Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром
картотека по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. В этих играх у детей развивается не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.
Целью дидактических игр является развитие у детей слухового восприятия, внимания, памяти, ритмического чувства, умение использовать выразительность речи, т. е. правильно пользоваться речевым дыханием; менять, ритм, темп и силу голоса; изменять интонацию; применять выразительные средства мимики, жестов, а также умение изображать эмоциональное состояние мимическими средствами и понимать настроение собеседника.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость. Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление самостоятельности, не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка. Игра – это определенный процесс, в котором с предметами происходят действия, приближенные к реальной жизни. При помощи дидактической игры ребенка можно обучать определению цветов, изучению букв, цифр, запоминанию названия продуктов, животных и многому другому.
«Кто что любит» Цель : закреплять представления детей о животных – обитателях живого уголка и уходе за ними. Правила : Накормить животных, правильно подобрав корм. Ход игры : Воспитатель сообщает детям, что он идет в живой уголок, кормить его обитателей. В момент, когда весь корм уложен в небольшие контейнеры, воспитателя зовут к телефону. После телефонного разговора педагог сообщает детям, что забыл, в какой контейнер и для кого был положен корм. Воспитатель просит детей помочь накормить животных. Дети играют в живой уголок : открывают контейнеры (коробки с картинками – «кормом», определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в «живом уголке» игрушкой). Картинки подобраны следующим образом : морковь и свекла – для кролика, молоко – для ежа, просо и овес – для канарейки, корешки и трава – для черепахи. Если корм подобран не правильно, то животное отворачивается.
«Детки с какой ветки?» Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев. Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев. Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
«Найди такой же цветок» Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей. Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки. Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
«Кто как поет?» Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц. Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
«Угадай весенний цветок» Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление. Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов. Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
«Что в корзинку мы берем?» Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Дидактический материал : Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие .
«Вершки – корешки» Цель: Учить детей составлять целое из частей. Дидактический материал: два обруча, картинки овощей. Методика проведения: Вариант 1 . Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»
«Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Угадай, что в мешочке?» Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р. Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.
«Природа и человек» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Выбери нужное» Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Дидактический материал: Предметные картинки. Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
«Съедобное – несъедобное» Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
«Найди свой камешек» Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память. Дидактический материал: Коллекция камней. Методика проведения : Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
«Цветочный магазин» Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Дидактический материал : лепестки, цветные картинки. Методика проведения : Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Кто чем питается?» Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Дидактический материал : Мешочек. Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
«Полезное– неполезное» Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты. Дидактический материал : Карточки с изображением продуктов. Методика проведения : На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
«Кто где живёт» Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания. Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания». Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает, прыгает» Цель: Закреплять знания об объектах живой природы. Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных. Методика проведения: Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы. Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
«Береги природу» Цель: Закреплять знания об охране объектов природы. Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы. Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей на тему- "Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей и воспитателей...
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с природой.ЗАДАЧИ:Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям пон...
Мультимедийная дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Магазин инструментов для рисования»
Задачи: Учить детей группировать предметы по назначению, развивать любознательность. Содержание игры: Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих нужный предмет, называют...
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.
Дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей....
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром
Игры для дошкольников...
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»...
"Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста"
Материал содержит картотеку дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....