Программа "Маленькие исследователи"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 25 «Забава»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом я основала активное внедрение детского экспериментирования в практику своей работы.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще незнаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно - поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (ПВ.Поддьяков, 1995).
Целью данной разработки является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Принцип системности.
Работу провожу системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия провожу в первой половине дня. Что же касается игры, индивидуальных исследований, наблюдений и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы осуществляю как до обеда, так и во второй половине дня. Однако независимо от выбранного ритма учитываю такой фактор, как состав группы.
Летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы не даю, лишь закреплять пройденный материал, или периодически возвращаться к материалу, тем самым, давая возможность другим детям узнать новый материал (но, например, при наблюдении таких редких физических явлений, как иней, не надо ждать прихода основной массы детей, а лучше вспоминать с детьми периодически увиденное явление, проведённый опыт, тем самым давая возможность другим детям «как бы присутствовать» при нём)
Также имею в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип сезонности.
По возможности провожу опыты, наблюдения в данный сезон, для уточнения причин возникновения явлений, понимания процессов, происходящих в природе, основываясь на природные условия (например, разделы, предусматривающие знакомство детей с таянием снега - зимой, причины опадания листьев с деревьев - осенью, появлением пузырей на лужах - летом и т.д.) Это помогает и в закреплении соответствующего материала.
Принцип возрастной адресованности.
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраиваю последовательно. Одни разделы выбираю для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам использую для работы в разных возрастных группах.
Принцип интеграции.
Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной деятельности (например, смешивание цветов), по ознакомлению с окружающим миром (например, при изучении человеческого организма – глаза, проводятся опыты со зрением), по экологическому воспитанию (при изучении разных видов птиц проводится эксперимент с различными видами клювов), экскурсий, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрирую её в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов.
Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно развертывать определенные темы. Например, при проведении занятий по физкультуре воспитатель, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Специалист по изодеятельности в содержании отдельных занятий включают такие темы, как получение новых цветов путём смешивание красок, свойства пластилина «таять» в руках, свойства тряпочки впитывать воду при промакивании кисточки.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса. Для этого имеются индивидуальные папки опытов и «Уголок для родителей», где выставляю рекомендации по наблюдению в природе, «Вести с занятий».
ЗАДАЧИ
•использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребёнка (в сочетании с другими видами деятельности);
•обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения);
•формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
•обеспечить переход от предметно-практического к образно-символическому, развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, условных заместителей, моделей);
•развивать у детей познавательную инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ рассуждений;
•расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
П.В. Симонов и П.М Ершов отмечают, что творческие личности — это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. НК. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание, неприятие отрицания и гнева.
Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею» Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».
Создание условий для детского экспериментирования позволяет мне естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
В экологической комнате создала мини лабораторию, где есть всё необходимое для проведения групповых опытов, игры по экологическому воспитанию, пособия, картины, дидактический материал, познавательная литература.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
НЕДЕЛИ | ТЕМА | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1-ая неделя | Воздух | «Надуем воздушный шарик». |
2-ая неделя | Воздух | « Поиск воздуха» |
3-ая неделя | Воздух. | «Что в пакете?» |
4-ая неделя | Живая природа. | «Как спрятаться бабочкам?» |
ОКТЯБРЬ | ||
1-ая неделя | Песок | «Почему песок хорошо сыплется?» |
2-ая неделя | Песок. | «Посадим дерево» |
3-ая неделя | Вода | «Окрашивание воды» |
4-ая неделя | Живая природа | «Как звери меняют шубку?» |
НОЯБРЬ | ||
1-ая неделя | Воздух | «Загадочные пузырьки» |
2-ая неделя | Воздух | «Надувание мыльных пузырей». |
3-ая неделя | Вес | «Угадай-ка» |
4-ая неделя | Живая природа | «Зачем утке и лягушке такие лапки?» |
ДЕКАБРЬ | ||
1-ая неделя | Холод - тепло | «Почему тает снег?» |
2-ая неделя | Холод – тепло | «Нужен ли растения зимой снег?» |
3-ая неделя | Вода | «Изготовление цветных льдинок» |
4-ая неделя | Живая природа | «Почему птицы могут летать?» |
ЯНВАРЬ | ||
2-ая неделя | Тепло | «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» |
3-ая неделя | Свет. | «Свет вокруг нас» |
4-ая неделя | Свет | «Волшебные лучи» |
ФЕВРАЛЬ | ||
1-ая неделя | Свет | «Теневой театр» |
2-ая неделя | Вода | «Взаимодействие воды и снега» |
3-ая неделя | Песок | «Как ветер переносит песок?» |
4-ая неделя | Песок | «Где вода?» |
МАРТ | ||
1-ая неделя | Цвет | «Волшебная кисточка» |
2-ая неделя | Цвет | «Волшебный круг» |
3-ая неделя | Цвет | «Раскрасим радугу» |
4-ая неделя | Плотность материалов | «Как впитывается вода?» |
АПРЕЛЬ | ||
Магниты | «Волшебная рукавичка» | |
Магниты | «Волшебный театр» | |
Магниты | «Мы – фокусники» | |
Воздух | «Пузырьки – спасатели» | |
МАЙ | ||
1-ая неделя | Воздух | «Морской бой» |
2-ая неделя | Звук | «Почему всё звучит?» |
3-ая неделя | Звук | «Откуда берётся голос?» |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ
ПО ПОДГРУППАМ
СЕНТЯБРЬ
1-ая неделя – Тема: Воздух. «Что в пакете?» - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Воздух. «Что в пакете?» - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Воздух. «Игры с соломинкой». «Надуваем мыльные пузыри» - 1 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Воздух. «Игры с соломинкой». «Надуваем мыльные пузыри» - 2 подгруппа
ОКТЯБРЬ
1-ая неделя – Тема: Звук. «Что звучит?» - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Звук. «Что звучит?» - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Звук «Узнай, что в коробочках». «Музыка или шум?» - 1 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Звук «Узнай, что в коробочках». «Музыка или шум?» - 2 подгруппа
НОЯБРЬ
1-ая неделя – Тема: Вода. «Узнаем, какая вода. Определи на запах, на вкус, что налито в стаканчиках». - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Вода. «Узнаем, какая вода. Определи на запах, на вкус, что налито в стаканчиках». - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Свойства материалов. «Бумага. Её качества и свойства» - 1 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Свойства материалов. «Бумага. Её качества и свойства» - 2 подгруппа
ДЕКАБРЬ
1-ая неделя – Тема: Вода. «Узнаем, какая вода. Определи, есть ли в бутылках вода». - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Вода. «Узнаем, какая вода. Определи, есть ли в бутылках вода». - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Вода. «Изготовление цветных льдинок» - обе подгруппы
ЯНВАРЬ
2-ая неделя – Тема: Цвет: «Волшебная кисточка» - 1 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Цвет: «Волшебная кисточка» - 2 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Человек. «Наши помощники – нос. Узнай на запах» - обе подгруппы
ФЕВРАЛЬ
1-ая неделя – Тема: Вода. «Почему снег тает?» - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Вода. «Почему снег тает?» - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Человек. «Наши помощники – язык. Узнай на вкус» - 1 подгруппа
4-ая неделя - Тема: Человек. «Наши помощники – язык. Узнай на вкус» - 2 подгруппа
МАРТ
1-ая неделя – Тема: Воздух. «Ветер по морю гуляет» - 1 подгруппа - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Воздух. «Ветер по морю гуляет» - 2 подгруппа - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Теплота. «Горячо – холодно» - 1 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Теплота. «Горячо – холодно» - 2 подгруппа
АПРЕЛЬ
1-ая неделя – Тема: Вес. «Лёгкий – тяжёлый». - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема Вес. «Лёгкий – тяжёлый». - 2 подгруппа
3-ая неделя–Тема: Плотность. «Тонет - не тонет» - обе подгруппы
4-ая неделя – Тема: Человек. «Наши помощники – уши. Узнай, что звучит» - обе подгруппы
МАЙ
1-ая неделя – Тема: Свойства материалов. «Древесина, её качества и свойства». - 1 подгруппа
2-ая неделя – Тема: Свойства материалов. «Древесина, её качества и свойства». - 2 подгруппа
3-ая неделя – Тема: Свойства материалов. Песок, его качества и свойства» - 1 подгруппа
4-ая неделя – Тема: Свойства материалов. Песок, его качества и свойства» - 2 подгруппа
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВОДА
1.УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА
ЦЕЛЬ: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
2.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ЛЬДИНОК
ЦЕЛЬ: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
ВОЗДУХ
1.ЧТО В ПАКЕТЕ
ЦЕЛЬ: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
2.ИГРЫ С СОЛОМИНКОЙ
ЦЕЛЬ: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
3.ИГРЫ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И СОЛОМИНКОЙ
ЦЕЛЬ: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
4.НАДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ
ЦЕЛЬ: научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
5.ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ
ЦЕЛЬ: обнаружить воздух.
СВЕТ, ЦВЕТ
1.ЧТО В КОРОБКЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
2.ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА
ЦЕЛЬ: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
1.ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ
ЦЕЛЬ: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)
ЗВУК
1.ЧТО ЗВУЧИТ?
ЦЕЛЬ: научить определять по издаваемому звуку предмет.
2.МУЗЫКА ИЛИ ШУМ?
ЦЕЛЬ: научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
ТЕПЛОТА
1.ГОРЯЧО – ХОЛОДНО
ЦЕЛЬ: научить определять температурные качества веществ и предметов.
2.ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
ЦЕЛЬ: научить определять температуру веществ и предметов.
ЧЕЛОВЕК
1.ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИГРАЮТ
ЦЕЛЬ: познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами.
2.НАРИСУЕМ СВОЙ ПОРТРЕТ
ЦЕЛЬ: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
3.ПОЧИНИМ ИГРУШКУ
ЦЕЛЬ: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (причёской, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).
4.НАШИ ПОМОЩНИКИ
ЦЕЛЬ: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.
БУМАГА, ЕЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА
ЦЕЛЬ: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).
2. ДРЕВЕСИНА, ЕЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА
ЦЕЛЬ: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
3. ТКАНЬ, ЕЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА
ЦЕЛЬ: Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).
4. ГЛИНА, ЁЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА
ЦЕЛЬ: Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности)и свойства (мнётся, бьётся, размокает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...