«Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ЧернышеваМаринаИвановна

КонспектНОД  по ознакомлению

с окружающим миром «Чудеса природы»

 

Цель занятия: Закрепить знания детей:

- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду;

- об изменениях природы в разные времена года;

- о людях, которые предсказывают погоду;

- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер).

 

Задачи:

1.      Образовательные:

·         знакомство с явлениями природы;

·         обогащать представления об окружающем мире, а в частности о явлениях природы;

уточнить и расширить знания детей о явлениях природы.

2.      Развивающие:

·         активизировать словарь по теме занятия: явления природы, народные приметы; Развивать цветовосприятие, слуховое восприятие, внимание.

3.      Воспитательные:

·         воспитывать экологическую культуру, любовь к природе;

Материалы и оборудование: шумовые капсулы, макет солнца и прищепки, модель луны по количеству детей, тополиный пух, разрезная радуга по количеству детей, макет дерева с листьям, видеопрезентация «Явления природы». Пособия для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественных произведений, отгадывание загадок, просмотр мультфильма «Волшебные зонтики», 1992г., из сюжета которого дети узнали о волшебных свойствах обычных зонтиков, а также учатся аккуратному обращению с личными вещами и не проявлять агрессию.

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Наше занятие называется «Чудеса природы – волшебные явления». Мы с вами поговорим о чудесах, которые нам дарит природа (явлениях природы). Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Солнце светит,

Ветер свищет,

Дождик льет, как из ведра.

После дождика на небе

Сразу радуга видна.

Эти изменения погоды

Дарят нам (явления природы).

Воспитатель: Правильно отгадали.

Д/И «Узнай и назови, что звучит?»

Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.

Воспитатель загадывает загадки детям. Дети их отгадывают и показывают иллюстрации с явлениями природы. После этого воспитатель рассказывает о каждом природном явлении.

Загадка

Явление природы

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

Солнце.

Солнце какое? Яркое,  теплое, желтое.

Солнышко – это яркая звезда, оно появляется каждый день во время рассвета, а исчезает вечером после заката. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и даже жарко.

Дети крепят на макет солнца прищепки изображая «лучики» солнца.

 

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звезд всегда она.

(луна)

Луна.

Луна – это спутник Земли, она такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. А в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца.

Детям раздаются  круги, и просят их сложить так, чтобы получился месяц.

Без крыльев летят,

без ног спешат, без паруса плывут

(облака)

Облака.    Облака какие? Мягкие, пушистые, воздушные, белые.

Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде корабликов, лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами.

Сюрпризный момент « Облако в ведерке»

Воспитатель показывает детям тополиный пух и спрашивает: «Что он им напоминает».

Дети: Облако.

 

Меня звали

Меня ждали

Показался – убежали

(дождь)

Дождь.  Какой бывает дождь? Мелкий, сильный, холодный, теплый, грибной.

Дождь поливает из облаков, когда они становятся темными, тяжелыми и, словно нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком.

Физкультминутка «Дождь».

 

Нашумела, нагремела,

все промыла и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила.

(гроза)

Гроза.

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после грохочет гром. Такое явление природы называют грозой. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.

 

Рассыпался горох

На тысячу дорог.

(град)

Град.

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять.

Дети имитируют звук града используя капсулы с горохом.

 

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни выйти,

Ни войти.

(радуга)

Радуга.

Воспитатель: отчего на небе появляется радуга?

Ответ детей.

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать радугу. Это оптическое явление природы когда ярких солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Воспитатель: сколько цветов у радуги?

Дети: семь.

Воспитатель: Какое стихотворение помогает запомнить порядок расположения цветов радуги?

Дети: Каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Игра «Собери радугу».

Без рук, без ног,

а двери отворяет.

(ветер)   Ветер.

Воспитатель: Ветер какой? Почему дует ветер?

Ответы детей.

Когда перемещаются огромные воздушные массы, мы говорим, что дует ветер. У него такая сила, что у деревьев ветки с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным.

Физкультурная минутка «Ветерок».

 

Лист, оторванный от ветки,

Весь во власти силы ветра.

Листья вверх и вниз летят,

Это время … (листопад)

Листопад.

Осенью листва опадает, чтобы деревья могли отдохнуть и подготовиться к зимней спячке. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые гибнут в зимнее время года. Ветер подхватывает листья, и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Игра «С какого дерева лист».

 

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(лёд)

Лёд.

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

 

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

(снег)

Снег.

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах.

Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым… Что за обман?

Это же густой… (туман)

Туман.

Туман возникает при высокой влажности воздуха чаще всего утром и вечером.

 

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой,

Называются (росой)

Роса.

Роса образуется как летом и осенью, так и весной. Ранним утром можно заметить на траве капельки воды, кажется, что трава сырая и прошел дождь, хотя небо чистое. Дело в том, что за ночь воздух остывает, а водяной пар, который находится в воздухе, оседает в виде капелек воды.

Д/И «Так бывает или нет?»

Иней.

Иней летом?

Снег зимой?

Мороз летом?

Ледоход осенью?

Капель летом?

Листопад весной?

Метель осенью?

Заморозки весной?

Дождь летом?

Гроза весной?

Роса зимой?

Воспитатель: Какие приметы вы знаете, чтобы определить какая будет погода?

Ответы детей:

Физкультминутка «Солнышко»

Воспитатель: Вы так хорошо справились с заданием, и на этом наше занятие окончено. Наши волшебные зонтики оказались с сюрпризом. Что у них внутри? Медальки-шоколадки. На что они похожи?

Ответы детей: на солнышки.

Воспитатель: Я желаю, чтобы солнышко всегда вам ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinki.docx803.2 КБ

Предварительный просмотр:

 солнце                                          луна

 дождь                             гроза

градрадуга

ветерлистопад

ледснег

явления природы для детей

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_01.jpg

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_02.jpg

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_03.jpg

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_04.jpg

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_05.jpg

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_lesson_06.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию («ознакомление с окружающим миром») на тему: «В мире пластмассы» средняя группа

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная: Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Развивающая: Развивать любознательность...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...