Программа средней группы по ознакомлению с окружающим
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Программа средней группы по ознакомлению с окружающим и тематическое планирование по средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по окружающему | 62.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора. ________________________ «___»___________20____ г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор гимназии приказ № _______________ от «___»__________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
по ознакомлению с окружающим
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы:
воспитатель Макарова А.В.
г. Москва
Пояснительная записка:
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы дошкольного отделения гимназии (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по экологическому воспитанию- С.Н. Николаева ««Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Основой для разработки программы по Ознакомлению с окружающим стали:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- СанПин 2.4.1.3049-13;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Устав и нормативные документы гимназии «Первая Московская гимназия»;
Программа разработана с учетом Основной образовательной программы дошкольного отделения гимназии «Первая Московская гимназия».
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).
Цель: Ознакомить дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, явлениями общественной жизни.
Задачи:
Расширять представления детей о природе.
Развивать интерес, любознательность.
Расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения.
Знакомить детей с многообразием родной природы.
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о предметах, материалах и их свойствах.
Принципы:
Реализация программы по ознакомлению с предметным и социальным окружением основываются на принципах:
Принцип развивающего образования, цель которого развитие ребенка
Принцип научной обоснованности и практической применимости
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.
Принцип тематического построения образовательного процесса.
Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Планируемые результаты:
- Называет времена года в правильной последовательности.
- Называет предметы, которые окружают, знает их назначение.
- Называет признаки и количество предметов.
- Называет домашних животных и их пользу для человека.
- Различает и называет растения ближайшего окружения.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
Целевые ориентиры:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
- Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности
- Наблюдает за живой и неживой природой
- С интересом участвует в игровой деятельности
- Имеет первичные представления о себе, обществе, мире и природе
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- индивидуальные карты развития ребенка;
- выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка;
- различные шкалы индивидуального развития.
Содержательный раздел
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с предметным окружением |
-создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. -рассказывать о предметах, необходимых детям; разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). -знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. -рассказывать о материалах стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, 6 их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.). -формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
|
Ознакомление с социальным миром |
-расширять представления о правилах поведения в общественных местах. -расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). -формировать первичные представления о школе. -знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. -рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному краю. -дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). -дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). -продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. -познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
|
Ознакомление с миром природы |
-расширять представления детей о природе. -знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). -знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). -расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). -расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). -закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. -учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). -в процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. -организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок 'ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. -закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). -учить детей замечать изменения в природе. -рассказывать об охране растений и животных. |
Сезонные наблюдения |
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши. |
Вариативная часть |
Экологическое воспитание |
-формировать начала экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. -формировать знания, которые представляют собой необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса. -помочь детям обрести реалистичные представления об окружающем мире через разнообразную деятельность с литературными произведениями, сказками, произведениями Е.И.Чарушина. |
Формирование основ безопасности |
Безопасное поведение в природе. |
- знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы; - формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; - формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; - знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
|
Дидактические игры |
-учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнись предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). -совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей «Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). -помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»). |
Дидактические игры экологического содержания
Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Активно используются, как в образовательной и свободной деятельности, так и в индивидуальной работе, такие дидактические игры: «Почемучки», «Живая природа», «Стань другом природы», «Времена года», «Когда это бывает?» и др.
В воспитательно-образовательном процессе экспериментирование - одно из важных средств познания окружающего мира. В процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, устанавливать взаимосвязи и самостоятельно делать элементарные выводы. Например, несложные эксперименты с водой и снегом помогают глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствием формы, цвета, запаха, вкуса, изменением состояния в зависимости от температуры, взаимодействием с другими веществами.
Труд в природе.
Труд детей в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям, ухаживая за растениями дети наглядно убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. (На примере выращивания лука). Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.
Задачи:
- поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными;
- поливать растения, класть корм в кормушки (при участии воспитателя);
- приобщать детей к подкормке зимующих птиц;
- формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование
Экологическая тропа
В системе экологического воспитания детей, широко используется одна из форм экологического воспитания – экологическая тропа.
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В детском саду разработано три маршрута, проведено детальное обследование и выделены наиболее интересные объекты для наблюдения, составлены карты-схемы с нанесением маршрутов. Создается фотоальбом с фотографиями объектов в разное время года.
Используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями по экологической тропе.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- КВН, викторина;
- экологические акции;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- трудовой десант;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
- составление экологических карт;
- коллекционирование;
- выставки и экспозиции;
- экологические развлечения, досуги, праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации.
Планирование работы по экологической тропе осуществляется с учетом сезонных изменений. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира с сезонными явлениями и видами труда в природе.
Региональный компонент.
Главная цель регионального компонента формирование начал этнокультурных ценностей: ознакомление с особенностями природы родного края; правильного отношения к природе, к себе и другим народностям, к вещам и материалам местного происхождения.
Задачи регионального компонента:
- Формировать способность сочетать знание родной культуры со знанием и пониманием культур других народов.
- Приобщать к традициям и обычаям русского народа.
- Прививать трудовые навыки, передавать нравственные нормы, знания об окружающей среде и способы существования в ней.
- Формировать знания дошкольников о Подмосковном крае.
В содержание образовательной программы включен национально-региональный компонент, который подразумевает знакомство дошкольников с социокультурными особенностями населенного пункта, а также с художественным, литературным, народным наследием.
Формы, способы, методы и средства реализации программы по образовательным областям.
Познавательное развитие.
Формы образовательной деятельности | ||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
|
|
|
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями. | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесс |
«Социально-коммуникативное развитие» ((формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми). «Речевое развитие» (решение специфическими средствами основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира). «Художественно-эстетическое развитие» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) «Физическое развитие» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни; формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности). | «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность) «Речевое развитие» (проектная деятельность). «Художественно-эстетическое развитие» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира; использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания образовательной области) «Физическое развитие» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области). |
Условия реализации Программы.
Организация предметно - развивающей среды.
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.
Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.
Предметно - развивающая среда соответствует следующим требованиям:
- содержательно-насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровьесберегающая;
- эстетически-привлекательная.
Уголок природы | |
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие: - поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками); - способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.; - величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.); - способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон); - видов одного рода – бегонии, фуксии. Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечноцветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха. 2.Растения характерные для различных времен года: - осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; - зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.; - весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (подснежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан); - летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков. 4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки. Календарь природы: 1.Картина сезона, модели года и суток. 2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами. 4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 5.Бумажная кукла с разной одеждой. В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.) | 1.Формирование знаний о комнатных растениях. 2.Формирование представлений о потребностях растений. 3.Овладение несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, кормить рыб. 4.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям. 5.Развитие наблюдательности, восприятия, творческих способностей. 6.Совершенствование умения определять состояние погоды. |
Уголок родного края | |
1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Москвы», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Мое Подмосковье». 2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов России; рассказы и стихотворения о городе. 3.Папки-передвижки: «Я живу в Москве», «Москва в разные времена года», «Животный и растительный мир Московской области. 4.Элементы одежды, посуды народов России. 5.Аудио и видеокассеты о природе родного края. 6.Куклы в традиционных костюмах. 7.Декоративно-прикладное искусство родного края. 8.Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю. 9.Оформление альбома «Наше Подмосковье» | 1.Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к культуре родного края. 2.Развитие познавательного интереса к родному городу, его росту и благоустройству. |
Уголок экспериментирования | |
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. 4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки). 5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры. 6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком | 1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки. 2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами. 3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов. |
Уголок по правилам дорожного движения | |
(наклеить светофор, жезл для обозначения уголка) 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать). 2.Мелкий транспорт. 3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор. 4.Небольшие игрушки (фигурки людей). | Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни. |
Работа с родителями
Экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Формы и методы работы с родителями по экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
- облагораживание территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- фотовыставки;
Формы и методы работы с родителями
- фотовыставки;
- сбор коллекций природного материала;
- изготовление поделок по теме: «Овощи и фрукты»
- участие в акциях «Поможем птицам!».
- участие в проектной деятельности.
- участие в выставках мини - музея
Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методическое оснащение:
- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
- комплексно-тематическое планирование;
- пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
- методические пособия для педагогов по всем направлениям развития;
- электронные образовательные ресурсы.
Серия наглядно-дидактических пособий:
«Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные – домашние питомцы». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Картины русских художников: репродукции и описание.
Времена года: 10 репродукций с описанием.
Компакт диски с музыкальными произведениями классиков
Техническое оснащение программы
- Компьютер;
- DVD;
- Экран;
- Мультимедийные системы;
Список литературы:
Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара,
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М., 2002.
Дыбина О.Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 1999.
Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика - Синтез, 2005-2010.
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Кравченко Н.В. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Средняя группа/ авт.- сост. О.В.Павлова и др.-Волгоград: Учитель, 2013.
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»;
Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»;
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1991.
Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой». ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ» 2012г.
«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
«Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы;
«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм;
И. Бунин. «Листопад» (отрывок);
А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...»;
Я. Аким. «Первый снег»;
С. Есенин. «Поет зима — аукает...»;
Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);
И. Суриков. «Зима»;
С. Михалков. «Дядя Степа»;
М. Горький. «Воробьишко»;
В. Бианки. «Первая охота»;
Л. Толстой. «Хотела галка пить...»;
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...»;
В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»
Источники из интернета:
1.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [http://doshvozrast.ru/index.htm]
2.ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА
[http://detsadd.narod.ru/]
3. Сайт «Всё для детского сада» [http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm]
4. ДЕТсад [http://detsad-kitty.ru/]
5. Детский сад «Семь гномов» [http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/]
6. Сайт «Воспитатель» [http://vospitatel.com.ua/]
7. Всё для оформления детского сада, школы [http://skyclipart.ru]
8.Детский портал Солнышко http://www.solnet.ee/about.html/
9. Дошкольник RU [http://doshkolnik.ru/scenary.php]
10. Журнал «Обруч» – [http://www.obruch.ru]
11. Журнал Дошкольное образование» [http://www.dovosp.ru]
12. Детский портал «СОЛНЫШКО» [http://www.solnet.ee]
13. Презентации. Художники. http://chudo-udo.com
/prezentatsii/itemlist/category/109-zhivopis-izuchaem-kartiny-velikikh-khudozhnikov
14. http://allforchildren.ru/ Все для детей
15. http://chayca1.narod.ru/noti/noti_podg.html ноты
Календарно-тематическое планирование на
2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Дата проведения | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
1. | Детский сад | «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» | Познакомить детей с детским садом; формировать положительное отношение к окружающей действительности, ввести ребенка в игровую и познавательную деятельность в детском коллективе. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18 | |
2. | Игрушки | «Расскажи о любимых игрушках» | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9 | |
3. | Осень | «Что нам осень принесла?» | Познакомить с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи. | Конспект занятия. Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс с.30 | |
4. | Фрукты | «Фрукты» | Уточнить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете. вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Развивать речь детей, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку. | Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.22 | |
5. | Овощи | «К ребятам приходит Айболит» | Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно приготовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. | Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.15 | |
6. | Деревья | «Починка деревянных предметов» | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2 – 3 вида) - один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни. Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол. Формировать бережное отношение к предметам из дерева, вовремя их чинить, чтобы меньше спиливалось живых деревьев на древесину. | Конспект занятия Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.100 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.49 | |
7. | Семья | «Моя семья» | Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9 | |
8. | Профессии | «Все работы хороши» | Продолжить знакомить детей с профессиями людей. Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей. Формировать системные знания детей о труде взрослых, их трудовых процессах. Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам | Конспект занятия. Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с.138 . | |
9. | Моя страна | «Моя страна» | Уточнить и расширить знания детей о родной стране, о ее столице, природе. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей Родине. | Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.35 | |
10. | Мой город | Целевая прогулка | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения; тротуар, проезжую часть. | Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.21 | |
11. | Мой город | Подмосковье | Уточнить и расширить знания детей о родном крае, его природе. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей Родине | Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.35 | |
12. | ПДД | «Что такое улица?» | Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Дать понятия: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, светофор. Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. | Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 21 | |
13 | Посуда | «Поможем Незнайке вылепить посуду» | Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода. Учить классифицировать посуду по ее назначению. Расширять представления детей о свойствах природных материалов. | Конспект занятия. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 42 |
№ п/п | Дата проведения | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
14. | Мебель | Путешествие в прошлое кресла | Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода - мебелью. Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 32 | |
15. | Наземный транспорт | «Прогулка по городу | Уточнять и расширять знания детей о наземном транспорте. Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи. | Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 92. Конспект занятия. | |
16. | Транспорт водный и воздушный | Транспорт | Уточнять и расширять знания детей о транспорте. Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи. Прививать культуру поведения в транспорте. | Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 92. Конспект занятия. | |
17. | Праздник Новый год | «Путешествие по зимнему лесу» Экологическая тропа зимой. | Расширять представления детей о зимних явлениях в жизни природы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать интерес к окружающей природе. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 29. | |
18. | . | Зима. Святки. | «Почему растаяла Снегурочка» | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Развивать любознательность. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 24 |
19. | Дикие животные | «Кто живет в лесу?» | Дать детям представления о том, как готовятся к зиме животные леса. Формировать интерес к окружающей природе. Формировать заботливое отношение к животным. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 20. | |
20 | Домашние животные | «В гостях у курочки рябы» - знакомство с домашними животными | Расширять представления о жизни домашних животных. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Формировать желание заботиться о домашних животных. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18. | |
21. | Комнатные растения | «Огород на подоконнике | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло, свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые навыки умения. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: | |
22. | День защитника Отечества | «Наша Армия» | Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитник отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) Воспитывать гордость за наших воинов. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 27 Конспект занятия. |
№ п/п | Дата проведения | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
23. | Забота о маме | «Мамочка –любимая» | Воспитывать уважение к близким, воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
| Конспект занятия. | |
24. | 8 Марта | Расширять гендерные представления. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Конспект занятия. | ||
25. | Одежда, обувь, головные уборы | «Путешествие в прошлое одежды» | Дать представление о том, что человек создает предметы для своей жизни. Расширить представление о функции и назначение разной одежды: для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, и ног, тела. Развивать мышление, активизировать словарь детей. Прививать бережное отношение к окружающим предметам. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 37 | |
26. | Народные промыслы | «Знакомимся с деревянными игрушками» | Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление о русских деревянных промыслах. Развивать любознательность. Прививать бережное отношение к окружающим предметам. | Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 – с.104. Конспект занятия. | |
27. | Цветы | «Подснежники» | Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представление о растениях леса: цветах первоцветах. Развивать любознательность. Прививать бережное отношение к природе. | Конспект занятия. | |
28. | Ранняя весна | «Весна в лесу» | Расширять представления детей о жизни лесных зверей весной; о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи. Развивать любознательность. Прививать бережное отношение к природе. | Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 167 | |
29. | Книги | «Путешествие в прошлое бумаги» | Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.Помочь детям выявит свойства бумаги. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 47 Конспект занятия | |
30. | Космос | «День Земли» | Расширять представления детей об окружающем мире (о космосе). Познакомить с первым космонавтом Земли – Ю.А. Гагариным. Способствовать развитию у детей речи, мышления, творческого воображения. Воспитывать уважение к людям трудной и опасной профессии – космонавт; учить фантазировать и мечтать. | Конспект занятия | |
31. | Птицы | «Ждем весну, птиц встречаем» | Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе и представления о взаимосвязи человека и природы. Познакомить с перелетными птицами: грач, скворец, жаворонок. Развивать любознательность. Прививать бережное отношение к природе. | Конспект занятия. | |
32 | Травы | «Прохождение экологической тропы весной» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 44 | |
33. | День Победы | «День Победы» | Познакомить детей с праздником День Победы. Воспитывать чувство гордости за свою страну | Конспект занятия. | |
34. | Насекомые | «В гости к хозяйке луга» | Расширять представления детей о многообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 38 | |
35. | Грибы и ягоды | «У медведя во бору грибы, ягоды беру» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представление о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о взаимосвязи человека и природы. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. Конспект занятия | |
36. | Лето | «Кто живет в водоемах» | Уточнить и расширить представление детей о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-29.СИНТЕЗ, 2010 - с.117. Конспект занятия. |
МОНИТОРИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ознакомление с окружающим)
Группа средняя | 2015-2016 учебный год | ||||||||||||
Воспитатели | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
| ||||||||
Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знает несколько семейных и государственных праздников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называет времена года в правильной последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: Не сформирован (Н), Находится в стадии формирования (Ф), Сформирован (С) |
Образовательная область «Познавательное развитие»:
«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»
I. Уровень знаний об овощах и фруктах.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.
Находится в стадии формирования - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.
Сформирован - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.
II. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Где чей дом?».
Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель объясняет правила игры.
На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.
2. Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.
Задает уточняющие вопросы.
- Кто такой охотник?
- Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.
3. Беседа по вопросам,
Содержание диагностического задания:
- Почему человек заботится о домашних животных?
- Какие домашние животные дают молоко?
- Какие домашние животные дают пух и шерсть?
- Какие домашние животные несут яйца?
- У каких домашних животных есть рога и копыта?
- Какие дикие животные впадают в спячку?
И др.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных,
Находится в стадии формирования - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.
Сформирован - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят).
III. Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра - «Заполни клетки правильно».
Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.
Критерии оценки
Не сформирован - не справляется с заданием.
Находится в стадии формирования - допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
Сформирован - легко и безошибочно справляется с заданием.
IV. Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.
Критерии оценки
Не сформирован - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания.
Ф - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.
С - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и пластилинографией.
Довести до сознания детей, что всё движение на улице и машин, и пешеходов подчиняется правилам дорожного движения....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Домашние животные».
Дать представление детям о домашних животных , их детёнышах....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».
"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.
Программное содержание:Познакомить детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос».
конспект занятия по теме космос....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...