Прект "Мини-музей "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Проект «Мини-музей «Времена года».

Разработала: воспитатель

МБДОУ «ЦРР-Д/С №31»

Иванова И.В.

                                                   Объяснительная записка.

           Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Проект реализовался через осуществление трёх проектных линий:

- создание и организация работы мини-музея в группе,

- организация работы с детьми,

- взаимодействие с родителями.

Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта была выбрана тема. Активными  участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являлись дети и родители. В музее представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нем работу. Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через :

- формирование и организации коллекций

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного воспитания (сенсорный опыт);

- организация интерактивных выставок,  экскурсий, занятий, тематических вечером и музейных праздников,

- взаимодействие с предметом средой музей и друг с другом;

Благодаря эффективным формам и методам Мини-музей становится местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. На заключительном этапе проводится  анализ  реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностика знаний,  умений и навыков детей.

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей.  В зарубежных  и отечественных исследованиях  (  Рыжова  Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.,) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того,  что дети будут посещать музеи и дальнейшем.                                                                               Во многих группах детского сада созданы музеи, но проблемы в том, что музеи часто не востребованы, играют второстепенную и пассивную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании.                                                   Считаю, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе мини-музеям.                                                               Становлению ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого  с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.                                                                                                                           При создании и разработок мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:                                                      - материальный компонент: оформления музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование.                                                                                                            - проектно- процессуальный компонент:  информационный элемент (первоисточники)технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ).

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, дает возможность узнать. Не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.

Особенность мини- музея в том, что образование детей в рамках музея общедоступно. Вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского эксперементирования с предметами и в виде вербального исследования -вопросов, задаваемых взрослому(почему, зачем, как?...).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,

2) способствовать формированию интереса к своей природе родного края,

3) заинтересовать родителей в создании мини-музея,

4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Цель проекта:

Воспитания любви к родной природе, развитие познавательного интереса у детей.

Участники:

Педагоги, дети дошкольных групп. Родители.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2015- август 2016 учебный год.

Продукт проекта. Разработка педагогического проекта по созданию и организации Мини- музея. Создание мини-музея  на тему: Времена года». Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности для познания родной природы.

Содержание работы:

Проект мини-музея «Времена года» мы начинали с детьми средней группы (4-5 лет), продолжили с детьми старшей группы (5-6 лет) и планируем продолжать накопление материала для развития мини-музея.

Задачи работы с детьми среднего возраста:

Осень. Развитие умение замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки. Ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды. Птицы улетают на юг.

Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы).

Побуждать к участию в сборе семян растений.

Зима. Растения умения замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдения с детьми за поведением птиц на улице и уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам - называть их.

Расширения представлений о том, что в мороз вода превращается в лед и снег в теплом помещении тают.

Привлечение детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепке поделок из снега.

Весна. Развитие умения узнавать и называть время года; выделять признаки весны ( солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Привлечение детей к работам в огороде и в цветниках.

Организация наблюдений за посадками и всходами семян.

Лето.  Расширение представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо , ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают купаются.

В процессе различных видов деятельности расширение представлений о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, и грибы; у животных подрастают детёныши.

 Задачи работы с детьми старшего возраста:

Осень.  Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Животных и человека.

Знакомство с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края.

Зима. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер), особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Весна. Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Наблюдение за гнездованием птиц.

Лето.  Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений ( природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детёнышей). Рассказы о съедобных и несъедобных грибах (съедобные- маслята, опята, лисички и т,п.; несъедобные – мухомор, ложный опёнок).

Экспозицию мини-музея можно образно разделить по разделам:

Раздел «Растения». Представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие природу в разное время года. Панно настенное – деревья по временам года, Красочные детские издания: Детская энциклопедия; «Мир растений», художественная литература по теме.

Раздел «Насекомые и природа». Здесь представлены иллюстрации из жизни насекомых в разные времена года.

Раздел «Птицы в природе». Санитары леса, Альбомы с картинками и фото «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

Раздел «Природа в жизни человека». Иллюстрации, картины, отражающие сезонный труд человека.

Раздел «Природа в опасности!» 

Альбом с фотографиями, а которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой, Уголок самостоятельной деятельности содержит разнообразные материалы: картотека игр, разнообразные игры на внимание, картинки, пазлы, водные раскраски. В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появления проблемы для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества. После завершения проекта дети приобрели следующие качества. Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру. Интегративные: коммуникативная деятельность,  познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления.  Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника по теме: «Времена года». У них будут сформированы первоначальные представления знаний детей об условиях необходимых для жизни людей, животных, растений. Явления природы и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении природы в нашей жизни, умения замечать изменения в природе, Повысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Дети познакомились с основными правилами гигиены, охране жизни и здоровья, о поведении в природе

                                                         Перспективный план

                          образовательной работы в мини- музее «Времена года»

   Дата

       Тема

                  Содержание работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Путешествие в страну осени»

- Изготовление макета осеннего леса совместно с родителями и детьми.

- Подборка иллюстраций, репродукция картин художественное слово.

- Изготовление дидактических игр « Кто живёт в лесу».

- Беседа с детьми осенние изменение в природе и жизни человека.

- Выставка рисунков.

Декабрь

Январь

Февраль

«Зимушка-зима»

- Рассматривание картины «Зимние развлечения».

 - Беседа «Что можно делать зимой».

- Создание альбома « Зимние пейзажи» совместно с родителями.

- Чтение художественной литературы .  С.М. Маршак. «Двенадцать месяцев».

- Лепка «Какие звери живут в лесу».

Март

Апрель

Май

«Весенние  секреты»

- Беседа «За что мы любим весну?»

- Изготовление дидактической игры «Признаки весны».

- Изготовление макета перелетные птицы совместно с родителями.

- Рассматривание картин: И. Левитан «Большая вода», «Март», « Первая зелень».

- Посадка семян: укроп, петрушка, лук.

Июнь

Июль

Август

«Дары лета»

- Чтение художественной литературы  Н Калинина «Летом».

- Рассматривание картин Т. Яблонская «Летом», А. Бубнов «На поляне», А, Саврасова «Радуга».

- Изготовление «Ботаническое лото» совместно с родителями.



Предварительный просмотр:

                                        Проект «Мини-музей «Времена года».

Разработала: воспитатель

МБДОУ «ЦРР-Д/С №31»

Иванова И.В.

                                                   Объяснительная записка.

           Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Проект реализовался через осуществление трёх проектных линий:

- создание и организация работы мини-музея в группе,

- организация работы с детьми,

- взаимодействие с родителями.

Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта была выбрана тема. Активными  участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являлись дети и родители. В музее представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нем работу. Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через :

- формирование и организации коллекций

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного воспитания (сенсорный опыт);

- организация интерактивных выставок,  экскурсий, занятий, тематических вечером и музейных праздников,

- взаимодействие с предметом средой музей и друг с другом;

Благодаря эффективным формам и методам Мини-музей становится местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. На заключительном этапе проводится  анализ  реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностика знаний,  умений и навыков детей.

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей.  В зарубежных  и отечественных исследованиях  (  Рыжова  Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.,) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того,  что дети будут посещать музеи и дальнейшем.                                                                               Во многих группах детского сада созданы музеи, но проблемы в том, что музеи часто не востребованы, играют второстепенную и пассивную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании.                                                   Считаю, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе мини-музеям.                                                               Становлению ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого  с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.                                                                                                                           При создании и разработок мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:                                                      - материальный компонент: оформления музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование.                                                                                                            - проектно- процессуальный компонент:  информационный элемент (первоисточники)технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ).

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, дает возможность узнать. Не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.

Особенность мини- музея в том, что образование детей в рамках музея общедоступно. Вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского эксперементирования с предметами и в виде вербального исследования -вопросов, задаваемых взрослому(почему, зачем, как?...).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,

2) способствовать формированию интереса к своей природе родного края,

3) заинтересовать родителей в создании мини-музея,

4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Цель проекта:

Воспитания любви к родной природе, развитие познавательного интереса у детей.

Участники:

Педагоги, дети дошкольных групп. Родители.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2015- август 2016 учебный год.

Продукт проекта. Разработка педагогического проекта по созданию и организации Мини- музея. Создание мини-музея  на тему: Времена года». Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности для познания родной природы.

Содержание работы:

Проект мини-музея «Времена года» мы начинали с детьми средней группы (4-5 лет), продолжили с детьми старшей группы (5-6 лет) и планируем продолжать накопление материала для развития мини-музея.

Задачи работы с детьми среднего возраста:

Осень. Развитие умение замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки. Ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды. Птицы улетают на юг.

Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы).

Побуждать к участию в сборе семян растений.

Зима. Растения умения замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдения с детьми за поведением птиц на улице и уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам - называть их.

Расширения представлений о том, что в мороз вода превращается в лед и снег в теплом помещении тают.

Привлечение детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепке поделок из снега.

Весна. Развитие умения узнавать и называть время года; выделять признаки весны ( солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Привлечение детей к работам в огороде и в цветниках.

Организация наблюдений за посадками и всходами семян.

Лето.  Расширение представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо , ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают купаются.

В процессе различных видов деятельности расширение представлений о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, и грибы; у животных подрастают детёныши.

 Задачи работы с детьми старшего возраста:

Осень.  Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Животных и человека.

Знакомство с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края.

Зима. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер), особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Весна. Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Наблюдение за гнездованием птиц.

Лето.  Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений ( природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детёнышей). Рассказы о съедобных и несъедобных грибах (съедобные- маслята, опята, лисички и т,п.; несъедобные – мухомор, ложный опёнок).

Экспозицию мини-музея можно образно разделить по разделам:

Раздел «Растения». Представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие природу в разное время года. Панно настенное – деревья по временам года, Красочные детские издания: Детская энциклопедия; «Мир растений», художественная литература по теме.

Раздел «Насекомые и природа». Здесь представлены иллюстрации из жизни насекомых в разные времена года.

Раздел «Птицы в природе». Санитары леса, Альбомы с картинками и фото «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

Раздел «Природа в жизни человека». Иллюстрации, картины, отражающие сезонный труд человека.

Раздел «Природа в опасности!» 

Альбом с фотографиями, а которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой, Уголок самостоятельной деятельности содержит разнообразные материалы: картотека игр, разнообразные игры на внимание, картинки, пазлы, водные раскраски. В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появления проблемы для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества. После завершения проекта дети приобрели следующие качества. Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру. Интегративные: коммуникативная деятельность,  познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления.  Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника по теме: «Времена года». У них будут сформированы первоначальные представления знаний детей об условиях необходимых для жизни людей, животных, растений. Явления природы и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении природы в нашей жизни, умения замечать изменения в природе, Повысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Дети познакомились с основными правилами гигиены, охране жизни и здоровья, о поведении в природе

                                                         Перспективный план

                          образовательной работы в мини- музее «Времена года»

   Дата

       Тема

                  Содержание работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Путешествие в страну осени»

- Изготовление макета осеннего леса совместно с родителями и детьми.

- Подборка иллюстраций, репродукция картин художественное слово.

- Изготовление дидактических игр « Кто живёт в лесу».

- Беседа с детьми осенние изменение в природе и жизни человека.

- Выставка рисунков.

Декабрь

Январь

Февраль

«Зимушка-зима»

- Рассматривание картины «Зимние развлечения».

 - Беседа «Что можно делать зимой».

- Создание альбома « Зимние пейзажи» совместно с родителями.

- Чтение художественной литературы .  С.М. Маршак. «Двенадцать месяцев».

- Лепка «Какие звери живут в лесу».

Март

Апрель

Май

«Весенние  секреты»

- Беседа «За что мы любим весну?»

- Изготовление дидактической игры «Признаки весны».

- Изготовление макета перелетные птицы совместно с родителями.

- Рассматривание картин: И. Левитан «Большая вода», «Март», « Первая зелень».

- Посадка семян: укроп, петрушка, лук.

Июнь

Июль

Август

«Дары лета»

- Чтение художественной литературы  Н Калинина «Летом».

- Рассматривание картин Т. Яблонская «Летом», А. Бубнов «На поляне», А, Саврасова «Радуга».

- Изготовление «Ботаническое лото» совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....