проект "Вода вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миронова Елена Александровна

проект "Вода вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_vokrug_nas.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Вода вокруг нас»

                        выполнила                                                                                       Миронова Е.А.

                                                         г.Тула

Цель: обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами.

Оборудование:  рисунки, географическая карта, глобус, песок, вода, стеклянные колбочки разной формы.

Ход совместно организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о воде. А давайте вместе вспомним, где и какую воду вы сегодня видели, как вы её сегодня использовали? (ответы детей) А где ещё можно обнаружить воду? Для чего её можно использовать? (пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим животных и т. д.)  Ребята, посмотрите, как часто нам нужна вода.

Воспитатель показывает детям рисунки. Выясняют, где на рисунках вода.

Воспитатель показывает глобус, географическую карту: Ребята, скажите мне, каким цветом обозначена вода на карте (ответы детей) А чего больше на Земном шаре воды или суши? На земном шаре есть моря и океаны. И вода в ней не такая, как в реках. А какая в них вода мы сейчас узнаем.

Воспитатель дает попробовать воду из 2 стаканов. В одном вода солёная, а в другом без вкуса.  

Воспитатель: В морях и океанах вода…(солёная), в реках, озёрах вода …. (без вкусная). Ребята, на глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Какая же это вода? (ответы детей). Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают! Ребята, мы с вами выяснили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.  Мы её не видим, но многие её пробовали. Кто из вас пил воду из родника? Это вода очень чистая, и её очень ценят. Ребята, скажите, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждые день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается (предположения детей). У нас, вода в кране из  реки Китой.

Воспитатель снова обращается к карте или глобусу.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета на карте больше? (голубого, белого)

        Кажется, что воды очень много, но на самом деле, воды, которая нужна человеку, очень мало. Какую мы с вами пьём воду? Человек не может пить солёную воду. А на Земле как раз больше солёной воды, чем пресной. Есть такие страны, где воды очень мало. Найти на карте участки желтого цвета. Это пустыни. Без воды человек может прожить не больше 3 дней, в то время, как без еды до нескольких недель. Кроме того. На Земле осталось очень чистой воды. Мы с вами из крана берём чистую воду, а выливаем какую? (Грязную) Поэтому, воду надо беречь! А как вы мне сейчас расскажите (ответы детей). А более подробно об этом, мы с вами поговорим попозже. А сейчас, мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды и сравним её с другими веществами.

Дети вместе с воспитателем переходят к столам

     

ОПЫТ 1.  Возьмите узкую баночку и наполните её водой. Перелейте эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась? Поставь на блюдце маленький пузырек и ложкой налей в него воды до самого края. Что ты видишь?

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

ОПЫТ 2. Насыпаем песок в формочку. Пересыпаем уз формочке в ведерко. Песок тоже меняет форму. Значит он тоже жидкость? Нет. Докажем это.  

ОПЫТ 3. Высыпаем песок горкой на стол. Выливаем воду.

Если опрокинуть стакан с водой….. (она выливается и растекается)

Если опрокинуть стакан с песком… (он ложится горкой)

Вывод: Вода и песок разные вещества. Вода – жидкая, песок – сыпучий. Песок лежит себе кучкой и не рассыпается.  Другое дело – вода. Только вылил на землю – её уже нет. Куда она девалась?

Воспитатель: Сегодня мы с вами определили первое свойство воды. Она – жидкость. А какие ёще жидкости вы знаете? (ответы детей). Но а с другими свойствами воды мы познакомимся в следующий раз.

Проект: «Куда бежит река».

Цель: расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках, формировать понятие о возникновении реки, её истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды, сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. Познакомиться с некоторыми свойствами воды.

Оборудование и материал: иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота;  рабочий лист «Сравни»; гуашь, кружочки из цветной бумаги.

Ход совместно организованной деятельности.

Дети рассаживаются на ковре по кругу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно купались в речке, в озере. А вы знаете, откуда начинается река, где её начало?

Воспитатель зачитывает стихотворение:

        В глуши лесной, в глуши зелёной,

        Всегда тенистой и сырой,

        В крутом овраге под горой

        Бьет из камней родник студёный:

        Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

        И под ветвистыми дубами

        Стеклом расплавленным бежит (И. А. Бунин).

Воспитатель:        Родник ещё называют ключом (показывает иллюстрацию). Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и … получается река.

Воспитатель раздает рабочие листы «Сравни»

Воспитатель: Сравни родник, реки, реку, болото, озеро, ручей с ключом, зеркалом, чашкой, змеёй, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соедините линией, что на что похоже (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, молодцы! А скажите, как можно ещё сказать про реку, назвать её ласково?

              Дети: Речка. Реченька. Речушка.

Воспитатель: Ребята, речки и реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (показывает иллюстрации рек). Посмотрите на эти две картины и скажите, чем отличается река горная от равнинной.

Ответы детей: В горной реке вода бурлит. Вода быстро течет. Камни видны из – под воды. Берега из камня, обрывистые.

Воспитатель: А попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы плескались, купались летом. Какая  в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у неё течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о её размере, глубине, широкая она или узкая, какие у неё берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать – это река, речка, реченька или речушка.

Рассказы детей о своих реках.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы наверно, не раз бывали на берегу пруда, речки или озера. И, вероятно, замечали, что вода там не такая прозрачная, как из – под крана. Если зачерпнуть воду банкой и дать постоять, прозрачность увеличится, а на дне банки появится темный осадок. Это осели вещества, которые замутили воду. Давайте убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать не прозрачной.

 Ребята проходят к столам, где будет проходить опыт.

ОПЫТ 1.  Для опыта необходимо приготовить баночку с водой, маленький гвоздик на нитке, чистую кисточку, акварельные краски, тонкую палочку. Сделай, как на рисунке

Намочи кисточку и окуни её в краску

любого цвета. Добавляй краску по-

немногу, наблюдая, как изменяется

прозрачность воды. Заметь момент,

когда гвоздик стал невидимкой.

ВЫВОД: Какоё свойство воды нам удалось уменьшить? Почему это произошло?

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? А сейчас,  мы определим, какого цвета вода.  

ОПЫТ 2. Приготовь два одинаковых стакана. В один налей воды, в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуй на листке бумаги какую- нибудь картинку. Поставь на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку. А теперь поставь на тоже место стакан с молоком.  Что ты обнаружишь?

ВЫВОД: через воду рисунок виден, через стакан с молоком нет. Вода прозрачная жидкость.

ОПЫТ 3. нарежь несколько квадратиков из бумаги разного цвета. Листочек должен быть размером с дно стакана. Выложи их своих квадратиков разноцветную дорожку. Осторожно передвигай стакан с водой по дорожке. Наблюдай, что происходит.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с ещё двумя свойствами воды- прозрачность и бесцветность.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает другие жидкие вещества: йод, зелёнку, растительное масло. Определяет вместе с детьми их цвет и прозрачность.

Вопросы для закрепления:

  1. Какого цвета вода?
  2. Какого цвета молоко?
  3. Назови прозрачные вещества?
  4. Всегда ли вода прозрачная?
  5. Почему вода в реке мутная?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...