Тема: «Гостеприимная изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дудникова Татьяна Ивановна

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostepriimnaya_izba.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе

Тема: «Гостеприимная изба»

                                                                               Подготовила

 Воспитатель Дудникова Т.И.

«Гимназии «Свиблово»

УК №8, «Академия детства»

МОСКВА

2016

Цель 

  • познакомить детей с технологией вязания;
  • учить составлять технологические карты;
  • закреплять умение с оставлять описательный рассказ по схеме модели;
  • развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память,
  •  воображение;
  •  формировать трудовые навыки работы с шерстью (посыпать);
  • воспитывать интерес к старинным традициям, уважение к труду.

Обoгащение и активация словаря:   Волна, кудель, вика, катушка, технологическая карта, заготовки. пряжа, крючок, честка.

Пословицы поговорки о труде:

«Труд кормит, а лень кормит»,

«Без труда не выловишь н рыбку пруда,

 «Кончил дело —гуляй смело»,

«Делу время потехе час»

 Оборудование: 

  • выставка образцов вязаной одежды и сшитой из ткани,
  • муз. центр, аудиозаписи русской народной музыки;
  • угощение для детей, пироги, чай, демонстрационный материал;
  • рисунки домашних животных - барана, козы, овцы, шерсть, свернутая в кудель овечья шерсть, честка, прялка, пряжа, спицы, начатое вязанное изделие на спицах;
  • раздаточный материал: образцы волны;
  • заготовки работ для ручного труда: клубок пряжи, заготовка варежек, резаная пряжа, заготовки носков.

Предварительная работа: 

  • чтение русских народных сказок работа;
  •  слушание русской народной музыки;
  • экскурсия в русскую избу;
  • знакомство с предметами народного обихода, с традициями русского народа;
  •  заучивание потешек, поговорок;
  • знакомство с домашними животными.

Ход занятия

(дети входят в русскую избу)

Хозяйка:         Здравствуйте, гости дорогие.                                                                                  Гости званные желанные.                                                                        Красивые и молодые,                                                                          Застенчивые и боевые.                                                                                     Гости на пороге -хозяйке радость.                                                                   Для них и место готово.                                                             Красному гостю-красное место.

Хозяйка:   Ждала я гостей, в избе порядок навела, пол подмела, дров нарубила, печку затопила, да и как говорили старину «Не красна изба углами, а красна пирогами». Поэтому я тесто замесила и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести.

(Раздается стук в дверь. Входит Иван, хозяйкин сын)

Иван:         Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!                       Матушка, помощь моя нужна?

Хозяйка:    Да, Ванечка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот видишь, ведра наши расписные, они нас пустые. Можешь ты сходить?

Иван:         С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки прохудились, а на улице холодно.

Хозяйка:    Конечно, Ваня, ребята, а вы не поможете заплатку залатать?

Дети:           да! Поможем!

(Иван раздает носки, дети подбирают нужную заплатку)

Игра «Подбери заплатку»

(Хозяйка проверяем выполнение задания)                                                            Вопросы к детям: «Почему ты эту заплатку залатал?»          

Ответы детей:  «Эта заплатка такого же цвета, как и носок» или «Заплатка такой же формы, как и дырка и т.д.»

Хозяйка:        Ваня, какой ты у меня не бережливый, сколько носков у тебя потертых.

Иван:        Да ничего страшного, матушка. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из пряжи.

Хозяйка:   Да ты не знаешь, сколько труда и терпения нужно, чтобы связать теплые, шерстяные носки. Не зря в народе говорят, что терпение и труд все перетрут. Давайте, ребятки, напомним Ване пословицы о труде,

                                Пословицы о труде: …

Хозяйка:   А теперь, Ванюша, садись и ты послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите этих животных.

 Ответы детей: (коза, овца, баран)

(воспитатель выставляет рисунки животных)

 Хозяйка: Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное вначале мыли, сушили, затем уже стригли, дети, как вы думаете, чем стригли овечку?

Ответы детей: (ножницами)

                     Готовую шерсть люди называли волной. Давайте все вместе повтори это слово. Чтобы волна была ровной и гладкой, ее чесали вот такой честкой. Я сейчас раздам клочки чесанной волны, пощупайте, потрогайте, вспомните и назовите свойства волны.

 Дети: (мягкая, пушистая, теплая, нежная)    

Хозяйка:        вот из этой волны получилась нитка, давайте и мы  попробуем    сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда прялка и еще было веретено. Бабушка садилась за эту прялку, клала волну, или по-другому «кудель, в вилочку и пряла, ниточка тянулась на катушку, и получался клубок пряжи.

                Дети, а что делали из этой пряжи?

Ответы детей: вязали носки, шарфы, жилеты и т.д.

Хозяйка: А чем они вязали?

 Ответы детей:  вязали спицами, крючком.

Хозяйка: А теперь пора отдохнуть.

Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка».

Хозяйка: Я вам предлагаю составить технологическую карту изготовления шерстяного изделия. Возьмите заготовки технологической карты и соедините изображения в нужной последовательности.

Правильное соединение: овца-> ножницы->волна ->честка ->прялка ->клубок ->спицы -> варежки

Хозяйка: Расскажи, Света, как ты составила технологическую карту?

Ответы детей: (по плану технологической карты).

Хозяйка:   Ваня, а ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из ниток.

Игра  «Узнай вязаную вещь»: дети находят на выставке вязаные изделия.      

Хозяйка: Расскажи, Ванюша, почему выбрал

(Рассказы 2-3 детей)

Хозяйка: Ребята, а вы хотите сделать своими руками вязаные вещи? Подумайте, как мы могли бы сделать «вязаную» вещь?

Ручной труд «Вязаная вещь  своими руками»

(посыпание заготовки варежек или носка, вырезанных из картона, резаной шерстяной ниткой)

 Процесс выполнения:  ребенок намазывает заготовку клеем, посыпает, резаной ниткой, прижимает тряпочкой.

Хозяйка: Вы можете подарить это своим близким-папам, мамам, бабушкам, дедушкам и т.д.                                                                                               Степа, что ты сделал и для кого?                                                                     Ответ: варежки для мамы.

Хозяйка: Каким способом ты выполнил работу?                                                             Ответ: Я посыпал варежку резаной шерстяной пряжей.                       (Рассказ 2-3 детей)

 Хозяйка: Теперь пусть работы подсохнут, чтобы вы их смогли забрать с собой, Ваня, посмотри, хорошие изделия получились? Видишь, сколько времени и труда необходимо для этого. В наши бабушки и прабабушки собирались в русской старину избе, как и мы сегодня с вами собрались, и длинными, осенними вечерами занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось сегодня на наших посиделках?

Анализ занятия. Дети рассказывают, что понравилось или не понравилось.  

Хозяйка: Вы мне сегодня понравились, были активными, составляли интересные рассказы, сделали прекрасные поделки. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я забыла. Они уже готовы, только чая нет.

Иван:       Да есть чай! Я вспомнил волшебное слово и попросил помочь самовар вскипеть, он уже готов.

(Дети моют руки и пьют чай с пирогами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Русская изба"

Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа.

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа....

Проект в старшей группе на тему: «Русская изба»

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской куль...

Методическая разработка. Конспект НОД для подготовительной группы на тему "Русская изба. Быт и уклад русской семьи". Составители: воспитатель ГБДОУ №62 Иванова Алла Владимировна, воспитатель ГБДОУ №62 Кодык Елена Александровна.

Конспект  НОД для подготовительной группы  на тему  «Русская изба. Быт и уклад русской семьи».Цели:1.Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельно...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ "РУССКАЯ ИЗБА"

Паспорт проект «Русская Изба»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: октябрь -апрель Участники проекта:Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный рук...

проект на тему " Русская изба"

описание что такое русская изба, как она строилась и т.д....