Конспект занятия «История времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева
структурное подразделение детский сад 1848
Конспект занятия
«История времени»
Подготовительная группа
Воспитатель
Богунова О.И.
2015 год
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения часов.
- Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
- Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
- Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Ход занятия:
- Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сейчас день недели?
3. Назови первый месяц года?
4. Какой день недели наступит после воскресенья?
5. Сколько месяцев году?
6. Сколько дней в неделе?
7. Какой сейчас месяц?
8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?
9. В какое время суток мы идем в детский сад?
10. Назови последний месяц года?
11. Назови второй день недели?
12. Назови части суток по порядку?
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Давайте присядем на стульчики.
Стук в дверь. (Входит– часики.)
- Здравствуйте, ребята! А, вы узнали меня?
Ребенок: Я– часики. Я вам хочу загадать загадку:
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим. (часы)
– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.
СОЛНЦЕ (слайд 2 )
Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3)
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они? (ответы детей) солнечными. (По И. Мельникову).
Солнечные часы придумали древние египтяне.
Послушайте стихотворение:
Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)
Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
– Как вы думаете, почему?
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?
– А вы слышали про живые часы?
ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 4)
– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Скоро утро! Довольно спать!
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.
– Слышали ли вы о цветочных часах?
ЧАСЫ-ЦВЕТЫ (слайд 5)
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
Послушайте стихотворение об одуванчиках.
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.
ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 6)
Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
– А как узнать время ночью?
ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)
И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
– Как вы думаете, удобны ли эти часы?
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)
А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)
Песочные часы до сих пор используют.
Как вы думаете, где их используют? (ответы детей). В поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайды 9, 10)
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 11)
А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!
Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.
Эти часы носят на руке.
НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК (слайд 14)
У вас дома наверняка есть часы-будильник.
Зачем нужны такие часы?
– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.
НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 16)
Часы, висящие на стене, — называют настенными.
А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)
НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 17)
– Как вы думаете, где стоят напольные часы?
– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)
ЧАСЫ С КУКУШКОЙ (слайд 18)
– Какие часы "умеют куковать"?
– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.
Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 19)
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.
Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)
ЧАСЫ-СКАЗКА (слайд 20)
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)
БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 21)
Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время, и играют какую-нибудь мелодию.
КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 22)
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Кто не слышал, как бьют на Спасской башне гиганты – куранты. Они часы главные – Державные!
(Эльмира Котляр)
II часть занятия: Изготовление солнечных часов.
Необходимые предметы для поделки:
1. Одноразовая бумажная или пластиковая тарелка, коктейльная трубочка
2. Клей, ножницы и фломастеры
Что вы будете делать:
1. Переверните тарелку и прикрепите коктейльную трубочку в центр
2. По периметру тарелки нарисуйте циферблат
3. Выносите готовые часы на улицу и наблюдайте или поставить на подоконник где много солнца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Четыре времени года"
Тема занятия: «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...
Конспект занятия « История города Балашова».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе....
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
Конспект занятия:"История возникновения автомобилей"
знакомство с историей возникновения автомобиля; развитие умения анализировать дорожные ситуации, умения применять знания на практике; воспитание культуры поведения на улицах и дорогах города, уп...
Конспект занятия "История космоса" в подготовительной группе.
ИСТОРИЯ КОСМОСАЦель: - расширить представления о космических полетах;- познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковский, С....
Конспект занятия "История моего города"
Для педагогов....
Конспекты занятий по временным ориентировкам - знакомство с моделями
Цель: познакомить детей с моделью «Части суток».Материал: готовая модель «Части суток» Она состоит из круга, разделенного на 4 части, каждая из которых имеет свой цвет (желтый, красный, голубой, фиоле...