Конспект интегрированного занятия "Лебеди"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе с использованнием различных педагогических технологий :технология продуктивного чтения,  ИКТ, здоровьесберегающие технологии:  физминутка,  музыкотерапия.

Цель: знакомство с птицей – лебедем, его особенностями, средой обитания

Задачи:

-знакомить с творчеством  С.Т.Аксакова;

-учить слушать и понимать текст;

-показать красоту, напевность русской речи, русских песен;

-воспитывать бережное отношение ко всему живому;  вызвать сочувствие   птице;

-учить видеть  красоту окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://img.photobucket.com/albums/v145/Nafka/0Olshanskiy_Volshebstvo.jpg

Конспект  НОД в образовательной области художественно-эстетическое развитие (Музыка)

Тема: «ЛЕБЕДИ

Разработала: В.В.Сазонова

Музыкальный руководитель

                                                                                                                                                                                                                                                    Интегрированные  образовательные области: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание»

Материалы и оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»; аудиозапись  «Адажио» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; видеоклип на русскую народную песню «Бела лебедь»; телевизор, музыкальный центр; шаблоны,  клей ПВА, цветная бумага, ножницы.

Используемые технологии: технология продуктивного чтения,  ИКТ, здоровьесберегающие технологии:  физминутка,  музыкотерапия.

Цель: знакомство с птицей – лебедем, его особенностями, средой обитания

Задачи:

-знакомить с творчеством  С.Т.Аксакова;

-учить слушать и понимать текст;

-показать красоту, напевность русской речи, русских песен;

-воспитывать бережное отношение ко всему живому;  вызвать сочувствие   птице;

-учить видеть  красоту окружающего мира.

Ход  занятия

Воспитатель-Ребята, сегодня я расскажу вам об одной из красивейших птиц - о лебеде. Лебедь относится к семейству гусиных. Но от гусей лебедь отличается   длинной шеей и белоснежным оперением. Очень редко, но встречаются в природе  и черные лебеди. Длинная шея позволяет лебедю  доставать  корм со дна водоема. Лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.  Красота, изящество  этих птиц издавна привлекала внимание поэтов, композиторов, художников. Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков  называет лебедя  царем всей водяной, или водоплавающей птицы. Давайте вспомним какие сказки, героя, которых – лебеди, вам знакомы?

- «Гуси-лебеди» русская народная сказка, «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена, «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утенок»

-В русских сказаниях очень часто  называют молодых девушек  лебедушка, лебедь бела. У А.С.Пушкина – это «царевна-лебедь». А сйчас я предлагаю вам послушать рассказ   великого русского писателя  Льва Николаевича Толстого.

Чтение рассказа с использованием  технологии  продуктивного чтения

ЛЕБЕДИ

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.(Ребята, а в какое время года  это происходило? – Осенью.) На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. (Как вы думаете каие птицы летели впереди, старые или молодые? Как вы думаете, почему?- Старые, потому, что они лучше знают дорогу (Алиса Б.).  Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были  моложе  и  слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья.

Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря,  и месяц и звёзды стали бледнее. (Как вы думаете, полетит  лебедь  дальше? Почему? –Да, лебедь полетит дальше, потому что ему нужно вернуться туда, где он родился (Катя Л.)Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

-Ребята, вы послушали рассказ Льва Николаевича Толстого «Лебеди» . Какой рассказ грустный или веселый?

-Рассказ грустный,  потому что очень жалко молодого лебедя (Алеша З.) . Хочется ему помочь (Арина Ш.). Ему, наверное было очень страшно остаться совсем одному в море (Степа Г.)

-Ребята, очень хорошо, что вам захотелось помочь лебедю. А давайте представим, что лебедь догнал своих друзей и вместе  с ними вернулся в те места, где он появился на свет, чтобы найти себе пару и вывести потомство.

Много песен и даже балет были созданы  композиторами в разные годы - это балет Лебединое озеро», созданный  великим русским композитором  Петром Ильичом Чайковским, песня Евгения Мартынова, «Лебединая верность»  в исполнении Евгения Мартынова. Сейчас  я предлагаю вам послушать русскую народную  песню в исполнении Елены Полюдовой «Бела лебедь» и посмотреть слайд-шоу.

Обсуждение.

-  Ребята, вы посмотрели слайд-шоу. Правда, лебедь очень красивая птица? Ну а песня вам понравилась?  Какая песня по характеру?

-Грустная, печальная.

-По темпу – протяжная. Русские народные песни отличаются своей напевностью, протяжностью. Давайте вспомним с вами песню «Гуси прилетели».  Дети исполняют акапелло  русскую народную песню «Гуси прилетели».

«Гуси прилетели»

Гуси прилетели, гуси в море сели

Искупаться в море синем гуси захотели (2 раза)

Лапки омывали, крылья полоскали

А соленую водицу гуси пить не стали (2 раза)

Полетят до дому, к берегу родному

Там напьются из криницы ключевой водицы (2 раза)

Обсуждение

-Ребята, а как в думаете, почему гуси не стали пить соленую водицу?

-Птицам нужна пресная вода.

-Ребята, а еще наверное потому, что на родной стороне и водица вкуснее.

А теперь давайте немного разомнемся. (Проводится физминутка)

Утром лебедь встал  на лапки.
Утром лебедь встал  на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)

Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !
( Присели.)

-Молодцы, ребята. Жаль только, что у нас лебеди не гнездятся, но если когда-нибудь вы встретите эту птицу, или других птиц - никогда не обижайте, не убивайте. Я хочу сказать вам словами  поэта Роберта Рождественского:

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля…

 Ну а  сейчас  я  предлагаю вам своими руками сделать лебединое озеро.

Для этого нам понадобится цветная бумага, клей и  огромное   желание. Готовы?

- Да!

Изготовление  лебедей. Создание общей композиции «Лебединое озеро». Обыгрывание композиции под  музыкальное сопровождение: «Адажио» из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. Сладков. Чья проталина? Автор презентации Сазонова В.В. Воспитатель МАДОУ № 6 «Колокольчик»

Слайд 2

«Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу. — Моя! — крикнула. — Моя проталина, раз я первая её увидела! На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач.

Слайд 3

— Здр-расте , уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! — Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала! — Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! — Что он тут каркает! — затарахтела Сорока. — Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся — проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины

Слайд 4

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: — Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где — на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули. — Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул. — А я родился на ней! — пискнул Жаворонок. — Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное — и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва — даже язык дрожит. Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил , горлышко у него задрожало — и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули — заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Слайд 5

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. И выглянул Крот — зашмыгал носом. — Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча , пахнет? Весна, что ли ча , у вас наверху? — Весна, весна, землерой ! — сварливо закричала Сорока. — Знал, куда угодить! — подозрительно буркнул Грач. — Хоть и слепой… — Тебе-то зачем наша проталина? — проскрипел Жаворонок. Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку — глазами-то он худо видит! — чихнул и говорит: — Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то… — Как ты можешь так говорить? — ужаснулся Жаворонок. — Да знаешь ли ты, землерой , что такое весна! — Не знаю и знать не хочу! — фыркнул Крот. — Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково

Слайд 6

— Весной проталины появляются, — мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

Слайд 7

— А на проталинах скандалы начинаются, — снова фыркнул Крот. — А ради чего? Проталина как проталина. — Не скажи! — подскочила Сорока. — А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов. — Посидеть, походить, размяться! — гаркнул Грач. — Носом в тёплой земле порыться! — А петь-то как над проталинами хорошо! — взвился Жаворонок. — Сколько в поле проталин — столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины. — А чего тогда спорите? — не понял Крот. — Жаворонок хочет петь — пусть поёт. Грач хочет маршировать — пусть марширует. — Правильно! — сказала Сорока. — А я пока семенами и жуками займусь… Тут снова начались крики и перебранка. А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить. — Пора и мне! — Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...