Экологическое воспитание детей (4–6 лет) в интересах устойчивого развития общества
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сценарий праздника «В гостях у осени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «В гостях у осени». Экологическое воспитание детей (4–6 лет) в интересах устойчивого развития общества
Ольга Бутенкова
Сценарий праздника «В гостях у осени». Экологическое воспитание детей (4–6 лет) в интересах устойчивого развития общества
Осень! Последние теплые дни. Прощальные дары уходящего лета. На огородах и в садах созревают овощи, ягоды, фрукты. Деревья стоят, одетые в золото и багрянец. Именно в такое время как никогда хочется поговорить о бережном отношении к природе, зданиям, сооружениям, особо обратить внимание детей на бережное отношение к тому, что дается нам в наследство. Педагог в доступной интересной форме доносит до ребят, почему некоторые здания и сооружения отмечены надписью «Охраняется государством» (для этого на экскурсии по городу – с детьми и их родителями – поискать объекты, нуждающиеся в защите и заботе).
Проводя различные мероприятия, направленные на экологическое воспитание, педагог формирует и развивает личность ребенка. Мы, педагоги и воспитатели, знаем, что одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка и подростка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, играет, отдыхает. Систематически проводя занятия с детьми без назиданий – игры, эксперименты, экологические праздники, совместные мероприятия с родителями – формируем представление о красоте природы, о необходимости сохранять и преумножать ее лесные, водные и воздушные богатства.
Детям на занятиях в игровой форме сообщаются сведения об уникальных, редких и вымирающих видах животных, птиц, исчезающих растениях. Ребята очень любят участвовать в такого рода играх и с большим удовольствием учат стихи, в которых воспевается красота и неповторимость природы в любое время года. Праздничные мероприятия проходят в присутствии родителей, бабушек и дедушек. Во время таких мероприятий ребята с огромным интересом общаются с главными героями сценок, которые в игровой форме задают ребятам вопросы – дети на них свободно и с азартом отвечают, вступают в диалог. Очень важно, что при проведении таких занятий все ребята, без исключения, вовлечены в игру (праздник, экскурсию, эксперимент).
Экологические праздники, игры, беседы дают большие воспитательные возможности. Репетиции праздников и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе, кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Взрослые с неподдельным удовольствием смотрят и слушают своих маленьких «артистов». Им совсем небезразлично о чем и как говорят их дети.
Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, тем более, что в дошкольные образовательные программы элементарные экологические знания включены совсем недавно, и старшее поколение, как правило, не имеет серьезной экологической подготовки.
Предлагаю сценарий одного из праздников, проведенных в нашей группе «Радуга» Детского сада №93.
«В гостях у осени»
Задачи: доставить детям радость, создать праздничную атмосферу, предоставить ребятам возможность показать знания, полученные на занятиях, в ролевых играх, проявить деятельное участие по отношению к заблудившейся девочке.
Действующие лица: Ведущий, Осень, Настенька, Белка, дети.
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
По тропинкам золотистым
Мы гуляем, не спеша,
С разноцветных кленов листья
Тихо падают, шурша.
Только ветер ветку тронет
Желтый лист она уронит.
С ветки, как парашютист,
Пролетит на землю лист.
Если в лужу упадет –
Как кораблик поплывет!
Дразнит дождь: «Ау, ребятки!» -
Он играет с нами в прятки,
То припустит, то уймется,
То исчезнет, то вернется.
В исполнении детей звучит песня Л. Олиферова «Осень золотая».
Ведущий: Щедрая красавица Осень к нам пришла
И даров чудесных много принесла.
Осень в красивом желто-красном платье, в короне из разноцветных листьев и рябиновых гроздьев кружится под музыку вальса.
Дети: Первый: Осень – добрая пора! Любит осень детвора!
Второй: Все мы рады встрече с Вами,
Оставайтесь вместе с нами!
Третий: Мы Вам песенки споем,
Поиграем вместе с Вами
И расскажем, как живем!
Осень: Спасибо, ребята! Что ж, я останусь у вас ненадолго.
Осень садится перед детьми на стул, оформленный в виде красивого кресла.
Все дети поют песню.
Издалека слышится голос:
- Ау-у-у…Подруженьки, где вы-ы-ы?. Ау-у-у…
Появляется девочка в простом нарядном сарафане с корзинкой в руке.
Настенька: Ой, куда это я вышла. Здравствуйте. Меня зовут Настя. Ребята, вы не видели моих подружек, Ксюшу и Олю? Мы вместе грибы собирали, да так случилось, что я их потеряла и грибов совсем не нашла.
Четвертый мальчик: Не горюй, Настенька, мы поможем тебе собрать грибы.
Настенька: А как же мои подружки, ведь они, наверное, тоже меня ищут.
Пятый мальчик: И подружек твоих найти поможем тоже.
Ведущий: Давайте все вместе позовем их. Три-четыре: Ксюша-а-а. Оля-а-а. Ау-у-у…
В ответ слышатся далекие голоса: «Настенька-а-а. Ау…»
Настенька: Я зде-есь…
Дети: Идите сюда-а-а…
Ксюша и Оля (издалека): Иде-ем…
Ведущий (Настеньке): Видишь, они где-то недалеко.
Дети: Шестой: Пока они идут, мы тебя отведем
На грибную полянку за ручейком.
Седьмой: Сначала мостик перейдем,
Потом по узкой тропинке пойдем
И на грибную полянку придем.
Настенька становится между детьми, а они все вместе под музыку идут по дощечкам через ручей. Ручей можно изобразить голубой бумагой или тканью. Затем идут по извилистой тропинке, обозначенной шнуром. Дети подходят к декоративному изображению леса с грибами.
Восьмой: Полюбуйся, Настенька, сколько здесь грибов!
В это время часть детей одевает декоративные шапочки – шляпки разных грибов и начинает играть роль грибов.
Настенька: Спасибо, ребята! Но ведь здесь разные грибы, а я раньше никогда за грибами не ходила, боюсь перепутать хорошие грибы с поганками. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Дети: Хорошо, поможем!
Настенька: Хорошо! Давайте условимся, если гриб хороший, вы все хором говорите:
Грибочек, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, полезай в лукошко!
А если гриб несъедобный, ядовитый или вы его вообще не знаете, присказка такая:
Пройди стороной, не бери его с собой.
Ведущий: Ну-ка, ребята, давайте попробуем повторить, получится ли у нас. Хороший гриб: Грибочек, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, полезай в лукошко!
Плохой гриб: Пройди стороной, не бери его с собой.
Все вместе 2-3 раза повторяют присказки.
В это время часть детей одевает декоративные шапочки и садится на маленькие табуреточки на фоне декорации леса. Настя подходит то к одному, то к другому из них, и каждый гриб рассказывает о себе загадку.
Подосиновик: Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
В красной шапочке красивой
С ножкой толстой и прямой.
Настенька: Подосиновик! Ребята, подосиновик – хороший гриб? Брать мне его?
Дети: Грибочек, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, полезай в лукошко!
Настя берет подосиновик за руку и отводит его в сторону. Затем подходит к Мухомору.
Мухомор: Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки,
Беленькие конопушки.
Настенька: Это мухомор, можно его брать с собой, ребята?
Дети: Пройди стороной, не бери его с собой.
Подходит к сыроежкам.
Сыроежка: Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…
Настенька: Сыроежка. Ребятки, как быть с этим грибом?
Дети: Грибочек, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, полезай в лукошко!
Настенька: Вот и наполнилось мое лукошко! Спасибо вам, ребята!
Появляется Белка.
Белка: Здравствуй, девочка! Что ты здесь делаешь?
Настенька: Грибы собираю.
Белка: А ты умеешь их правильно собирать?
Настенька: А что значит «правильно»?
Белка: Грибы собираешь, а что значит «правильно собирать» их – не знаешь? Правильно – это значит так, чтобы на этом месте каждый год росли грибы.
Настенька: Грибы собирать так интересно. Они такие красивые. Мне ребята помогли. Они, конечно, знают. Это они привели меня на эту чудесную полянку.
Белка: Что ж, проверю твоих ребят, а то очень часто после горе-грибников грибы расти перестают и мы, белки, не можем запасти для себя грибы на зиму.
Настенька: Ребята, выручите меня, пожалуйста, еще раз. Ответьте Белке, как правильно грибы собирать, а я постараюсь запомнить то, что вы скажете.
Дети: Девятый: Нельзя нарушать подстилку там, где растут грибы.
Десятый: Нельзя брать незнакомые грибы.
Одиннадцатый: Нельзя брать старые грибы.
Двенадцатый: Нельзя трогать и сбивать ногами несъедобные и ядовитые грибы.
Осень: А почему нельзя?
Тринадцатый: Они нужны лесу: деревья лучше растут, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими.
Ведущий называет ребят, которые отвечают и помогает им, если это нужно.
Белка: Вы молодцы, ребята! Знаете, как нужно правильно собирать грибы. Значит, вы – друзья леса и всех нас, зверей и птиц, а с друзьями так весело вместе попрыгать. Давайте попробуем.
Наблюдала я в бору
Интересную игру:
На полянке под сосной,
Прыгал весь народ лесной
Вот так.
Белка прыгает между заранее расставленными декоративными грибами, вместе с ней начинают прыгать все дети. Можно всем вместе станцевать летку-енку.
Ведущий: Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Желто-розовый кленовый.
Эти стихи сопровождает негромкая музыка, под которую Осень кружится, достает из корзины кленовые листья и подбрасывает их вверх. Затем кто-нибудь из детей рассказывает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
Стихи сопровождает музыка.
Осень: Спасибо вам, ребята, за милое стихотворение. А знаете ли вы, почему осенью деревья сбрасывают листья?
Ведущий называет детей, которые должны ответить, и помогает им, если нужно.
Дети: Первый: Они готовятся к зиме.
Второй: Листья укроют землю ковром и защитят корни растений от морозов.
Осень: Правильно, ребята. А знаете ли вы, какие овощи собирают в огороде осенью? Я предлагаю вам нарисовать их на листе бумаге, который я для вас приготовила.
Дети рисуют цветными карандашами огурец, свеклу, картофель, морковь, репу, редьку, перец, а часть детей танцует Танец с листьями.
Осень: Спасибо, дети, за такой чудесный танец с листочками и такие замечательные рисунки.
Здесь не место хмурым лицам.
Пусть в осенний этот день
Песни петь и веселиться
Никому не будет лень.
Песня «Осень – чудная пора» Т. Агафонникова.
Осень: Песня ваша – просто диво,
Говорю вам всем «спасибо!»
Всех гостей благодарю,
Угощенье раздаю.
Раздает угощенье – это могут быть овощи, фрукты, гроздья калины, рябины.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья».
До счастливых новых встреч!
Ведущий: Прекрасна осень! Чередою дни
Летят седой зиме навстречу.
Мы каждый миг волшебный сохраним,
Он будет в нашей памяти отмечен.
Звучит музыка. Дети, родители и гости праздника делятся своими впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (из опыта работы)
Орлова Е А, воспитательГБДОУ №113 Невского районаВ последнее время дошкольному образованию отводится большая роль, поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем в...
Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"
Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...
Опыты и эксперименты в экологическом воспитании детей дошкольного возраста как средство их познавательного развития
В экологическом воспитании детей одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблю...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДООВ ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....