Свойства воды
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
По ознакомлению с окружающим миром
(Исследовательская деятельность)
в старшей группе
Тема «Свойства воды»
Подготовила и провела
Литарская С.М.
Москва
2015
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса, не имеет собственной формы.
-развивать воображение.
-формировать умение разгадывать загадки, описывающие изменения в природе.
-развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы
-формировать наблюдательность и любознательность в области познание
-развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи
-развивать зрительное восприятие, образное мышление, речь
-уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории
Ход занятия
- Давайте сначала поздороваемся с гостями.
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас на весь день было хорошее настроение! Знаете, сегодня пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка с письмом.
«Дел у меня не мало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…. (Зима)
-Как вы думаете, почему именно от Зимы мы получили письмо?
(Потому что наступила зима)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь ребята – загадки. Отгадав их, вспомним, о каких превращениях и изменениях в природе в зимний период идёт речь.
"Игра со снежком" (воспитатель по очереди детям кидает снежок и загадывает загадку. Кто не отгадал, передаёт снежок следующему)
1. Летом бежит – зимой стоит? (Река)
- Почему? (Зимой реки замерзают, покрываются льдом)
2. Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
-О каком изменение в живой природе говорится в этой загадке? (Звери меняют шубы, линяют, линька)
3. Покружили звёздочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
-Как называется явление в природе когда идёт снег? (снегопад)
4. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние. (метели)
5. Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется. (кормушка)
6. По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
-Ребята, а вам нравится зима? Чем? Когда мы возвращаемся с улицы одежда наша вся в снегу. Затем снег тает и одежда становится какой? (мокрой).
(таз со снегом)
-Возьмите в ладошку немного снега и сожмите его. Что происходит со снегом? (он тает, капает вода, снег превращается в воду)
А теперь вытрете руки об салфетку. Какая стала салфетка? (мокрая)
Мы знаем, что снег – это застывшая вода.
А можно ли эту воду пить? (нет)
Для чего можно использовать эту воду? (полить растения)
Кто догадался, что мы будем с вами сегодня исследовать? (воду)
Вода – одна из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о воде, как она необходима всему живому на земле, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Пройдём в лабораторию. (дети одевают халаты, садятся за столы)
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1. Не шуметь
2. Аккуратно обращаться с предметами.
3. Слушать воспитателя.
4. Внимательно следить за результатами опытов.
5. Делать выводы.
Показываю глобус
-Что это у меня в руках? (Глобус)
Правильно, глобус. Глобус – это макет планеты Земля.
-Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода, водоёмы)
-Какие водоёмы вы знаете? (Реки, озёра, море, океан, болото, родник)
-Как называется вода в реке?. озере?. море?. роднике?. болоте? (речная, озёрная, морская, болотная, родниковая)
-А как называется вода, которая течёт из крана? (водопроводная)
-Если мы открываем кран, вода что делает? (течёт, бежит, струится, льётся)
Значит вода – это жидкость!
Вот это мы сейчас проверим на опыте.
Перед началом проведения опытов разомнём пальчики (пальчиковая гимнастика)
Физкультминутка:
В руки вы снежки возьмите
И на них вы посмотрите,
А теперь их поднимите
Вверх на них вы посмотрите
Вниз снежки вы опустите
И опять на них взгляните
Снежок вправо
Снежок влево
Нарисуйте круг умело
Снежок близко, вот вдали
Ты внимательно смотри
Вот такой у нас снежок
Улыбнись ему дружок.
Опыт 1 «Вода – это жидкость не имеющая форму»(опыт проводит воспитатель)
Переливаю воду в ёмкости разной формы.
Вывод: Вода принимает форму того предмета (ёмкости) в которую её помещают.
Опыт 2 «Вода прозрачная»
-Посмотрите, на столе у вас стоят 2 стакана, в одном молоко, а в другом вода. В каком стакане вода? (дети показывают)
-Как вы догадались? (вода прозрачная)
-А давайте с вами проверим это на опыте. В оба стакана опустите ложечки. Что произошла? (в стакане где вода ложку видно, а в стакане где молоко ложку не видно).
Вывод Вот мы с вами и убедились, что вода прозрачная.
Опыт 3 «Вода - бесцветная, растворяет в себе вещества»
-Посмотрите внимательно на стаканчик с водой и скажите, какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная. Если дети затрудняются с ответом, называют цвет воды – белым, то сравнить с молоком или с белым листом бумаги)
Проведём следующий опыт: Обмакните кисточку в краску, а теперь прополощите кисточку в воде.
-Что получилось? (вода за красилась).
Вывод Значит принимает цвет того вещества, которое в нём растворяют.
- А где вы с таким свойством воды сталкивались ещё? (Чай заваривается, кофе, варенье)
Игра «Разминка»
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Вот так славно освежились (встряхиваем руки)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт 4 «Вода – без вкуса»
-А теперь мы узнаем, есть ли у воды вкус. Возьмите соломинки и попробуйте сок в стаканчике.
-Сок вкусный? (да)
-Какой сок на вкус? (сладкий)
-А теперь попробуйте воду. Какая вода? (безвкусная)
-А теперь посмотрите, что будет если я добавлю в воду капельку лимона. Попробуйте, какая стала вода? (кислая)
-Почему? (потому что лимон кислый и вода стала кислая)
- А если мы добавим сахар, то вода станет какая? (сладкая…соль? (солёная)
Вывод Чистая вода, безвкусная, а если в неё добавить какое-нибудь вещество, то она приобретает вкус того, что в ней растворили.
Опыт 5 «Вода – без запаха»
-Ребята, а теперь понюхайте чистую воду в стакане. Чем пахнет? (ни чем)
-А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? (да) Чем пахнет? (лимоном)
-Почему? (мы добавили в воду лимон, а лимон пахнет)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом, то вода приобретает запах того, что в неё добавили.
-И так давайте подведём итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов.
1. Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы.
2. Вода – прозрачная.
3. Вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.
4. Вода – растворяет вещества.
-Ну вот наши исследования закончены. Вы сегодня были большие молодцы! (отметить каждого) Лаборатория закрывается. (дети снимают халаты, выходят из-за стола).
- А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? Она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставит вам на память. (Вручить медальки- капельки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...