Проект "Берёза-символ России"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад пос.им.Карла Маркса»
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
В старшей группе № 6 «Теремок»
Воспитатель : Ярош З.Н.
2016-2017г
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
ТИП ПРОЕКТА информационный
По времени проведения краткосрочный ( месяц )
По числу участников групповой , дети старшей группы «Теремок» , воспитатель, родители
Актуальность проблемы: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе
Цель проекта: : содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа».
Репродукции картин И.Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».
Предполагаемый результат
Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз. Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща .
Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе, то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны ,будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Этапы проекта :
1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России
2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе
3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду )
4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ) Цель: Защита проекта, подведение итогов.
3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ | ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ. |
Игровая деятельность | Д/и «Найди о чем расскажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?», «Опиши мы отгадаем», «С какого дерева упал листок?» П/и «Кто быстрее до берёзы» |
Социально – нравственное воспитание | Беседа «Красота природы бесценна». Беседа "Береза - символ России" |
Речевое развитие | НОД «Люблю березку русскую» Отгадывание загадок о природе |
Познавательное развитие | Поиск информации в энциклопедиях, книгах, рассматривание картинок ,иллюстраций о берёзе Наблюдение за берёзой на прогулке.(целевая прогулка «Встреча с русской красавицей» |
Художественная литература | Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза» |
Изобразительная деятельность | Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина. Аппликация «Осенняя берёза». |
Физическое развитие | Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх. |
Работа с родителями | Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе» Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке» |
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему? | |
Дети обмениваются мнениями
| ||
Определение темы проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? | С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками. | |
Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. | Участие детей в совместной деятельности. | |
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ | Систематизация иллюстраций, репродукций картин. | Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома. |
Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям | Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий | |
Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д. | Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе. | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина. Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща». Проведение НОД «Люблю берёзку русскую» Заучивание стихотворений о берёзе. . | Участвуют в изобразительной деятельности
Участвуют в конкурсе рисунка
Дидактические игры. Учат стихотворение Разучивают песню Разучивают танец |
ОФОРМЛЕНИЕ | Выставка картин и репродукций о берёзе; Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща» | Участвую в подготовки выставки Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ |
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа:
Определена тема проекта.
Сформулирована цель и определены задачи.
Произведён подбор материалов по теме проекта.
Составлен план основного этапа проекта.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали:
Поиск информации в энциклопедиях,
книгах, рассматривание картинок ,иллюстраций о деревьях .
Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.
Беседа «Красота природы бесценна».
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево».
НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
Чтение стихотворения П. Воронько «Береза"»
Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза».
Работа с родителями :
Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе»
Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке»
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования, который длился 2 дня. Целевая прогулка к дереву берёзы . Составление портфолио проекта. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Список использованной литературы . Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.
2. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке»
Народные приметы
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха (Владимирская губерния)
Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится (Тобольская губерния)
Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся (Пермская губерния)
Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (Тобольская губерния)
Если листья на берёзе густы и темно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу (Владимирская губерния)
Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб
Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине - в средний, если ближе к корню - в последний сев.
Когда лопаются серёжки у берез — время сеять хлеб (чувашская)
Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились - хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились - нужно средне сеять; если внизу больше распустились - сеять позже
Если берёза расцветёт сверху, то ранний сев лучше, если в середине - средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов)
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Народные поговорки
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).
Итог: Что больше всего понравилось на занятии?(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...
- Мне нравится (1)