Приложение к Презентации познавательно – исследовательского проекта
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Приложение к Презентации познавательно – исследовательского проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_prezentatsii_poznavatelno_-_issledovatelskogo_proekta.docx | 776.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8
пгт. ЧЕРНОМОРСКИЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Экологический проект
«Путешествие кубанского зёрнышка»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработали
Воспитатели: Тяпкина Л.Н., Мироненко Е.Д.
2017г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид проекта:экологический, познавательно – исследовательский.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации: долгосрочный, 2 месяца.
Место проведения: МБДОУ ДС КВ №8 пгт. Черноморский МО Северский район
Дата проведения: октябрь - ноябрь, 2016 года.
Воспитатели: Тяпкина Л.Н., Мироненко Е.Д.
Актуальность проекта: В нашей стране относились к хлебу всегда по - особенному. Хлеб-символ благополучия и достатка. Ему отводят главное место на столе и в будни, и в праздники. Ценность хлеба неизмерима.Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. К сожалению, современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Замечено было, что принимая пищу, дети могут бросить его на пол, крошат, лепят из него фигурки, не доедают, а порой вовсе отказываются есть хлеб. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом продуктовом магазине. В разговорах и беседах выяснились, каковы представления детей о том, кому они обязаны, что к столу всегда получают вкусный хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб. Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на столе, дать представление о его полезности для здоровья.
Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю возникновения хлеба;
- познакомить детей со старинными кубанскими обычаями, связанными с хлебом;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие: - развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Методы:
- обследование,
- наблюдение,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание произведений искусства,
- беседы,
- -опытно – экспериментальная деятельность,
- экскурсии,
- конструктивно – продуктивная деятельность,
- работа с родителями.
Ожидаемый результат:
- В итоге нашей работы мы ожидали получить следующие результаты:
- дети узнают весь процесс получения хлеба,
- дети будут знать и уважать труд хлеборобов,
- дети пополнят свои знания о старинных кубанских обычаях, связанных с хлебом.
- научатся ценить хлеб.
Разработка проекта:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
Внедрение проекта происходило в три этапа.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о хлебе.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Обогащение среды: подбор художественной литературы по теме проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.
6. Подбор репродукций русских художников на заданную тему.
7. Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах.
8. Изготовление презентации «Колобок».
9. Взаимодействие с родителями: совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
10. Оформление стенгазеты «Хлеб – всему голова».
11.Изготовление «Книги интересных рецептов хлебобулочных изделий».
ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Перспективный план:
Познавательное развитие
- Беседа с детьми «Как выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб»;
- Проведение экспериментальной деятельности: проращивание семян пшеницы в огороде на подоконнике, перемалывание зерна пшеницы вручную, запекание хлеба в электрической хлебопечи.
- Экскурсии в библиотеку, в кондитерский цех.
- Познавательные развлечения: просмотр м/ф «Хлеб», «История о девочке, которая наступила на хлеб», «Солнечный каравай»;
- НОД с детьми на тему «Когда и где родился кубанский хлеб», «Берегите хлеб», «Хлеб – великое чудо земли;
- Мультимедийные презентации: «Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Традиции кубанского гостеприимства»;
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- П/и: «Пахари и жнецы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»;
- С/р игры «Магазин -булочная», «Семья», «Пекари», «Кулинария»;
- Д/и «Что из какой муки испекли»,«Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию», «Узнай по вкусу».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
- Выстраивание схемы «Река времени» (Этапы появления хлеба);
- Словесные игры «Образуй словечко», «Продолжи пословицу»;
- Беседы «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;
- Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
- Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь»;
- Проговаривание скороговорок о хлебе.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Чтение произведений: «Хлеб и Маша» Т. Голуб, «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство;
- Пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»;
- Заучивание стихов и песенок о хлебе: «Отличные пшеничные», «Пеку, пеку хлебушек», П.Каганов «Хлеб — наше богатство»;
- Разгадывание загадок;
- Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец «Хлеб- всему голова», песня в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песня- загадка «Бываю я чёрным, бываю я белым»;
- Этюды «Колосок», «Росток»;
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ)
Аппликация на темы: «Мельница»; «Урожай пшеницы».
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.
- Составление узоров и рисунков из круп.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
- -Оформление стенгазет с предоставлением репортажей о проведенных мероприятиях.
- -Показ родителям на родительском собрании фото-отчета о проектной деятельности на заданную тему.
- -Выставка продуктов детской деятельности на темы: «Мельница», «Урожай пшеницы».
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Изменилась познавательная активность детей;
- Расширили представления детей об окружающем мире;
- Систематизировали знания о производстве хлеба;
- Научились бережно относиться к хлебу;
- Познакомились с видами хлебоуборочной техники;
- Закрепили знания о труде взрослых;
- Научились анализировать, сравнивать и обобщать;
- Обогатили речь новыми словами;
- Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе;
- Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
НОД на тему: «Путешествие Кубанского зернышка!»
Цели:
- Познакомить с особенностями выращивания хлеба;
- Закрепить представление логической последовательности выращивания хлеба;
- Развивать наблюдательность и мыслительные способности
- Расширить у детей представление о сельскохозяйственном транспорте, учить различать по назначению;
- Углублять знания о родном крае, воспитывать любовь и гордость за него;
- Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему;
- Формирование уважительного отношения к трудовым подвигам старшего поколения, подчеркивая значимость их труда;\
- Развивать желание, помочь проследить зернышку его происхождение и назначение;
- Формировать бережное отношение к хлебу.
Материалы и оборудование:
Грамзапись. ТСО. Костюмы: зернышко, пекаря. Иллюстрации с изображением поля, пшеницы, колосьев, сельского транспорта, пекарни, элеватора. Настольная дидактическая игра «От зернышка до хлебушка». Выпечка хлеба. Пазлы «Собери картинки». Музыка: кубанские напевы.
Словарная работа: Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря; «…золотые хлебные поля»; «земли плодородны»; «зерно смолоть»; «не приедается»; «хлеборобы»; «сеялка»; «незрим».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас с вами необычный день. Мы совершим удивительное путешествие. Но для начала ответьте. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Ответы детей)
Воспитатель: - Россия – это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»? (это где мы живем; это мама и семья; это наш город; это и детский сад).
Воспитатель: У каждого на свете есть, любимый уголок земли. Этот уголок называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край золотых хлебных полей, привольных степей. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.
Ребенок 1: Ты Кубань, ты наша Родина
Нет тебя прекрасней
Нет земли богаче и щедрей
Ты - жемчужина страны моей.
Ребенок 2 Мы растем стране на славу
Под кубанским небом
Будем славить край родной
Богатырским хлебом.
Воспитатель: - Не зря нашу Кубань прославляют, земли ее плодородны, и поля красуются золотой нивой!
Отгадайте загадку:
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья». (зерно)
- Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят» (колос)
- Что помогает маленькому зернышку
превратится в сильный колос? (Земля-почва, солнце (свет и тепло) и вода)
- Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок (поле).
- С чем сравнивается поле? Что растет на поле?
- Да, нелегок путь зернышка до зрелого колоска, полного зерен.
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем незрим
Путь его мы проследим.
- Наше путешествие не начнется без гостя, главного нашего героя- Кубанского –хлебного зернышка!
2. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
( дети прослушивают грамзапись, начало истории…)
Как-то, поздней весной одно поле густо засеяли пшеницей. Среди множества пшеничных зерен оказалось зернышко, которое, в отличие от прочих, очень боялось темноты, и было к тому же довольно нетерпеливо. Ему вовсе не хотелось лежать в кромешной тьме и ужасной сырости. «Как же я здесь оказалось?, - думало зернышко, поеживаясь от холода, в поисках хоть какого-нибудь признака жизни, - вот бы увидеть лучик солнышка в этой непроглядной тьме!...» Но солнца все не было, и в жизни зернышка совершенно ничего не менялось: по-прежнему одиноко лежало оно глубоко под землей, и ему было скучно, страшно и очень холодно. Самым большим его желанием, было выбраться поскорее из темноты, поэтому не удивительно, что зерно постоянно думало об этом.
( Инсценировка)
(Ребёнок или взрослый, изображающий зёрнышко, выбегает в круг и садится на корточки)
Дети:
Дождь прошёл,
Земля мокра.
Вот так облако! Ура!
Помогла вода чуток
Дать зерну росток!
(Ребенок, или взрослый изображающий зёрнышко, чуть – чуть привстаёт)
Мёрзнет наше зёрнышко:
Простудится зёрнышку
В сырости легко!
Помоги согреть его,
Золотое солнышко,
Выгляни, пожалуйста, из – за облаков!
(Дети протягивают руки вверх)
Жарко стало, горячи
Солнца нашего лучи!
Помогло ты, солнышко,
Нам росток согреть.
(«Зёрнышко» раскидывает руки в стороны)
Зёрнышко, зёрнышко!
Жёлтое, как солнышко:
Прорастай, пожалуйста,
Зёрнышко скорей!
Ты увидишь, зёрнышко,
Облако и солнышко,
Нас увидишь, зёрнышко,
Всех своих друзей.
( «Зёрнышко» встаёт в полный рост, остальные ребята окружают его в хороводе).
3.Основнная часть.
Зернышко:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это все мое родное.
Детский сад, мои друзья –
Это родина моя!
- Ребята, спасибо вам, что вырастили меня. Мне было под землей так грустно и сыро. А вы знаете, для чего пшеницу выращивают? (ответы детей).
- А что такое хлеб? Скажите, легко ли достается хлеб? (ответы детей).
Ребенок: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Ребенок Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Зерна вырастить в колосья,
Их собрать, обмолотить,
Ребенок: Получить муку, а после
Тесто надо замесить.
В печь поставить, выпекать,
А потом всех угощать!
Зернышко: - Ребята, а как называют людей, которые выращивают зерно, хлеб? (Колхозники, хлеборобы, землепашцы)
Воспитатель показывает иллюстрации и рассказывает:
-Правильно, ребята. Весной трактористы пашут поле, потом сеялками сеют зерно, из каждого зернышка вырастает колосок, который растет все лето.
В каждом колоске много зернышек, точно таких, какие посеяли в поле. Когда зерна поспеют, колосок пожелтеет, и все поле станет желтым, комбайнеры сожнут и обмолотят колосья. Сухое зерно отвезут на мельницу, смелют, и получится мука. Много людям приходится потрудиться, чтобы мы могли, есть вкусный хлеб.
(Проводится настольная игра «От зернышка до хлебушка», серия картинок-разложи правильно.)
Воспитатель: Зернышко, тебе интересно узнать какие машины помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? (читает о транспорте сельского труда и показывает иллюстрации, дети узнают и называют)
- Среди моря я живу, Я - корабль! Я плыву! Море желтое колышется, в море жаворонок слышится. (комбайн)
- На резиновом ходу все дороги обойду. И на поле пригожусь, я работы не боюсь. (Машина)
- За трактором по полю ходит она, отборного ей насыпают зерна. Где ее след чуть заметно ложится, там буйно потом урожай колосится.(Сеялка)
- Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет-семь плугов тащит.(Трактор)
Воспитатель: Хлеб не только вкусный, но и полезный, в нем содержится много витаминов. Цените хлеб, берегите его!
( иллюстрации) Зерно – основной продукт питания человека с древних времен. К хлебу – особое отношение. «Есть хлеб, будет и песня»,- говорят в народе. Не зря так говорят. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. Хлеб – основа всей жизни. Издавна наша Россия – это не только милые душе березки, это и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Недаром говорят:
Край наш Краснодарский
Ты красив и весел
Щедр по-кубански
Край хлебов и песен
Динамическая пауза «Бай, качи-качи-качи.Глянь - баранки калачи.»
Три ребенка калачика, за ними выбегают дети, образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню "Бай, качи-качи-качи" идут по кругу, на слова "все румяны, горячи" присаживаются на корточки, закрывая глаза.
Ведущая:
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.
Воспитатель: Хлебу люди посвящают стихи, сказки, песни, загадки, пословицы.
Дети:
«Земля - матушка, а хлеб-батюшка»
«Без золота проживешь, а без хлеба - нет»
«Хлеб всему голова»
«Плох обед, когда хлеба нет»
«У голодного хлеб на уме».
Появляется пекарь, приносит хлеб на подносе.
(Постановка вопроса в необычной форме должна разбудить интерес).
Пекарь: здравствуй зернышко, ребята вы хлеб едите каждый день? Он вам не надоел?
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.
Возьмите в руки ломоть хлеба, поднесите его к носу. Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).
Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).
Пекарь:
Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышком пшеница.
Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?
(дети пробуют хлеб)
Пекарь: Да, выпечка хлеба всегда считалась делом ответственным и почетным.
Воду, яйца, соль по вкусу
Я с мукой все замешу
Дрожжи сыплю я немного
Минут двадцать подожду.
Глядь…и тесто уж подходит
Будет хлебушек к столу.
Подвижная игра «Каравай»
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
(Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.)
Как на праздник урожая
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
- Ребята, а вы знаете, откуда мука попадает мне на стол? (ответы детей)
- Да, мельницы выглядели раньше совсем по-другому. У меня и картинка есть, на которой мельница старинная нарисована, сейчас я вам ее покажу… (Достает картинку.) Так! Кто это все картинки перепутал?
Зернышко: Извините, я не нарочно! Мы сейчас с ребятами все исправим.
Конкурс –пазлы «Собери картинку».
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
Зернышко соединило
Многие труды
Труд земли, живые силы
Солнце и воды
И, конечно, человека
Доброту и труд.
Лишь они одни от века
Нам плоды дают.
- Скажи зернышко, тебе понравилось с нами путешествовать?
Зернышко: Так вот ради чего я столько времени пролежало в земле. Так вот ради чего меня палило жарким солнцем, поливал дождь, качало ветром. Так вот зачем меня молотили, перетирали и мололи. Так вот, оказывается, почему меня мяли и пекли. Но ради того, чтобы стать настоящим ароматным, свежим Хлебом стоило все это вытерпеть!
Спасибо вам ребята, вы настоящие казачата кубанские!
Ребенок: Мы на Кубани родились
Где колос солнцем наливается
Казачья песня льется ввысь
Любовью сердце наполняется.
Ребенок: Хороши кубанские просторы
Плодородна щедрая земля
Нивы необъятные, как море
Край казачий, Родина моя!
Ребенок: Радуйся народ
Нас пляска берет
Пойдем, попляшем
Да себя покажем!!!
(Воспитатель включает музыку- кубанские напевы, дети танцуют и веселятся вместе с Зернышком).
БЕСЕДА «КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ»
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.
Задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
- Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.
- Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).
- Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый
А бывает и румяный.
Вкусней его на свете нет.
Дети: Это хлеб
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.
Игра:«Какой бывает хлеб?»
Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?
Дети: Из зерен пшеницы и ржи.
Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.
Физкультминутка «Зернышко».
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.
Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила (на столе – разные виды хлебобулочных изделий).
Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)
Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).
Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ НА ТЕМУ: «КАКОЙ БЫВАЕТ ХЛЕБ».
Цель: Развивать индивидуальные способности детей к речевой деятельности через картинки.
Задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
- Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.
- Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор)
- Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Мягкий, пушистый и душистый
Он черный и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Дети: Это хлеб
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Он самый главный на каждом столе. А вот каким он должен быть, вы мне и расскажете. Игра:
«Какой бывает хлеб?»
Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?
Дети: В магазине
Воспитатель: А хотите, я вам расскажу, как он попал в магазин. Но, сначала скажите мне, из чего делают хлеб? Дети: Хлеб пекут из муки
Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают? Дети: Из зерен
Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб?
Сядьте правильно и слушайте: Трактор землю вспашет железным плугом, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает, и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, он собирает зерно к себе в бункер и высыпает в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Повторение новых слов: сеялка, элеватор, комбайн.
Физминутка:
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ, о том, как выращивается хлеб. Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей)
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий?»
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.
Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила. (Стол с выпечкой)
Артикуляционная гимнастика:
Вот толстяк - надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка - щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Шарик слева, шарик справа
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем - чередуем.
То в одну, а то в другую
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этой картинке составить одно
предложение (Картинки с выпечкой, например - батон)
Воспитатель: Вы все были очень внимательными. Мне понравились ваши предложения. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали?
(Ответы детей).
Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам. Я приглашаю вас к угощениям.
ПОДБОР ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ХЛЕБЕ:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Проговаривание скороговорок о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Загадки о хлебе:
- Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос). - Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле). - Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
- Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
- В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
- Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб). - Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб). - Есть такие слова: «Он всему голова»
- Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
- Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб). - На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб). - Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко). - Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
- В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос). - Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп). - Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
- Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн). - Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос). - Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва). - Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
- Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
ПЕРЕМАЛЫВАНИЕ ЗЁРЕН НА КОФЕМОЛКЕ:
Цель: Познакомить детей с процессов дробления зерна, перетирания его в ступке с пестиком (ручным способом).
Очень давно человек открыл питательные свойства хлеба, приготовленного из муки, которая в свою очередь готовилась из колосков пшеницы. Первыми приспособлениями для получения муки из зерна были каменная ступка и пестик. Небольшим шагом вперед стала замена метода толчения методом перетирания зерна. Человек быстро заметил, что при перетирании качество муки намного выше. Но эта работа также была и намного труднее и утомительнее.
Долгое время производство хлеба было ручным, и лишь в 1908 году в Мельбурне этот процесс был впервые механизирован при помощи изобретённой техники.
На практике мы решили попробовать старинные способы перетирания пшеницы.
Вывод: в домашних условиях мука получается грубая и серая, нужна специальная обработка.
ПОСЕТИЛИ КОНДИТЕРСКИЙ ЦЕХ:
Цель экскурсии:
- Познакомить детей с профессий пекаря;
- Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях;
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Процесс производства хлеба достаточно гибок, сложен и трудоемок. Для того чтобы буханка хлеба вышла из печи, необходимо, чтобы она прошла через множество машин и технологических агрегатов. Процесс производства может длиться свыше 12 часов.
Замешивают тесто в тестомесильных машинах.
Тесто из ржаной муки ставят на заквасках или используют заварной способ, при этом хлеб приобретает особый аромат, долго не черствеет. Тесто из пшеничной муки ставят опарным и безопарным способами. Разделка (формовка) теста производится машинами.
Расстойка, т.е. дополнительное брожение изделий, ведется в камерах при температуре 35-40°С от 20 до 50 минут. В процессе расстойки изделия увеличиваются в объеме, а после выпечки становятся более пышными, пористыми.
Выпекают хлеб в печах при температуре 180-300°С, мелкоштучные изделия - 8-12 минут, крупные изделия - более часа. Охлаждают хлеб в камерах, а штучный могут реализовать горячим
С огромным вниманием дети наблюдали процесс изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на прилавки магазинов нашего города. Увидели насколько тяжела работа хлебопека и как важно беречь их труд.
ИСПЕКЛИ БУЛКУ ХЛЕБА В ХЛЕБОПЕЧКЕ:
Цель: познакомить детей с бытовым прибором «Электрическая хлебопечь», испечь булку хлеба в домашних условиях.
Вернувшись в детский сад, мы решили сами испечь булочку хлеба. Теперь мы знаем, что для выпечки хлеба нам необходимы следующие продукты: вода, мука, соль, сахар и дрожжи.
И работа закипела, друг за другом добавляем ингредиенты для хлеба.
Все мы положили в хлебопечку и стали наблюдать, что же будет происходить. «Умная» печь сама замесила тесто и через 3 часа испекла вкусную, ароматную булочку хлеба.
Вывод: хлеб можно выпекать и вдомашних условиях.
ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ ДЕТСКОГО САДА
Цель: познакомить детей с технологией приготовления сдобы в больших количествах, поучаствовать в замесе теста, вылепить «жаворонков», наблюдение за процессом выпекания. Дети идут на экскурсию, на кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний».
- Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.
- Игра «Что сначала, что потом?».
Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности.
- Игра «Дополни картинку»
(цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи -). «Каждый день с хлебом»; «Колобки»;
- Игра «Кто назовёт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
- Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе».
Дети поочерёдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки.
- Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
- Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб)
-назовите хлеб ласково (хлебушек);
-как называют крошки из хлеба? (хлебные);
-вкусный и полезный квас из хлеба (хлебный);
-посуда для хлеба (хлебница);
-как называют предприятие, где выпекают хлеб? (хлебозавод);
-процесс приготовления хлеба (хлебопечение);
-кто печет хлеб (хлебопек);
-прибор для резки хлеба (хлеборезка).
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ВКУС»
(в парах).
В конверте в пакетиках лежат по два одинаковых кусочка изделий из теста. Один ребенок пробует с закрытыми глазами, называет изделие, второй проверяет правильность ответа. Затем дети меняются ролями.
ФИЗМИНУТКА.
Ребята, давайте превратимся в маленькие зернышки и поиграем. (Игра-имитация).
- В землю теплую войду (дети садятся на корточки),
- К солнцу колосом взойду (руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу),
- В нем таких как я (прижимают к груди ладошки, указывая на себя,
- Будет целая семья (дети встают, берутся за руки).
- В поле дружно мы растем (идут в круг),
- Поле-наш уютный дом (идут из круга),
- Будем мы тут дружно жить (обняли друг друга, руки за спиной),
- Счастье людям приносить (руки вверх, вперед).
ЭТЮД «РОСТОК».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе.
Для детей 4,5-6 лет.
Дети садятся на ковер, воспитатель говорит: представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, /воспитатель стучит пальцами по спинам детей/. Из семечек появились расточки /дети вытягивают вверх руки/. Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами /дети встают в полный рост и разводят руки в сторону/. Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки. А сейчас каждый скажет, что он за цветочек. /Дети передают друг другу по кругу мяч, и говорят, например: «Я роза, а ты кто?»/ Этюд завершается тем, что все дети дружно вспоминают, кто из них какой цветик.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭТЮД «КОЛОСОК»
В землю бросили зерно – стало прорастать оно. (Дети сидят на полу по кругу, сгруппировавшись «комочком»),
Солнце лучиком коснулось,- (воспитатель касается волшебной палочкой каждого ребенка,)
Наше зернышко проснулось! (дети поднимают вверх голову),
Первый маленький росток не совсем еще высок. (продолжая сидеть, выпрямляют спинки, сложив над головой ладошки «лепестком»,)
Раз листочек, два листочек – (на «раз» - отводят в сторону одну руку, на «два» - другую,)
Прорастает колосочек (выполняют повороты головы в стороны,)
Выше к солнцу потянулся,- (поднимаются, тянут голову вверх),
Распрямился, улыбнулся, (подняв руки вверх, тянутся, улыбаются,)
Посмотрел вокруг себя,- (смотрят по сторонам,)
Всюду рядышком друзья! (берутся за руки, образуя хоровод,)
Вот так будет много хлеба всем для вкусного обеда! ( держась за руки, покачивают ими,)
Надо хлебушек испечь, ( трут ладошки друг об друга,)
Надо хлебушек беречь! («грозят» пальчиком,)
Вот такой он, наш росток, (хлопают в ладоши перед собой,)
Расчудесный колосок! (делают большой плавный взмах руками над головой).
КОНСПЕКТ НОД
ПО АППЛИКАЦИИ «УРОЖАЙ ПШЕНИЦЫ».
Задачи:
- Учить нетрадиционным методам аппликации.
- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
- Продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать связную диалогическую речь;
- Привлекать детей к активному участию в коллективных играх.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
Ребята расскажи, из чего получается хлеб.
Игра «Что за чем?»
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разных этапов появления на столе хлеба (зернышко, трактор пашет землю, колосья, комбайн убирает урожай, пекарь печет хлеб.). Ребенок выбирает карточку и дает объяснение, что изображено и почему именно эту карточку он взял первой, второй и т. д. (Зерна сеют в землю, из них вырастают колосья.) Колосья собирают, обмолачивают и получают зерна. Из зерен на мельницах делают муку, а уже из муки пекут хлеб
Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок называет это же слово, только ласково.
Колос - колосок
Хлеб - хлебушек
Зерно - зернышко
Пряник - пряничек
Баранка - бараночка
Блин - блинчик.
Физминутка «В поле вырос колосок»
В поле вырос колосок
Дети машут руками перед собой вправо влево
Он не низок не высок
Сесть, встать, руки вверх
По тропинке хлеборобы
Шли домой из далека
Ходьба на месте
Говорят: «Такого хлеба, не видали мы пока"
Поднять плечи, покрутить головой из стороны в сторону.
Творческое задание аппликация «Хлеб всему голова», «Чудесный колосок».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем колоски из макарон и вермишели.
Чтение стихотворения Н. Тихонова «Берегите хлеб»
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите,
Берегите, Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Итог.
Обсуждение работ, выяснение в чем были трудности.
Выставка детских работ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И.ШИШКИНА «РОЖЬ».
Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.
Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.
- Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.
- Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.
- Оборудование: репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.
- Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин
- Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Организационный момент.
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». - Беседа о творчестве И.И. Шишкина.
- Посмотрите, здесь вы видите портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь». - Рассматривание репродукции картины.
- Речь у нас с вами пойдет о картине И.И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.
- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.
- Какая же все - таки замечательная эта картина.
- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).
- А какое время изображено на картине? (Осень).
- Как вы догадались? (Много желтых красок).
- Словарная работа.
- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ. - Рассказ воспитателя о картине «Рожь».
- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился. - Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.
- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).
- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).
- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).
- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю). - Физкультминутка «Тучки дождевые».
- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.
Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).
Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши). - Дидактическая игра «Что где растет?»
- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные. - Итог занятия.
- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»).
- В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).
- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: "ПУТЬ ХЛЕБА К НАШЕМУ СТОЛУ"
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
- Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
- Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
- Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
- Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
- Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
- Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
- Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
- Загадки.
- Дидактические игры
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат.
Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки)
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага). Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь.
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся.И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли (показ картинки)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку.
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни.
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Наконец -то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).
Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РАСКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «КОМБАЙНЕР» (В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ХЛЕБНУЮ СТРАНУ»)
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о трубе хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
ЗАДАЧИ: Образовательная. Сформировать представление о труде хлеборобов, о необходимости и важности их труда. Расширить и уточнить значение слов по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Развивающая. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение, обогащать словарь. Упражнять в подборе признаков предмета, синонимов. Воспитательная. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Ход занятия. Детям предлагается рассмотреть картину И.И. Пчелко «Комбайнѐр». Для детального рассмотрения данной картины детям предлагается сфокусировать взгляд с помощью «кинокамеры»: сложить ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и посмотреть через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-нибудь объект. Далее дети называют каждый обнаруженный объект или деталь, которые схематически фиксируются на доске, обводя их кружочками. Рабата над словарем: жатва, комбайн, обочина, нива, злаки, горизонт, колос.- в какое время собирают урожай; - как называется пора уборки урожая; - как называется машина для уборки зерновых культур; - как называется профессия человека, который работает на комбайне; - какие зерновые культуры вы знаете; - как называются люди, которые выращивают хлеб. Далее воспитатель предлагает детям найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами или деталями на доске, и попробовать обосновать свои предложения. Воспитатель: мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое. С чего начать? Какие два кружка мы можем связать между собой? Но с условием, что он может обосновать, почему так сделал (дети начинают соединять кружочки, количество линий на доске увеличивается, рисунок начинает напоминать паутинку). Для закрепления понятия (смысла) нового слова «комбайн», воспитатель предлагает детям загадать загадку о нем. КОМБАЙН Какой? (признак элемента) Что такое же? (имя элемента)
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (присесть)
Прорастать на солнце стало, (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал, (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что мы с вами изображали (колосок)? А давайте представим, что было до того, прежде чем вырос колосок и что будет с ним в будущем. Детям предлагается рассмотреть картинки, которые разложены в разном порядке на столе и восстановить хронологию – «от зерна до хлеба». Таким образом, детально разобрав картинку, проведя словарную работу, детям легче составить описательный рассказ по картинке. В конце занятия детям предлагается продегустировать разные виды хлеба: ржаной и пшеничный. При этом необходимо расспросить их как выглядит представленный им хлеб, какой хлеб ароматней, какой хлеб по вкусу им понравился больше, какой хлеб они едят дома.
«Упражнение на словообразование» - хлеб изо ржи – ржаной, - хлеб из пшеницы – пшеничный, - крошки хлеба – хлебные, - каша из проса (пшена) – пшенная, - каша их овса – овсяная, - каша из ячменя – ячневая (перловая), - каша из пшеницы – манная, - поле с рожью – ржаное, - поле с пшеницей – пшеничное, - поле с овсом – овсяное, - поле с ячменем – ячменное, - мука из пшеницы – пшеничная, - мука из ржи – ржаная, - ласково назовите хлеб – хлебушек, - посуда, где лежит или хранится хлеб – хлебница, - прибор для нарезания хлеба – хлеборезка, - название завода, где выпекают хлеб – хлебозавод.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».
КОГДА И ГДЕ РОДИЛСЯ ХЛЕБ?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
Беседа о злаках с рассматриванием зёрен пшеницы и овса. Посадка зёрен.
Цель: развивать познавательный интерес, формировать представление о злаковых культурах.
Задачи: формировать у детей понятия различать зёрна пшеницы и овса. Уточнить представление об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло), прививать практические навыки посадки семян в землю.
Ход беседы: Сегодня я вам расскажу о злаках. Злак – это растение, похожее на соломинку, заканчивающееся вверху колоском или метёлочкой. К злакам относится пшеница, овёс, рис, гречиха и др. Сегодня мы с вами поговорим о пшенице, из которой мелют белую муку и об овсе, который очень любят лошадки. А ещё из овса делают овсяную крупу, а потом вам в детском саду варят из неё кашу.
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут.
Из крупы их варят кашу,
Из муки блины пекут.
Посмотрите на зёрна. В одних тарелках лежат круглые зёрнышки – это пшеница, в других длинные зёрнышки – это овёс. В злаках очень много полезных веществ. Из злаков люди научились готовить много вкусных и полезных блюд. Из круп варят каши, а из муки пекут хлебобулочные изделия.
Любят ребята овсяную кашу,
Вкусная каша – кормилица наша!
Любит овёс и гнедая лошадка:
Резвою станет, весёлой и гладкой.
А сейчас мы с вами посадим зёрнышки в землю и будем наблюдать за их ростом и записывать всё в дневник наблюдений. А как вы думаете, что нужно для роста растений? Правильно, чтобы солнышко грело, поливать их и чтобы тепло было.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья!
Каждому ребёнку воспитатель раздаёт пластиковый стаканчик с землёй и немного зёрен. Дети вместе с воспитателем сеют зёрна пшеницы и овса, закрывают их плёнкой и ставят на солнечную сторону. Воспитатель в дневнике наблюдений записывает число и вместе с детьми рисует символы (стаканчик, зерно, солнышко, лейку).
Хвалит за старательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников через взаимодействие с семьей»
долгосрочный проект...
Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера
Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Публикация статьи "Познавательно-исследовательский проект "Пейте дети молоко будете здоровы!" в сборнике "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника" (Сборник материалов №3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ)
Цель проекта: понять пользу молока и молочных продуктов....
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...