Прект "Мини-музей "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель: Воспитание любви к родной природе, развитие познавательного интереса у детей. | 24.21 КБ |
Проект средняя-старшая группа. | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мини-музей «Времена года».
Разработала: воспитатель
МБДОУ «ЦРР-Д/С №31»
Иванова И.В.
Объяснительная записка.
Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Проект реализовался через осуществление трёх проектных линий:
- создание и организация работы мини-музея в группе,
- организация работы с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта была выбрана тема. Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являлись дети и родители. В музее представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нем работу. Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через :
- формирование и организации коллекций
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного воспитания (сенсорный опыт);
- организация интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечером и музейных праздников,
- взаимодействие с предметом средой музей и друг с другом;
Благодаря эффективным формам и методам Мини-музей становится местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. На заключительном этапе проводится анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностика знаний, умений и навыков детей.
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях ( Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.,) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи и дальнейшем. Во многих группах детского сада созданы музеи, но проблемы в том, что музеи часто не востребованы, играют второстепенную и пассивную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании. Считаю, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе мини-музеям. Становлению ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. При создании и разработок мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея: - материальный компонент: оформления музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование. - проектно- процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники)технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ).
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, дает возможность узнать. Не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Особенность мини- музея в том, что образование детей в рамках музея общедоступно. Вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского эксперементирования с предметами и в виде вербального исследования -вопросов, задаваемых взрослому(почему, зачем, как?...).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
2) способствовать формированию интереса к своей природе родного края,
3) заинтересовать родителей в создании мини-музея,
4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Цель проекта:
Воспитания любви к родной природе, развитие познавательного интереса у детей.
Участники:
Педагоги, дети дошкольных групп. Родители.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2015- август 2016 учебный год.
Продукт проекта. Разработка педагогического проекта по созданию и организации Мини- музея. Создание мини-музея на тему: Времена года». Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности для познания родной природы.
Содержание работы:
Проект мини-музея «Времена года» мы начинали с детьми средней группы (4-5 лет), продолжили с детьми старшей группы (5-6 лет) и планируем продолжать накопление материала для развития мини-музея.
Задачи работы с детьми среднего возраста:
Осень. Развитие умение замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки. Ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды. Птицы улетают на юг.
Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы).
Побуждать к участию в сборе семян растений.
Зима. Растения умения замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдения с детьми за поведением птиц на улице и уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам - называть их.
Расширения представлений о том, что в мороз вода превращается в лед и снег в теплом помещении тают.
Привлечение детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развитие умения узнавать и называть время года; выделять признаки весны ( солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Привлечение детей к работам в огороде и в цветниках.
Организация наблюдений за посадками и всходами семян.
Лето. Расширение представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо , ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают купаются.
В процессе различных видов деятельности расширение представлений о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, и грибы; у животных подрастают детёныши.
Задачи работы с детьми старшего возраста:
Осень. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Животных и человека.
Знакомство с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края.
Зима. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер), особенностях деятельности людей в городе, на селе.
Весна. Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Наблюдение за гнездованием птиц.
Лето. Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений ( природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детёнышей). Рассказы о съедобных и несъедобных грибах (съедобные- маслята, опята, лисички и т,п.; несъедобные – мухомор, ложный опёнок).
Экспозицию мини-музея можно образно разделить по разделам:
Раздел «Растения». Представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие природу в разное время года. Панно настенное – деревья по временам года, Красочные детские издания: Детская энциклопедия; «Мир растений», художественная литература по теме.
Раздел «Насекомые и природа». Здесь представлены иллюстрации из жизни насекомых в разные времена года.
Раздел «Птицы в природе». Санитары леса, Альбомы с картинками и фото «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
Раздел «Природа в жизни человека». Иллюстрации, картины, отражающие сезонный труд человека.
Раздел «Природа в опасности!»
Альбом с фотографиями, а которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой, Уголок самостоятельной деятельности содержит разнообразные материалы: картотека игр, разнообразные игры на внимание, картинки, пазлы, водные раскраски. В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появления проблемы для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества. После завершения проекта дети приобрели следующие качества. Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру. Интегративные: коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления. Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника по теме: «Времена года». У них будут сформированы первоначальные представления знаний детей об условиях необходимых для жизни людей, животных, растений. Явления природы и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении природы в нашей жизни, умения замечать изменения в природе, Повысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Дети познакомились с основными правилами гигиены, охране жизни и здоровья, о поведении в природе
Перспективный план
образовательной работы в мини- музее «Времена года»
Дата | Тема | Содержание работы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | «Путешествие в страну осени» | - Изготовление макета осеннего леса совместно с родителями и детьми. - Подборка иллюстраций, репродукция картин художественное слово. - Изготовление дидактических игр « Кто живёт в лесу». - Беседа с детьми осенние изменение в природе и жизни человека. - Выставка рисунков. |
Декабрь Январь Февраль | «Зимушка-зима» | - Рассматривание картины «Зимние развлечения». - Беседа «Что можно делать зимой». - Создание альбома « Зимние пейзажи» совместно с родителями. - Чтение художественной литературы . С.М. Маршак. «Двенадцать месяцев». - Лепка «Какие звери живут в лесу». |
Март Апрель Май | «Весенние секреты» | - Беседа «За что мы любим весну?» - Изготовление дидактической игры «Признаки весны». - Изготовление макета перелетные птицы совместно с родителями. - Рассматривание картин: И. Левитан «Большая вода», «Март», « Первая зелень». - Посадка семян: укроп, петрушка, лук. |
Июнь Июль Август | «Дары лета» | - Чтение художественной литературы Н Калинина «Летом». - Рассматривание картин Т. Яблонская «Летом», А. Бубнов «На поляне», А, Саврасова «Радуга». - Изготовление «Ботаническое лото» совместно с родителями. |
Предварительный просмотр:
Проект «Мини-музей «Времена года».
Разработала: воспитатель
МБДОУ «ЦРР-Д/С №31»
Иванова И.В.
Объяснительная записка.
Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Проект реализовался через осуществление трёх проектных линий:
- создание и организация работы мини-музея в группе,
- организация работы с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта была выбрана тема. Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являлись дети и родители. В музее представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нем работу. Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через :
- формирование и организации коллекций
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного воспитания (сенсорный опыт);
- организация интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечером и музейных праздников,
- взаимодействие с предметом средой музей и друг с другом;
Благодаря эффективным формам и методам Мини-музей становится местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. На заключительном этапе проводится анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностика знаний, умений и навыков детей.
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях ( Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.,) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи и дальнейшем. Во многих группах детского сада созданы музеи, но проблемы в том, что музеи часто не востребованы, играют второстепенную и пассивную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании. Считаю, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе мини-музеям. Становлению ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. При создании и разработок мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея: - материальный компонент: оформления музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование. - проектно- процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники)технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ).
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, дает возможность узнать. Не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Особенность мини- музея в том, что образование детей в рамках музея общедоступно. Вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского эксперементирования с предметами и в виде вербального исследования -вопросов, задаваемых взрослому(почему, зачем, как?...).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
2) способствовать формированию интереса к своей природе родного края,
3) заинтересовать родителей в создании мини-музея,
4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Цель проекта:
Воспитания любви к родной природе, развитие познавательного интереса у детей.
Участники:
Педагоги, дети дошкольных групп. Родители.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2015- август 2016 учебный год.
Продукт проекта. Разработка педагогического проекта по созданию и организации Мини- музея. Создание мини-музея на тему: Времена года». Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности для познания родной природы.
Содержание работы:
Проект мини-музея «Времена года» мы начинали с детьми средней группы (4-5 лет), продолжили с детьми старшей группы (5-6 лет) и планируем продолжать накопление материала для развития мини-музея.
Задачи работы с детьми среднего возраста:
Осень. Развитие умение замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки. Ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды. Птицы улетают на юг.
Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы).
Побуждать к участию в сборе семян растений.
Зима. Растения умения замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдения с детьми за поведением птиц на улице и уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам - называть их.
Расширения представлений о том, что в мороз вода превращается в лед и снег в теплом помещении тают.
Привлечение детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развитие умения узнавать и называть время года; выделять признаки весны ( солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Привлечение детей к работам в огороде и в цветниках.
Организация наблюдений за посадками и всходами семян.
Лето. Расширение представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо , ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают купаются.
В процессе различных видов деятельности расширение представлений о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, и грибы; у животных подрастают детёныши.
Задачи работы с детьми старшего возраста:
Осень. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Животных и человека.
Знакомство с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края.
Зима. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер), особенностях деятельности людей в городе, на селе.
Весна. Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Наблюдение за гнездованием птиц.
Лето. Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений ( природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детёнышей). Рассказы о съедобных и несъедобных грибах (съедобные- маслята, опята, лисички и т,п.; несъедобные – мухомор, ложный опёнок).
Экспозицию мини-музея можно образно разделить по разделам:
Раздел «Растения». Представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие природу в разное время года. Панно настенное – деревья по временам года, Красочные детские издания: Детская энциклопедия; «Мир растений», художественная литература по теме.
Раздел «Насекомые и природа». Здесь представлены иллюстрации из жизни насекомых в разные времена года.
Раздел «Птицы в природе». Санитары леса, Альбомы с картинками и фото «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
Раздел «Природа в жизни человека». Иллюстрации, картины, отражающие сезонный труд человека.
Раздел «Природа в опасности!»
Альбом с фотографиями, а которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой, Уголок самостоятельной деятельности содержит разнообразные материалы: картотека игр, разнообразные игры на внимание, картинки, пазлы, водные раскраски. В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появления проблемы для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества. После завершения проекта дети приобрели следующие качества. Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру. Интегративные: коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления. Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника по теме: «Времена года». У них будут сформированы первоначальные представления знаний детей об условиях необходимых для жизни людей, животных, растений. Явления природы и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении природы в нашей жизни, умения замечать изменения в природе, Повысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Дети познакомились с основными правилами гигиены, охране жизни и здоровья, о поведении в природе
Перспективный план
образовательной работы в мини- музее «Времена года»
Дата | Тема | Содержание работы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | «Путешествие в страну осени» | - Изготовление макета осеннего леса совместно с родителями и детьми. - Подборка иллюстраций, репродукция картин художественное слово. - Изготовление дидактических игр « Кто живёт в лесу». - Беседа с детьми осенние изменение в природе и жизни человека. - Выставка рисунков. |
Декабрь Январь Февраль | «Зимушка-зима» | - Рассматривание картины «Зимние развлечения». - Беседа «Что можно делать зимой». - Создание альбома « Зимние пейзажи» совместно с родителями. - Чтение художественной литературы . С.М. Маршак. «Двенадцать месяцев». - Лепка «Какие звери живут в лесу». |
Март Апрель Май | «Весенние секреты» | - Беседа «За что мы любим весну?» - Изготовление дидактической игры «Признаки весны». - Изготовление макета перелетные птицы совместно с родителями. - Рассматривание картин: И. Левитан «Большая вода», «Март», « Первая зелень». - Посадка семян: укроп, петрушка, лук. |
Июнь Июль Август | «Дары лета» | - Чтение художественной литературы Н Калинина «Летом». - Рассматривание картин Т. Яблонская «Летом», А. Бубнов «На поляне», А, Саврасова «Радуга». - Изготовление «Ботаническое лото» совместно с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....