Свойства воды
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Литарская Светлана Михайловна

Исследовательская деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

По ознакомлению с окружающим миром

(Исследовательская деятельность)

в старшей группе

Тема «Свойства воды»

Подготовила и провела

Литарская С.М.

Москва

2015

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса, не имеет собственной формы.

-развивать воображение.

-формировать умение разгадывать загадки, описывающие изменения в природе.

-развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы

-формировать наблюдательность и любознательность в области познание

-развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи

-развивать зрительное восприятие, образное мышление, речь

-уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории

Ход занятия

- Давайте сначала поздороваемся с гостями.

Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас на весь день было хорошее настроение! Знаете, сегодня пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка с письмом.

«Дел у меня не мало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…. (Зима)

-Как вы думаете, почему именно от Зимы мы получили письмо?

(Потому что наступила зима)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

- А теперь ребята – загадки. Отгадав их, вспомним, о каких превращениях и изменениях в природе в зимний период идёт речь.

"Игра со снежком" (воспитатель по очереди детям кидает снежок и загадывает загадку. Кто не отгадал, передаёт снежок следующему)

1. Летом бежит – зимой стоит? (Река)

- Почему? (Зимой реки замерзают, покрываются льдом)

2. Не барашек и не кот.

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

-О каком изменение в живой природе говорится в этой загадке? (Звери меняют шубы, линяют, линька)

3. Покружили звёздочка в воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)

-Как называется явление в природе когда идёт снег? (снегопад)

4. Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние. (метели)

5. Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется. (кормушка)

6. По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

-Ребята, а вам нравится зима? Чем? Когда мы возвращаемся с улицы одежда наша вся в снегу. Затем снег тает и одежда становится какой? (мокрой).

(таз со снегом)

-Возьмите в ладошку немного снега и сожмите его. Что происходит со снегом? (он тает, капает вода, снег превращается в воду)

А теперь вытрете руки об салфетку. Какая стала салфетка? (мокрая)

Мы знаем, что снег – это застывшая вода.

А можно ли эту воду пить? (нет)

Для чего можно использовать эту воду? (полить растения)

Кто догадался, что мы будем с вами сегодня исследовать? (воду)

Вода – одна из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о воде, как она необходима всему живому на земле, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Пройдём в лабораторию. (дети одевают халаты, садятся за столы)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. Не шуметь

2. Аккуратно обращаться с предметами.

3. Слушать воспитателя.

4. Внимательно следить за результатами опытов.

5. Делать выводы.

Показываю глобус

-Что это у меня в руках? (Глобус)

Правильно, глобус. Глобус – это макет планеты Земля.

-Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода, водоёмы)

-Какие водоёмы вы знаете? (Реки, озёра, море, океан, болото, родник)

-Как называется вода в реке?. озере?. море?. роднике?. болоте? (речная, озёрная, морская, болотная, родниковая)

-А как называется вода, которая течёт из крана? (водопроводная)

-Если мы открываем кран, вода что делает? (течёт, бежит, струится, льётся)

Значит вода – это жидкость!

Вот это мы сейчас проверим на опыте.

Перед началом проведения опытов разомнём пальчики (пальчиковая гимнастика)

Физкультминутка:

В руки вы снежки возьмите

И на них вы посмотрите,

А теперь их поднимите

Вверх на них вы посмотрите

Вниз снежки вы опустите

И опять на них взгляните

Снежок вправо

Снежок влево

Нарисуйте круг умело

Снежок близко, вот вдали

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас снежок

Улыбнись ему дружок.

Опыт 1 «Вода – это жидкость не имеющая форму»(опыт проводит воспитатель)

Переливаю воду в ёмкости разной формы.

Вывод: Вода принимает форму того предмета (ёмкости) в которую её помещают.

Опыт 2 «Вода прозрачная»

-Посмотрите, на столе у вас стоят 2 стакана, в одном молоко, а в другом вода. В каком стакане вода? (дети показывают)

-Как вы догадались? (вода прозрачная)

-А давайте с вами проверим это на опыте. В оба стакана опустите ложечки. Что произошла? (в стакане где вода ложку видно, а в стакане где молоко ложку не видно).

Вывод Вот мы с вами и убедились, что вода прозрачная.

Опыт 3 «Вода - бесцветная, растворяет в себе вещества»

-Посмотрите внимательно на стаканчик с водой и скажите, какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная. Если дети затрудняются с ответом, называют цвет воды – белым, то сравнить с молоком или с белым листом бумаги)

Проведём следующий опыт: Обмакните кисточку в краску, а теперь прополощите кисточку в воде.

-Что получилось? (вода за красилась).

Вывод Значит принимает цвет того вещества, которое в нём растворяют.

- А где вы с таким свойством воды сталкивались ещё? (Чай заваривается, кофе, варенье)

Игра «Разминка»

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот так славно освежились (встряхиваем руки)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Опыт 4 «Вода – без вкуса»

-А теперь мы узнаем, есть ли у воды вкус. Возьмите соломинки и попробуйте сок в стаканчике.

-Сок вкусный? (да)

-Какой сок на вкус? (сладкий)

-А теперь попробуйте воду. Какая вода? (безвкусная)

-А теперь посмотрите, что будет если я добавлю в воду капельку лимона. Попробуйте, какая стала вода? (кислая)

-Почему? (потому что лимон кислый и вода стала кислая)

- А если мы добавим сахар, то вода станет какая? (сладкая…соль? (солёная)

Вывод Чистая вода, безвкусная, а если в неё добавить какое-нибудь вещество, то она приобретает вкус того, что в ней растворили.

Опыт 5 «Вода – без запаха»

-Ребята, а теперь понюхайте чистую воду в стакане. Чем пахнет? (ни чем)

-А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? (да) Чем пахнет? (лимоном)

-Почему? (мы добавили в воду лимон, а лимон пахнет)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом, то вода приобретает запах того, что в неё добавили.

-И так давайте подведём итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов.

1. Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы.

2. Вода – прозрачная.

3. Вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.

4. Вода – растворяет вещества.

-Ну вот наши исследования закончены. Вы сегодня были большие молодцы! (отметить каждого) Лаборатория закрывается. (дети снимают халаты, выходят из-за стола).

- А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? Она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставит вам на память. (Вручить медальки- капельки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...