«Организация наблюдений детей за сезонными явлениями в природе в подготовительной к школе группе».
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
При ознакомлении дошкольников с природой значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Школа №222»
Доклад на тему:
«Организация наблюдений детей
за сезонными явлениями в природе в подготовительной к школе группе».
Воспитатели:
Савченко Г. Н.
Семкина Е. В.
Подготовительная гр.
Москва 2017 год
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования дошкольников. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, т.к. именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
При ознакомлении дошкольников с природой значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, диалектической направленности мышления, предпосылок и первичных элементов материалистического мировоззрения.
В процессах смены сезонов наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой и неживой природы. У детей возникают представления о ее динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придают Н.Н. Подъяков и Н.Е.Веракса.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Осмысливание ребенком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надежную основу для формирования материалистического миропонимания.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ее ставить во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети сами могут наметить несложный план наблюдения. При наблюдении за кошкой сначала рассматривают, какая это кошка, потом, что и как она ест, как передвигается и действуют в соответствии с планом. Восприятие детей становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки». На этой основе возможно формирование обобщения.
Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.
В старшем дошкольном возрасте мы детей знакомим с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжаем знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животного, (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую мы решаем, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала - настольные игры: «Ботаническое лото»; «Зоологическое лото» и др.
Основная тенденция познавательной деятельности детей
7 года жизни – стремление к обобщению. Наблюдение становится более самостоятельным. Организуя наблюдение с детьми, мы отбираем материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающих видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки.
На основе выделения этих существенных признаков у детей формируются элементарные понятия - «животные»; «растения»; «живое» и «неживое»; «зима»; «весна»; «лето» и т.д. Мы помогаем детям увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.
Так же, как и в ст. гр. наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятий мы чаще используем вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдений за птицами на участке даем задание: «Посмотрите и расскажите, чем синица отличается от вороны». В случае затруднения, даем детям возможность самостоятельно понаблюдать за той или иной птицей. Чаще, чем в ст. гр. используем сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Мы стремимся к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. С помощью вопросов побуждаем детей к осознанию способа получения знаний:«Как ты об этом знал, проверь» В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирующихся элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно - логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин, на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе. Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учим видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни.
Дети 7-го года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы: полить растения, взрыхлить землю, пересадить растение и посеять семена, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивают красивые цветы, могут создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в трудовой, игровой, в изодеятельности. Для этого детям загадываем загадки, читаем стихи, рассказываем интересные истории, играем в настольные игры: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото». Все это способствует расширению знаний дошкольников. Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней.
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения за комнатными растениями, для этого организовано ежедневное дежурство. Наблюдения и труд на участке организуются фронтально или отдельные трудовые поручения распределяются между группами.
Один раз в неделю проводятся экскурсии по территории детского сада, во время которых ведем наблюдение за деревьями, за цветником, за огородом , разговариваем о явлениях природы.
При организации ознакомления с природой детей 7-го года жизни широко используется элементарная поисковая деятельность, она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношение к природе- проводятся разнообразные опыты с водой, землей, песком, снегом, с камнями.
И так мы можем сделать вывод: наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает воспитателю развить у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если мы, воспитатели приучим детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, полетом ласточки, просторами полей, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе со взрослым дома и в детском саду, а в дальнейшем и в жизни. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (подготовительная к школе группа)
перспективный план...
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
Методическое пособие на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»
Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и т...
Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...
Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...
Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...
Конспект НОД «Труд в уголке природы» в подготовительной к школе группе «Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы»
Задачи:Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. 2. Развивать интересе к комнатным растениям ( фиалка, драцена, лимонник, фикус...