" ОД "Воздух и его роль в жизни животного мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Воздух и его роль в жизни живого мира»
Программные задачи: расширить знания детей о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий, подвижный и о значении воздуха для живого мира. Обогатить знания детей о необходимости чистого воздуха для здоровья людей. Развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путём. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Здоровье».
Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, демонстрация опытов, экспериментальная деятельность детей, практические действия, дидактическое упражнение, рассказ воспитателя.
Оборудование: контейнер с водой, стакан, салфетки, минеральная вода, виноград, два одинаковых сосуда, стаканы с водой, соломинки, стаканы и ёмкости с водой по количеству детей, карточки к д/упражнению «Источники загрязнения воздуха».
Ход:
- Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
/ответы/
- Есть ли воздух вокруг нас?
/ответы/
- Почему мы его не видим?
/предположения детей/
- Что ещё бывает прозрачным?
/ответы/
- Всегда ли воздух бывает прозрачным?
/ответы/
- Когда воздух становится непрозрачным?
/ответы/
- Как вы думаете, почему во время тумана воздух становится непрозрачным?
/ответы/
- Почему во время тумана мы ощущаем сырость, влагу?
/предположения детей/
- Действительно, во время тумана в воздухе растворяется множество мельчайших капелек воды, от которых он и становится белым. Как мы видим предметы в тумане?
/ответы/
- Как мы должны вести себя во время тумана?
/ответы/
- А теперь давайте поищем воздух.
Опыт 1. – Вот у меня есть стакан. Есть ли что-нибудь в нём?
/ответы/
- В него можно что-нибудь налить, положить. Давайте положим сюда салфетку. Я опущу стакан в воду. Намокнет ли салфетка?
/предположения детей/
- Давайте проверим.
/медленно опускаю в воду перевёрнутый стакан/
- Попала ли вода в стакан? Намокла ли наша салфетка? Давайте проверим.
/практические действия детей/
- Как вы думаете, почему салфетка осталась сухая?
/рассуждения/
- Почему вода не попала в стакан? Что её туда не пустило?
/рассуждения/
Эксперимент 1. – Я предлагаю вам самим это проверить. Подойдите к столам. Возьмите стаканы и положите в них салфетку, хорошо её смяв, чтобы она не выпала. Теперь переверните стакан и опустите в воду.
/экспериментирование детей/
- Намокла ли ваша салфетка?
/ответы/
- Как вы думаете, почему так получилось?
/рассуждения детей/
- Правильно, воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Вода нам помогает увидеть воздух.
Эксперимент 2. – А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
/ответы/
- Подумайте, как это можно проверить? (выдохнуть, надуть воздушные шары, мыльные пузыри)
/рассуждения детей/
- Когда мы можем увидеть этот воздух? (в холодную погоду выдыхаем пар)
/ответы детей/
- А хотели бы вы его увидеть?
/ответы/
- Что нам поможет это сделать?
/ответы/
- Сегодня нам помогут соломинки и вода.
/практические действия детей/
- Как вы думаете, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх?
/ответы/
- Что же легче: воздух или вода?
/ответы/
- Ребята, что же мы узнали о воздухе?
/невидимый, лёгкий, прозрачный, находится везде вокруг нас. Мы им дышим/
Динамическая пауза.
Опыт 2. – Ребята, я ещё приготовила вам интересный опыт. У мня есть вода и виноград. Как вы думаете, утонут ли ягоды винограда в воде?
/предположения детей/
- Как это можно проверить?
/ответы/
- Я наливаю воду в стакан и бросаю туда ягоду винограда. Что с ней происходит? Почему?
/ответы/
- Если мы эту же виноградинку опустим в другой стакан, как вы думаете, утонет ли она?
/ответы/
- Давайте проверим.
/повторяем опыт в газированной воде/
- Почему так произошло?
/ответы/
- Посмотрите внимательно на воду, чем она отличается?
/ответы/
- Что это за пузырьки?
/ответы/
- Что же подняло нашу виноградинку вверх?
/ответы/
- Воздух помогает многим предметам держаться на воде. Как человек с помощью воздуха может удержаться на воде?
/ответы/
- Как вы думаете, где самый чистый воздух, где лучше дышится?
/предположения детей/
- Почему?
/ответы/
- Давайте выберем карточки, на которых указаны источники загрязнения воздуха.
/дидактическое упражнение/
- Какой воздух полезен для человека: чистый или грязный?
/ответы/
- Почему?
/ответы/
- В нашем городе люди стараются сохранить воздух чистым. В следующий раз мы узнаем, как это происходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Домашние животные и их роль в жизни детей".
В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима де...
Беседа с детьми средней группы: "Роль воды в жизни животных"
Вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. Из воды на ¼ состоит тело животного и на 90% мозг живого существа. Вода входит в состав всех клеток орган...
«Ознакомление детей пятого года жизни с миром животных посредством организации совместной познавательно-игровой деятельности».
"Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творче...
Проект на тему: «Ознакомление детей пятого года жизни с миром животных посредством организации совместной познавательно-игровой деятельности".
План работы с родителями по реализации проекта...
"Роль окраски в жизни животных". Конспект НОД по познавательному развитию (блок "Животные" эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей подготовительной группы
Очень важно знакомить детей с разнообразием животного мира. Животные имеют разную окраску. Почему? Детям всегда это интересно. Поэтому они с удовольствием знакомятся с основными отличительными признак...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных» для детей средней группы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы...
Краткосрочный проект «Роль подвижных игр в формировании представлений о животном мире» в старшей группе
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...