Экологические дидактические игры.
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
• направленные формирования представлений о взаимосвязях в природе у детей старшего дошкольного возраста
1.«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
2.Путаница
Цель: формировать у детей понятие о закономерностях
в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к
путанице в природе.
Ход игры:
1 вариант – наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант – словесный: на основе литературных текстов-путаниц (К. Чуковский, Б. Заходер и др.) ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? и т. д.
3.«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух – названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
4.«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» -– животное, обитающее на земле: на слово «вода» – обитателя рек, морей, озер и океанов.
5.«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» – животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
6.«Кто где живет»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
• по ознакомлению старших дошкольников с комнатными растениями
1.«Угадай, где я вырос? Сбереги меня»
В игре используются четыре большие карточки одинакового размера (луг, лес, сад, окно) и 32 маленькие (цветы).
Дидактические задачи: научить детей классифицировать цветы на садовые, дикорастущие (луговые, полевые, лесные) и комнатные, различая их по окраске, размеру, строению, летом - по запаху, с использованием живых цветов. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи, ранее усвоенные знания о цветах, умение видеть взаимосвязь в природе. Развивать эстетические чувства. Приучать бережно, относиться к цветам, как части природы, источнику красоты, радости людей. Закреплять названия растений.
Игровая задача: поселить цветы там, где они выросли.
Игровое действие: классифицирование цветов (изображенных на рисунках, открытках и живых), растущих в разных местах.
Правила игры: играют четыре человека. Каждый берет себе большую карточку. Водящий называет или показывает цветок, спрашивает: «Где он растет?» Дети отвечают и «сажают» на карточке соответствующие цветы. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою большую карточку маленькими.
ЦВЕТЫ:
• дикорастущие летние: цикорий, ромашка, клевер, одуванчик, иван-чай, пижма, донник, гвоздика;
• дикорастущие первоцветы: гусиный лук, первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, купена, ландыш, сон-трава, ветреница;
• садовые: роза, настурция, календула, виола, тагетес, дельфиниум, тюльпан, нарцисс;
• комнатные: бальзамин, фикус, циперус, герань, хлорофитум, традесканция, бегония, аспарагус.
2.«Отгадай, что за растение»
Дидактическая задача: Описать растение и узнать его по описанию.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.
Правило: Назвать растение можно только после отгадывания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому- либо из детей выбрать одно из них и описать так. Чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение.
Напомнить дошкольникам последовательность описания; прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затеи вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, шершавый), окраску (темно зеленый, светло зеленый, пестрый с пятнышками, с полосками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены.
Когда дети угадывают растение. Можно предложить найти в групповой комнате представителей данного вида.
3. «Где спрятано растение?»
1 вариант. Дидактическая задача: Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Правило: Подсматривать, что убирает воспитатель нельзя.
Оборудование: Для первой игры нужно 4-5 растений, для следующей - до 7-8.
Ход игры: Комнатные растения ставятся на столе в один ряд. Всех детей сидящих полукругом воспитатель просит хорошенько рассмотреть растения и запомнить их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (в начале два растения, а затем 2-3). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите где они стояли раньше». (Дети показывают).
2 вариант. Одно растение убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало, куда оно спряталось. Дети должны назвать спрятанное растение и найти его.
4. «Узнай растение»
Дидактическая задача: Найти растение по описанию.
Игровые действия: Соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правила: Найди растение, объясни, как узнал его.
Ход игры: Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, тот получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание « Знаток природы».
5. «Кто быстрее?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
6.«Где спряталась матрешка?»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск, спрятанной игрушки.
Правило: Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование: на столе расставляют 4-5 растений
Ход игры: ребенку показывают маленькую матрешку, которая захотела поиграть с ним в прятки. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем ребенок открывает глаза. «Как же найти матрешку?»,- спрашивает взрослый. «Сейчас я расскажу, куда она спряталась». И, взрослый говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрешка: на дерево, травку. Описывает его стебель, листья, цветы, их количество, окраску. Ребенок слушает, а затем указывает растение и называет его.
7. «Найди по описанию»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек.
Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет.
8. «Горячо – холодно»
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
9.«Юные художники»
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ – нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические дидактические игры
• направленные формирования представлений о взаимосвязях в природе у детей старшего дошкольного возраста
1.«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
2.Путаница
Цель: формировать у детей понятие о закономерностях
в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к
путанице в природе.
Ход игры:
1 вариант – наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант – словесный: на основе литературных текстов-путаниц (К. Чуковский, Б. Заходер и др.) ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? и т. д.
3.«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух – названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
4.«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» -– животное, обитающее на земле: на слово «вода» – обитателя рек, морей, озер и океанов.
5.«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» – животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
6.«Кто где живет»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
• по ознакомлению старших дошкольников с комнатными растениями
1.«Угадай, где я вырос? Сбереги меня»
В игре используются четыре большие карточки одинакового размера (луг, лес, сад, окно) и 32 маленькие (цветы).
Дидактические задачи: научить детей классифицировать цветы на садовые, дикорастущие (луговые, полевые, лесные) и комнатные, различая их по окраске, размеру, строению, летом - по запаху, с использованием живых цветов. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи, ранее усвоенные знания о цветах, умение видеть взаимосвязь в природе. Развивать эстетические чувства. Приучать бережно, относиться к цветам, как части природы, источнику красоты, радости людей. Закреплять названия растений.
Игровая задача: поселить цветы там, где они выросли.
Игровое действие: классифицирование цветов (изображенных на рисунках, открытках и живых), растущих в разных местах.
Правила игры: играют четыре человека. Каждый берет себе большую карточку. Водящий называет или показывает цветок, спрашивает: «Где он растет?» Дети отвечают и «сажают» на карточке соответствующие цветы. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою большую карточку маленькими.
ЦВЕТЫ:
• дикорастущие летние: цикорий, ромашка, клевер, одуванчик, иван-чай, пижма, донник, гвоздика;
• дикорастущие первоцветы: гусиный лук, первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, купена, ландыш, сон-трава, ветреница;
• садовые: роза, настурция, календула, виола, тагетес, дельфиниум, тюльпан, нарцисс;
• комнатные: бальзамин, фикус, циперус, герань, хлорофитум, традесканция, бегония, аспарагус.
2.«Отгадай, что за растение»
Дидактическая задача: Описать растение и узнать его по описанию.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.
Правило: Назвать растение можно только после отгадывания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому- либо из детей выбрать одно из них и описать так. Чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение.
Напомнить дошкольникам последовательность описания; прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затеи вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, шершавый), окраску (темно зеленый, светло зеленый, пестрый с пятнышками, с полосками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены.
Когда дети угадывают растение. Можно предложить найти в групповой комнате представителей данного вида.
3. «Где спрятано растение?»
1 вариант. Дидактическая задача: Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Правило: Подсматривать, что убирает воспитатель нельзя.
Оборудование: Для первой игры нужно 4-5 растений, для следующей - до 7-8.
Ход игры: Комнатные растения ставятся на столе в один ряд. Всех детей сидящих полукругом воспитатель просит хорошенько рассмотреть растения и запомнить их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (в начале два растения, а затем 2-3). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите где они стояли раньше». (Дети показывают).
2 вариант. Одно растение убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало, куда оно спряталось. Дети должны назвать спрятанное растение и найти его.
4. «Узнай растение»
Дидактическая задача: Найти растение по описанию.
Игровые действия: Соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правила: Найди растение, объясни, как узнал его.
Ход игры: Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, тот получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание « Знаток природы».
5. «Кто быстрее?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
6.«Где спряталась матрешка?»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск, спрятанной игрушки.
Правило: Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование: на столе расставляют 4-5 растений
Ход игры: ребенку показывают маленькую матрешку, которая захотела поиграть с ним в прятки. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем ребенок открывает глаза. «Как же найти матрешку?»,- спрашивает взрослый. «Сейчас я расскажу, куда она спряталась». И, взрослый говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрешка: на дерево, травку. Описывает его стебель, листья, цветы, их количество, окраску. Ребенок слушает, а затем указывает растение и называет его.
7. «Найди по описанию»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек.
Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет.
8. «Горячо – холодно»
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
9.«Юные художники»
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ – нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная экологическая дидактическая игра для ДОУ "Отгадай загадку, покажи отгадку"
Дети выполняя действия в соответствии с правилами, получают виртуальный приз. Опробировала на детях старшей группы, получилось не плохо....
Компьютерная экологическая дидактическая игра для ДОУ "Третий лишний"
Игра выстроена по правилам простой игры "Третий лишний". Дидактическая задача: выявить знания детей старшей группы о растениях цветника и их названия....
Экологическая дидактическая игра "Вершки и корешки"
Игра направлена на развитие познавательных интересов детей, учит классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игра способствует развитию мыслительной де...
Экологические дидактические игры в подготовительной группе ДОУ
Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний»....
Экологические дидактические игры
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
Консультация для родителей «Экологические дидактические игры дома»
С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчиво...
РАЗВИВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ САДА
10 ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....