осенью оживает.
Всю зиму смирно лежит, весной убежит. (Ледоход)
♦ Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку?
♦ Какие признаки весны заметили на участке детского сада?
♦ Как «борются» зима с весной на речке?
В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет — ледоход».
Д/И «Какой лед?» - дети дают описание льда - научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширять словарный запас.
Труд Уборка участка от зимнего мусора.
Цель: формировать трудовые умения, чувство коллективизма.
П/И «Речная фигура» - развивать внимание, логическое мышление.
«Два мороза» Цель: учить использовать знакомые движения в природных условиях.
Инд. работа Развитие движений - обучать простейшим навыкам туризма; закреплять навыки ходьбы, преодоления различных препятствий.
Опытно-исследовательская деятельность Таяние снега
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Апрель Карточка № 2
Наблюдение за дятлом
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения
Дятел длинным языком капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже, пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки по березе гладкой
Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.
Всех березка напоила, вешним соком оделила!
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
♦ Где зимуют дятлы?
♦ Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком)
♦ Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?
♦ Как дятел строит гнездо?
♦ Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Д/И «Кто как поет?» Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Труд Расчистка участка от остатков снега и мусора - приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
П/И «Сбей кеглю», «Прыгуны».- развивать координацию движений, умение придать силу броску.
Инд. работа Развитие движений - упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Опытно-исследовательская деятельность Защитные свойства снега
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Апрель Карточка № 3
Наблюдение за осиной
Цель: закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками.
Ход наблюдения
Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки.
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
♦ Что весной до появления листочков вырастет на дереве?
♦ Вспомните, почему дрожат листья дерева?
Д/И «Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель - употребить в речи относительные прилагательные.
Труд Подмести дорожки на участке
Цели: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
ТБ не размахивать веником во время работы
П/И «Хитрая лиса», «Воробушки» - упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту.
Инд. работа «Перебрось за линию».
Цель: упражнять в метании предметов; развивать быстроту реакции.
Опытно-исследовательская деятельность Солнце высушивает предметы
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Апрель Карточка № 4
Наблюдение за проталинами
Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны. Г. Ладонщиков
♦ Какие изменения произошли в природе весной?
♦ Что вы наблюдали сами?
♦ Как изменился снег с приходом весны?
♦ В каких местах вы наблюдали проталины?
♦ Почему не везде появились проталины?
Д/И «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем слову
Цель - научить подбирать однокоренные слова.
Труд Уборка участка после таяния снега - приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
ТБ бегать не наталкиваясь друг на друга
П/И «По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Инд. работа Развитие движений.
Цель: упражнять в развитии ловкости; закреплять навыки мягкого приземления.
Опытно-исследовательская деятельность Песчаный конус
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Апрель Карточка № 5
Наблюдение за ветром
Цель: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Д/И «Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук «в». Цель - закрепить произношение звука «в».
Труд Расчистка дорожек - воспитывать желание трудиться.
ТБ работать в перчатках
П/И «Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Инд. работа «Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Опытно-исследовательская деятельность Свойства мокрого песка
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Апрель Карточка № 6
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (весна).
Она весну встречает, сережки надевает,
Накинута на спинку зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)!
♦ О каком времени года говорится в загадке?
♦ Перечислите признаки весны?
♦ Что это за дерево?
♦ Что произошло с почками?
♦ В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.)
Д/И «Когда это бывает» - воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель - закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание.
Труд Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка. Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.
ТБ не бросать снег друг в друга
П/И «Бездомный заяц», «Караси и щука» - упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Инд. работа «Пустое место», «Брось за флажок».
Цели: закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер.
Опытно-исследовательская деятельность Таяние снега
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Апрель Карточка № 7
Наблюдение за трясогузкой
Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.
Ход наблюдения
Трясогузка, трясогузка полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду - поселись в моем саду!
И за ставенкой резной свей гнездо свое весной.
Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.
♦ Как выглядит трясогузка?
♦ Чем питается?
♦ Когда прилетает в наши края?
♦ Как заботится о своем потомстве?
♦ Чем птицы заняты весной?
Весною дел у птиц немало: встала птаха поутру,
Целый день она летала и ловила мошкару.
Сядет с мошкою на ветку, тихо пискнет: «Я, мол, тут!»
Знает, маленькие детки с нетерпеньем маму ждут.
Д/И «Угадай птицу по описанию» - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь
Труд Подготовка земли к посеву семян - формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
ТБ оказывать помощь друг другу
П/И «Не опоздай», «Не упусти мяч».
Цель: учить проползать под скамейкой любым способом (прямо или боком); учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.
Инд. работа Развитие движений - закреплять умение бросать мяч в цель.
Опытно-исследовательская деятельность Уличные тени
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Апрель Карточка № 8
Наблюдение за солнцем
Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход наблюдения
Люди добрые, солнцу красному, лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся распрекрасному. В. Брюсов
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
♦ Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
♦ Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
♦ Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Д/И «Что сначала, что потом» - дети показывают по порядку времена года - закрепить знания детей о временах года.
Труд Расчистка дорожек от мусора и снега.
Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.
ТБ приземляться на полусогнутые ноги во время прыжков
П/И «Поймай мяч», «Караси и щука» - продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; упражнять в умении ловить и передавать мяч.
Инд. работа Развитие движений - обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.
Опытно-исследовательская деятельность
Измерение размеров изображения с помощью линз
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Апрель Карточка № 9
Наблюдение за березой
Цель: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде березы весной.
Ход наблюдения
Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.
♦ Как называется это дерево?
♦ А как вы узнали?
♦ Какие части березы вам знакомы?
Весной на березах набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями.
Д/И «Слоги» - дети составляют различные слоги.
Цель - развивать быстроту реакции.
Труд Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
ТБ после работы мыть руки с мылом
П/И «Совушка», «Веревочка»
Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Инд. работа Бег с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.
Опытно-исследовательская деятельность Веселые кораблики (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Апрель Карточка № 10
Наблюдение за погодой
Цель: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Ласточка примчалась из-за бела моря.
Села и запела: «Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик
Все весною пахнет». А. Майков
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной.)
♦ Что изменилось с приходом весны?
♦ Что стало чаще появляться на небе?
♦ Что изменилось на огороде?
♦ Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»?
Д/И «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют - развить внимание, мышление, логику, речь.
Труд Подмести мусор на веранде - учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
П/И «Лесные тропинки», «Караси и щука».
Цель: разнообразить движения в зависимости от условий (по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, перепрыгивать с проталины на проталину, идти спиной вперед, придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу).
«Зима надоела».
Цель: находить свой вариант ответа
Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела...»
Инд. работа Развитие движений.
Цели: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.
Опытно-исследовательская деятельность Волшебный шарик.
Цель: установить причину статического электричества.
Май Карточка № 1
Наблюдение за майским жуком
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.
На березу сел - все листочки съел.
Позову скворцов со всех концов,
Позову грачей - летите скорей! Жука проглотите и мой сад спасите!
♦ Как выглядит майский жук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет майский жук?
♦ Чем питается майский жук?
♦ Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
♦ Какие враги есть у майских жуков?
♦ Где зимуют майские жуки?
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки жуков долго — три-четыре года. А вот век жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
Труд Посадка семян гороха - формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.
П/И «Кати в цель», «Догони мяч» - развивать глазомер и точность.
Инд. работа Развитие движений - совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Опытно-исследовательская деятельность Солнце высушивает предметы
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор.
Май Карточка № 2
Наблюдение за ветром
Цель: определить свойства ветра одним из известных им способов
Ход наблюдения
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Гордо веешь на просторе
Предложить детям определить свойства ветра одним из известных им способов (посмотреть на качающие ветви, использовать вертушки, проанализировать собственные ощущения от воздействия ветра)
Д/И «Вершки и корешки» Дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем. Цель - повторить строение растений.
Труд Посадка цветов.
Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений.
ТБ работать в перчатках
П/И «Ловишки». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.
Инд. работа «Попади в обруч».
Цели: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м; совершенствовать координацию движений.
Опытно-исследовательская деятельность «Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Май Карточка № 3
Наблюдение за божьей коровкой
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Божья коровка, алая спинка, уцепилась ловко коровка за травинку. Вверх неспешным ходом ползет по стебельку
К пахнущему медом яркому цветку.
Поедает быстро коровка вредных тлей,
И цветок душистый спасибо скажет ей!
Всех жуков она милей, спинка алая у ней,
А на ней кружочки — черненькие точки. (Божья коровка.)
♦ Как выглядит божья коровка?
♦ Как она передвигается?
♦ На кого охотятся божьи коровки?
♦ Где они живут?
♦ Какую пользу приносят божьи коровки?
♦ Где зимуют?
Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылки. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.
На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
Труд Высадка рассады цветов - совершенствовать навыки и умения посадки рассады в открытый грунт.
П/И «Пингвины с мячом», «Не наступи» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.
Инд. работа Развитие движений - совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
Май Карточка № 4
Наблюдение за одуванчиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Желтая головушка, розовая ножка.
Одуванчик-солнышко подержу в ладошке.
Появилось солнышко в мае на лугу, на него любуюсь, очень берегу.
Жаль, недолго солнышко будет золотым,
Побелеет солнышко — и расстанусь с ним. В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Д/И «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Труд Уборка участка от сухих веток - воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
ТБ не поранить друг друга ветками
П/И «Спящая лиса» - упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. «Перелет птиц» - учить выполнять действия по сигналу.
Инд. работа Прыжки вверх с места - развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Опытно-исследовательская деятельность Передача солнечного зайчика
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Май Карточка № 5
Наблюдение за комаром
Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
♦ Как выглядит комар?
♦ Как он передвигается?
♦ Есть ли у комаров уши?
♦ Чем питаются комары?
♦ Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
♦ Почему комаров называют вредными насекомыми?
♦ Какие враги есть у комаров?
♦ Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
Труд Уборка сорняков.
Цель: учить видеть результат своего труда
ТБ работать в перчатках
П/И «Пронеси, не урони», «Пожарные» - учить перелезанию «перекатом» через препятствие.
Инд. работа Развитие движений - совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.
Май Карточка № 6
Наблюдение за облаками
Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, пред-положений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса. А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
♦ Из чего состоят облака?
♦ Всегда ли они бывают одинаковыми?
♦ Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Д/И «Какое небо» - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.
Труд Работа граблями и метлой.
Цель: учить видеть результат своего труда.
ТБ не поднимать вверх инструменты
П/И «Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.
Инд. работа развитие движений - воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Май Карточка № 7
Наблюдение за стрекозой
Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Склонились низко лозы над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы, здесь водим хоровод.
Без всякого усилья скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья прозрачною слюдой.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
* Как выглядит стрекоза?
* Как она передвигается?
* Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
* Где живет стрекоза?
* На кого она охотится?
* Чем питается?
* Есть ли враги у стрекозы?
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Д/И «Кто больше назовет действий - активизировать словарный запас глаголами.
Труд Посадка картофеля - совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.
ТБ
П/И «Сумей вскочить», «Лягушки в болоте» - продолжать обучать прыжкам с разбега. «Кто дальше?».
Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук).
Май Карточка № 8
Наблюдение за мать-и-мачехой
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
Д/И «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Труд Уборка мусора на участке
Цель: совершенствовать трудовые навыки
П/И «Догони свою пару» - учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. «Попади в цель» - учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры.
Инд. работа «Веселые прыжки».
Цель: закреплять прыжки через два предмета.
ТБ не толкать друг друга при выполнении упражнений
Опытно-исследовательская деятельность Песчаный конус
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Май Карточка № 9
Наблюдение за разными видами транспорта
Цель: закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина, человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.
С самых первых детских лет служит мне велосипед.
Лучше он любой машины, не нуждается в бензине!
Я педалями кручу - птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим, забираться трудно очень!
Я недолго унываю, на педали нажимаю.
Пусть немного и устану, но зато сильнее стану!
♦ Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
♦ Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног)
На двух колесах я качу, двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед, я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу у пешеходов на виду.
Д/И «Угадай по описанию» - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Труд Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться.
П/И «Шалтай-Болтай» - выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
Инд. работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
ТБ ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга
Опытно-исследовательская деятельность Рассматривание песка через лупу
Цель: определение формы снежинок; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Май Карточка № 10
Наблюдение за бабочкой
Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Звенят ручьи в апреле, ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели и здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим - красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем – какой кругом простор!
Душистыми цветами весна встречает нас,
И кажется, что с нами весь луг танцует вальс!
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
♦ Как выглядит бабочка?
♦ Как она передвигается?
♦ Чем питается бабочка?
♦ Какую пользу приносит?
♦ Есть ли дом у бабочки?
♦ Есть ли у нее враги?
♦ Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Д/И «Слоги» - дети составляют различные слоги - развивать быстроту реакции.
Труд Расчистка огорода от мусора - воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.
ТБ складывать мусор в пакет
П/И «Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч» - учить бросать мяч под углом.
Инд. работа «Кто дальше?» - совершенствовать навыки метания предметов вдаль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека весенних прогулок
Прогулки расчитаны на детей старшего дошкольного возраста....
Картотека весенних прогулок(май)
Материал будет интересен воспитателям младших групп....
Картотека весенних прогулок
Март...
Картотека весенних прогулок во второй младшей группе.
Учить детей наблюдать и описывать изменения в природе....
КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
картотека весенних прогулок
ЛЕТОКАРТОЧКА 1...
Картотека весенних прогулок.
Картотека прогулок для детей второй младшей группы в весеннее время года. Игры. Наблюдения...