Проект "Дорогие мои старики"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юлия Васильевна Смирнова

Проект посвящен старшему поколению: бабушкам и дедушкам. В проекте использована художественная литература по теме, разные дидактические, подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogie_moi_stariki.docx667.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект старшей группы № 4 «Почемучки»

Тема: «Дорогие мои старики»

Авторы проекта: воспитатель Смирнова Ю. В.

Вид, тип проекта: краткосрочный (неделя), творческий.

Участники проекта: дети старшей группы «Почемучки», воспитатели: Людмила Николаевна и Юлия Васильевна, родители, бабушки, дедушки, помощник воспитателя Нина Михайловна, музыкальный руководитель Елена Витальевна.

Цель: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

 Задачи проекта:

  • расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
  • воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное пожилым людям.
  • побудить детей выразить благодарность своим бабушкам и дедушкам за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
  • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения.
  • воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками

Актуальность:

          Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.                                                                                                  

           1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.

Предварительная работа с детьми:

  • беседа о пожилых людях,
  • тематическое оформление групповой комнаты,
  • дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книги различного содержания, назначения, оформления),
  • чтение детских сказок, рассказов, стихов,
  • выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,
  • подбор иллюстративного материала для знакомства детей с праздником «День пожилого человека.

Атрибуты и инвентарь:

-  портреты бабушек и дедушек,

- портреты писателей – сказочников,

- разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,

- цветная бумага, кисти для клея, картон, клей, гуашь, бумага для рисования, карандаши, раскраски «Бабушки и дедушки», клеенки,

- памятки для родителей и для бабушек,

- иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный.

  • Беседа о том, что 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.
  •  Совместное с детьми размышление о проведении досуга для бабушек и дедушек.

2 этап. Практический

  • Подготовить концертную программу к досугу «Бабушки и дедушки в гостях».
  • Изготовить своими руками подарки для бабушек.
  • Оформить выставки рисунков.

3 этап. Осуществление замыслов.

  • Чтение художественной литературы.
  • Предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с бабушкой и дедушкой) о их труде.
  • На занятиях по изо деятельности и ручному труду:

- Изготовление подарков.

- Рисование в раскрасках «Рисунок для бабушки»;

- Аппликация «Дерево любви».

  • Заучивание стихов, пословиц, отработка дикции, выразительности речи.
  • Репетиции инсценировок, танцев.

Объём и содержание работы

Период,

день

Образовательные

области

Направления деятельности и

содержание

День 1-ый

21.11.16

Познавательное

развитие

НОД (окр. мир) «Старикам везде у нас почет»

Рассматривание альбома «Мои бабушки и дедушки»

Опыты, экспериментирование «Из чего состоит песок и глина»

Наблюдение: за клумбой, за увядшими растениями.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

НОД: «Расскажи о своей бабушке»

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой на стол», «Можно – нельзя».

Сюжетно – ролевые игры: «Семья» сюжет «У бабушки в гостях», «Шоферы» сюжет «Поездка за город к бабушке и дедушке».

Художественно-

эстетическое развитие

Рассматривание: дидактических картинок «Родственники»

Рисование: раскрашивание раскрасок «Бабушки и дедушки»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Прыжки через ров», «Футбол», «Баскетбол»

Физкультминутка «Кто живет в моей квартире?»

День 2-ой

22.11.16

Познавательное

развитие

НОД (ФЭМП): «Число и цифра 6».

Наблюдение: за мхами, за одеждой прохожих.

Беседа «Добрые слова»

Опыты, экспериментирование ««Уличные тени»

Речевое развитие

НОД (чтение художественной литературы) Л. Толстой «Моя бабушка».

Чтение художественной литературы:

Одоевский «Городок в табакерке»;

Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Подбери словечко», «Скажи наоборот», «Сложи картинку».

Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская» сюжет «Прическа для бабушки»

ОБЖ: Беседа «Отношение к больному человеку».

Художественно-

эстетическое развитие

Рисование по замыслу: «Наряд для бабушки».

Раскрашивание раскрасок на тему «Семья»

Рассматривание иллюстраций фотографий «Наши бабушки и дедушки».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Берег и река», «Что мы делаем покажем», «Передай мяч другому», игровое упражнение «Пройди по ниточке».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

День 3-ий

23.11.16

Познавательное

развитие

НОД (окр. мир): «Родственники»

Наблюдение: за растениями осенью, за птицами.

Опыты, экспериментирование «Какими бывают камни».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: С.Капутикян, «Мой дедушка»;

Р.Гамзатов, «Бабушкины руки»;

Л.Квитко, «Бабушка - забота», «Наш – дедушка»;

Отгадывание загадок про родственников и семью.

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Укрась шляпу»,

«Комплимент для бабушки», «На что похоже».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом бабушки», «Добрая Федора»

Игра – драматизация «Колобок»

Художественно-

эстетическое развитие

Лепка: «Подарки для дедушки и бабушки»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Подвижные игры: «Баба Яга», «Колючий еж», «Школа мяча», «Догони свою пару».

День 4-ый

24.11.16

Познавательное

развитие

Беседа: «Профессии бабушек и дедушек»

Наблюдение: за синицами, за небом.

Опыт, экспериментирование «Сколько весит воздух»

Речевое развитие

НОД: «Расскажи о своих бабушках и дедушках»

Чтение художественной литературы: Е. Благинина. «Семья»;

М. Буракаева, «Дедушки»;

Р. Мифтахов, «Руки моего дедушки»;

Р. Байбулатов, «Бабушка моя».

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Накрой на стол», «Доскажи словечко», «Назови бабушку ласково»

Сюжетно – ролевые игры: «Прически на праздник», «Бабушкина кулинария»

Художественно-

эстетическое развитие

НОД (рисование): «Рисунок для бабушки»

Рассматривание иллюстраций: посвященных дню пожилого человека.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Листопад», «Ловишки», «Найди, где спрятано» «У медведя во бору», «Лохматый пес»

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

День 5-ый

25.11.16

Познавательное

развитие

Беседа: «Как я помогаю бабушке»

Наблюдение: за трудом взрослых, за продолжительностью дня.

Опыт, экспериментирование «Разная вода»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: Ф.Мажитов. «Корни»;

Ф.Губайдуллина (перевод В.Уваров), «Не старей, бабуля», «Из истории фамилии»;

Д. Хайкина «Бабушкины годы».

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Подбери слова – действия», «Узнай по голосу», «Назови дедушку ласково»

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсия по городу для бабушек и дедушек», «Дедушка на приеме у врача».

Художественно-

эстетическое развитие

НОД (аппликация): «Дерево любви»

Рассматривание иллюстраций: к сказке «Колобок»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Горячо – холодно», «Ловишки», «Лохматый пес», «К названному дереву беги».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Итоговое мероприятие

Досуг «Бабушки и дедушки в гостях»

Продукт проекта:

1. Раскрашивание раскрасок «Дедушки и бабушки».

2. Индивидуальная беседа «Бабушкино любимое занятие»

3. Изготовление подарков (аппликация) «Дерево любви».

Мероприятия с бабушками и дедушками:

  1. Печатная информация для бабушек и дедушнк (памятки):

- «Семейный кодекс»

- «Типы бабушек и дедушек»

- «Пословицы о воспитании»

- «Пословицы о семье»

  1. Досуг «Бабушки и дедушки в гостях».

 Результат реализации проекта:

Оценка результатов проекта

  • Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
  • Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
  • Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
  • Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Литература

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб, Детство- Пресс, 2015г.

3. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет.- М.: МОЗАИ-КА-СИНТЕЗ, 2016.  

4. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте» Ельцова О.М., Детство-Пресс, 2015г.

5. «Комплексные занятия по программе «Детство» Старшая группа. 2016г.

6. Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

7. Одоевский «Городок в табакерке»;

8. Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей». «Моя   бабушка»;

9. С. Капутикян, «Мой дедушка»;

10. Р. Гамзатов, «Бабушкины руки»;

11. Л. Квитко, «Бабушка - забота», «Наш – дедушка»;

 12. Е. Благинина. «Семья»;

13. М. Буракаева, «Дедушки»;

14. Р. Мифтахов, «Руки моего дедушки»;

15. Р. Байбулатов, «Бабушка моя»;

16. Ф. Мажитов. «Корни»;

17. Ф. Губайдуллина (перевод В. Уваров), «Не старей, бабуля», «Из истории фамилии»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

C:\Users\HOME\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20161008-WA0001.jpg

 C:\Users\HOME\Downloads\IMG_20161007_162401.jpg

https://img06.rl0.ru/271e2df238dd0d3a9976b9f8baf740f6/c590x878/bom-bom.ru/wp-content/uploads/2015/03/6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старик Хоттабыч на елке у ребят"

Сценарий для подготовительной группы...

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

"В гостях у Старика-годовика".

Конспект занятия по ознакомлению с природой....

Сценарий праздника: «Удивительный гость: Старик Хоттабыч»

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе детского сада....

Сценарий праздника 8 Марта для старшего дошкольного возраста "Старик Хоттабыч на празднике у мам"

Сценарий детского праздника, посвященного Международному женскому дню. Основные задачи: 1. Способствовать взаимодействию семьи и дошкольного учереждения посредством активного вовлечения родителей в пр...