Авторское игровое пособие по экологии у детей дошкольного возраста "Одуванчик"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пименова Мила

Возраст: 5-7лет

Материал: комплект состоит из 15 карточек. Карточки №1-9-части одуванчика, стадии его развития(1-корень,2-стебель, 3-цветок, 4-бутон,5-цветок «заснул», 6-пчелы над цветком, 7-семена-парашютики,8-семена улетают,9-листья одуванчика); карточки№10-15-природные факторы(10-снег,покрывший землю, под которой «зимует» корень одуванчика,11-солнце,12-ветер, 13-ночное небо, 14дождь идет,15-снег идет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Авторское игровое пособие по экологии у детей дошкольного возраста «Одуванчик».

Пименова Л.А.

                                                                                                                          воспитатель

                                                                                                      СП «Детский сад №42»

ГБОУ ООШ№18 г. Сызрань

Возраст: 5-7лет

Материал: комплект состоит из 15 карточек. Карточки №1-9-части одуванчика, стадии его развития(1-корень,2-стебель, 3-цветок, 4-бутон,5-цветок «заснул», 6-пчелы над цветком, 7-семена-парашютики,8-семена улетают,9-листья одуванчика); карточки№10-15-природные факторы(10-снег,покрывший землю, под которой «зимует» корень одуванчика,11-солнце,12-ветер, 13-ночное небо, 14дождь идет,15-снег идет.

Вариант №1.

Цель: дать представление о строении растения и его функциях (на примере одуванчика).

Проводится в форме рассказа воспитателя, сопровождающего работой с карточками.

Воспитатель: Жил на свете одуванчик. Были у него листья –руки, которые тянул он к солнцу(прикрепляет карточку№11, под ней-карточку№9) Что еще есть у одуванчика кроме листьев? Если дети отвечают, что еще есть цветок, воспитатель над карточкой№9 прикрепляеткарточку№3 и спрашивает: «правильно»? Дети видят, что не правильно.

Воспитатель: На чем растет цветок? (прикрепляет карточку№2 под карточкой №3, а карточку №9 убирает. Есть у нашего одуванчика тоненькая ножка- стебелек, на которой и держится цветок, вернее не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. Почему? В цветах одуванчика есть желтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется «пыльца».А еще цветы содержат вкусный сок-нектар. Прилетит пчела попить его(карточка№3 заменяется карточкой№6), «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушистыми –парашютиками (меняет карточку№6 на карточку№7). Постарел наш одуванчик , стал седым. Как вы думаете, для чего семенам  одуванчика нужны такие пушинки-парашютики? Да, подует ветер( прикрепляет рядом карточку№12) разлетятся парашютики с семенами по белому свету( меняет карточки№7 и №8)полетают, полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.

Чего еще не хватает нашему одуванчику? (прикрепляет карточку№2 и №3) Может мы что-нибудь забыли? А откуда одуванчик берет пищу, что его держит в земле( прикрепляет под карточкой№2 карточку №1. У одуванчика один большой толстый корень, в нем он «запасает» пищу. Корень держит одуванчик в земле. В конце воспитатель  спрашивает: из каких частей состоит  одуванчик, какую роль они играют в его жизни.

Задания детям: сложить одуванчик из карточек самостоятельно. Воспитатель называет части одуванчика, а дети находят их. Можно предложить нарисовать одуванчик с цветками или семенами, выделив на рисунке все части растения.

Вариант №2.

Цель: дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.

Воспитатель: Весной  Костя с папой пошел в огород. Папа взял большую лопату , а Костя маленькую. Только они начали копать , как Костина лопата наткнулась на что-то твердое. «Это корень одуванчика» -объяснил папа. «Из него скоро вырастит стебель, листья. Он мешает расти другим растениям, надо его вырвать. «Пап, а давай оставим корешок, это будет мой одуванчик. Я буду наблюдать за ним, как он растет». Папа не стал возражать. Костя сделал для одуванчика забор из палочек. Он теперь знал, что в земле находится корень одуванчика.(прикрепляет карточку №1)Когда через  несколько дней папа с Костей пришли в огород на этом месте зеленели листочки.(карточка№9). Костя обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа объяснил, что весной растут все растения, потому что греет солнышко.(карточка№11) Прошло еще несколько дней, и Костя с родителями опять пришел на огород и сразу же бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев вырос стебелек с бутоном на верху.(вместо карточки№9 ставится карточка№4 над карточкой №2).Костя оглянулся и заметил, что многие одуванчики уже открыли свои желтые головки. «А мой?»- огорчился Костя.» Не унывай уже не долго осталось ждать»,-заявила мама .И она оказалась права .Через день Костя сам прибежал на огород и заметил красивую желтую головку.(карточку№4 меняю на №3) Цветок был раскрыт навстречу солнцу. К нему подлетали пчелы, садились на него, что-то искали и улетали.(карточку №3 меняю на №6) У некоторых пчел Костя заметил маленькие желтые шарики он нагнулся и понюхал цветок. Нос его тут же стал желтым, как лапки пчел.» Мама мой одуванчик расцвел»-закричал Костя. «А я сразу поняла!» -улыбнулась мама, у тебя нос желтый.» «Почему?» «Да потому что у тебя на носу мелкий желтый порошок, это пыльца» -объяснила мама .Пчелы ищут в цветах вкусный сладкий сок- нектар, а когда пьют его на лапках прилипает пыльца. Пчелы перелетают на другой цветок, пыльца с их лапок упадет на него и через некоторое время появится семя-парашютик.    «Как бы мне не прозевать эти парашютики. Прошло несколько дней, солнышко пригревало все жарче, а дождика все не было и не было .Костин одуванчик наклонил головку, уронил один листик на землю. Совсем ему плохо без воды. Но вот, наконец, солнышко закрыла большая туча(меняю карточку№11 на №14), пошел долгожданный дождь, а цветы спрятались.(меняю№6на№5) Одуванчик напился и стал опять красивым и сильным.

Наступило лето и Костя обнаружил, что его одуванчик изменился: поседел, постарел,(вместо карточки№5 ставим №7) вместо цветов появились семена –парашютики. Однажды подул ветер(карточка№12) и полетели семена –парашютики в разные стороны( меняем №7 на№8) «Мам, а наш одуванчик стал совсем лысый! Ни одного волоска-парашютика не осталось»-засмеялся Костя. «Зато теперь у него вырастет много деток в разных местах,»-засмеялась мама.

Потом Костя уехал к бабушке, а одуванчик остался один. Он опять стал похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья(убираю карточку№2и «8 ставлю карточку№9)

Вернулся Костя домой сразу побежал к своему одуванчику, а от одуванчика один корень остался. «Значит мой одуванчик на следующий год снова вырастет»

Закрепление: Что нужно для того, чтобы вырос одуванчик? Как меняется одуванчик весной, летом, осенью, зимой?

Использование карточек для проверки знаний.

1.Сложите из карточек одуванчик и назовите его части.

2.Припомощи карточек покажите, как изменялся одуванчик в разное время года.

3. Покажите, как выглядит одуванчик днем, ночью, в солнечную и дождливую погоду.

4.Сложите из карточек одуванчик и разложите вокруг него карточки, изображающие то, что необходимо одуванчику для роста. Объясните  для чего нужны  солнце, ветер, почва, снег, дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

Аннотация к игровому пособию для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста «Сам себе костюмер».

Данное пособие изготовили Кириллова Ирина Николаевна и Савинова Екатерина Михайловна, воспитатели МДОУ № 1 "Аленушка" г. Тейково.Оно помогает формировать у детей знания о театральных професс...

Авторское методическое пособие по обучению программированию детей дошкольного возраста «Многофункциональный Чудо-коврик»

Цель: создание условий для формирования умений элементарного программирования; создание условий для развития умения ориентироваться на плоскости по квадратам; активизации слухового, зрительного вниман...

"Дары природы" игровое пособие для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязанные развивающие сенсорные игрушки«Лесной пенёк» и«Арт-чемодан» для развития детей дошкольного возраста.Автор педагог-психологГасникова В.Г....

Развивающее игровое пособие на липучках, для детей дошкольного возраста.

Предлагаем вашему вниманию  дидактическое пособие «Финансовая грамотность для детей», которое направлено на экономическое воспитание детей, формирование финансовой грамотности и расши...