Детско-родительский проект в младшей группе «Осень –чудная пора»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Формирование познавательного интереса к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_chudnaya_pora_1.docx | 123.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Ардатовского муниципального района
Детско-родительский
проект в младшей группе
«Осень –чудная пора»
автор:
Ступникова Е.Л.
Ардатов 2016 год
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с 10.10-21.10.16г (краткосрочный)
ВИД ПРОЕКТА: познавательно-творческий.
ТИП ПРОЕКТА: игровой.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.
Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Цель : Формирование познавательного интереса к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов.
Задачи
• Познакомить детей с понятием «время года - осень» сезонными изменениями происходящими осенью,
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
• Активизировать словарь по лексическим темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»
• Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать наблюдения происходящие в природе
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
• Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
- Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
- Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с тематикой проекта.
2.Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Образовательная деятельность: «Клён» (аппликация), «Осенний листопад» (рисование), «Путешествие в осенний лес» (ознакомление с окружающим миром), «Овощи» (лепка).
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий, диафильмов, мультфильмов на тему «Золотая осень», презентаций: «Времена года», «Осень».
- Беседа «Берегите природу» (обратить внимание детей на то, что природа нуждается в нашей заботе и внимании. Вызвать у детей желание беречь природу, помогать сохранять ее. В процессе беседы активизировать и обогащать речь детей).
- Дидактическая игра «Соберём букет осенних листьев» (координация речи с движением, обогащение глагольного словаря, закрепление знаний детей о признаках осени)
- Строительная игра «Мы в осенний лес пойдем, домик лесника найдём» (развивать у детей умение работать коллективно. Учить выделять основные части конструкции, делать более сложные перекрытия, сооружать достаточно сложную конструкцию. Развивать у детей умение анализировать и обыгрывать постройку, украшать её осенними листьями. Активизировать и обогащать речь детей).
- Наблюдения в природе (продолжать формировать представления о втором периоде осени-золотая осень, дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди и т.п.).
- Целевые прогулки.
- Сюжетно-ролевые игры «На даче», «В огороде».
- Составление осеннего гербария.
- Разучивание стихов, песен об золотой осени.
- Праздник «Осень, осень в гости просим!»
Мероприятия по работе с родителями:
- Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров.
- Консультации для родителей на темы:
- «Осенние прогулки»
- «Что такое осень?»
- «Как одеть ребёнка осенью?»
- Привлечение родителей к участию в выставки «Щедрые дары осени!»
3.Заключительный этап:
- Подведение итога конкурса среди семей.
- Оформление фото выставки;
- Оформление выставки семейных поделок «Щедрые дары осени!»
- Музыкальное развлечение «Осень, осень в гости просим!»
Предполагаемый результат:
- Дети узнают и называют существенные признаки, и приметы золотой осени;
- Появился интерес к изучению окружающего мира, родной природе;
- начали положительно и бережно относится к природе, замечать красоту природы в разное время года.
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
- Векарс Н. Е. Векарс А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-96с.: цв. вкл.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности в детском саду. Система работы во 2-й младшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-144с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Млашая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-112с.: цв. вкл.
- Коробова М.А.,Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей: - М.:Просвещение,2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез,2010.
- Крашенинников Е.Е.,ХолодоваО. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы)/сост.: З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О.Б. Васильева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./Под ред. Н.Е.Веркасы, Т.С, Комаровой, М.А.Васильевой. - М.,Мозаика-Синтез 2015.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду: Младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-80с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-64с.
- Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках»: «Фрукты», «Овощи», «Деревья и листья».- М.:Мозхаика-Синтез,2014.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-Синтез,2006.
Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация)
Тема: «Клен» в младшей группе
Цель: закрепить знания детей о деревевьях (Клен).
Задачи: Учить детей соотносить цвет с его названием.
Развивать композиционные умения в расположении предметов в сюжетной аппликации. Продолжать учить понимать и анализировать стихотворение.
Оборудование:
Вырезанные из бумаги листья клёна (жёлтые, красные, зелёные, оранжевые).
Клей.
Кисточки для клея.
Тряпочки.
Клеёнка.
Половина ватмана, на котором нарисован клён без листьев.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети заходят в группу, пол группы усыпан кленовыми листочками. Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.
Основная часть.
Детям предлагается прослушать стихотворение Д.Розалиевой «Клён»:
Клён ветвями шевелит,
Листья осыпая.
Тучка по небу бежит,
Капельки роняя.
Воспитатель:
-Ребята, о чём говорится в стихотворении? Ответы детей. Правильно про клён.
-А какие листья у клена, на что они похожи? (ответы детей) Правильно, листья клёна похожи на звёздочки.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите как много вокруг нас кленовых листочков. Возьмите по одному листочку, который вам понравился. Дети выбирают листочки.
Воспитатель:
-Подбегите ко мне все, у кого жёлтые листья? Потом подбегают ребята, у которых красные, зелёные, оранжевые листья.
Практическая часть.
Воспитатель обращает внимание на ватман, на котором нарисован клён без листьев.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вернём клёну его листья.
Каждому ребёнку предлагается нанести клей на свой листик и наклеить его на ветку дерева. Дети приступают к работе.
Итог.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получился настоящий осенний клён!
Конспект занятия по художественному творчеству ( рисовании)
Тема: «Осенний листопад» в младшей группе
Цель: Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски.
Задачи:
Закрепить умение правильно держать кисть, набирая краску на ворс, промывать кисть.
Учить различать и называть цвета.
Развивать речь, мышление.
Оборудование:
Альбомный лист, на котором нарисовано дерево.
Гуашь.
Кисточки.
Баночки с водой.
Корзина.
Вырезанные из картона листья деревьев (жёлтые, зелёные, красные, оранжевые).
Ход занятия.
Организационный момент.
Занятие начинается с физкультминутки:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише, тише,
Деревцо всё выше, выше. (Движения по тексту стихотворения)
Основная часть.
Воспитатель:
-Ребята, что осенью сыплется с деревьев? (ответы детей) Правильно, осенью с деревьев осыпаются листья.
Давайте разбросаем по полу разноцветные листья. (Дети разбрасывают листья по полу) Затем воспитатель предлагает собрать сначала желтые, потом зеленые, красные и оранжевые листья.
Практическая часть.
Воспитатель:
-Ребята, вы видите какие разные могут быть осенние листья. Давайте попробуем нарисовать осыпающиеся листья. Дети приступают к работе. Воспитатель напоминает, что кисть нужно держать большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком близко к отточенному концу. Показывает, как нужно набирать краску.
Итог.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите какие красивые работы у нас получились. Все работы такие красочные и яркие. Детям предлагается организовать выставку творческих работ.
«Осенний листопад»
Конспект занятия по познанию( окружающий мир)
Тема: «Путешествие в осенний лес» в младшей группе
Цель: Расширять знания детей об осени, как времени года.
Задачи:
Расширять знания детей об осени, как времени года.
Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, дидактическая игра «С какого дерева листочек», разучивание дыхательной гимнастики «Сдуем листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», рассматривание иллюстраций по темам: «Дикие животные», «Деревья».
Оборудование и материалы:
Картина осеннего леса (березки, елочки, аудиозапись с голосами птиц, магнитофон)
гуашь,
тарелочки под краску,
стаканчики с водой,
листочки для рисования.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Ребята, нам Лесовичок прислал письмо, где приглашает нас на прогулку в осенний лес.
Основная часть.
«Путешествие в осенний лес»
-Ребята, я приглашаю вас в путешествие - в осенний лес (звучит аудиозапись голосов птиц)
Посмотрите, какая здесь красота! (показываю пейзаж осени)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года …
Дети: Осенью зовётся.
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
-Осень (ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались?
- Стало холодно, идут дожди (ответы детей)
Воспитатель: звучит аудиозапись дождь (под музыку пальчиковая гимнастика).
Ударила одна капелька, две, три, четыре, пять, пошел ливень, ударил гром, засверкала гроза, выглянуло солнышко и дождь прекратился (вначале одним пальцем стучат по столу, потом двумя тремя, потом кулачками стучат, когда гроза лопнули в ладоши, выглянуло солнышко и положили ручки на стол).
Воспитатель: Какой дождь вы услышали? (Ливень)
Воспитатель: Что происходит осенью в природе?
-Солнце светит и не греет, ветер более холодный, идут дожди, на дорогах грязь и лужи, листья желтеют, птицы улетают в тёплые края, листья желтеют на деревьях, насекомые прячутся, вянет трава на лугах (ответы детей)
Воспитатель: Какой ветер осенью?
Дети: Более холодный.
Дыхательная гимнастика «Ветер».
Поставили руку перед собой и подули на ладошку. (2 раза, дуть дать, чтобы воздух со рта был холодным)
Дидактическая игра «Разноцветные листочки»
Воспитатель: В лесу много разноцветных листьев. Какого они цвета? (Ответы детей)
Зелёные, красные, желтые листья разбросаны по всему лесу.
(Воспитатель предлагает собрать листья в корзинку желтые, красные и зелёные листья.)
- Молодцы ребята, сколько разноцветных листьев мы собрали.
Воспитатель:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
И. Плакида
Осень подарила нам праздник. Этот праздник танцующих на ветру листочков. Ребята, вот наш ветерок – проказник подул и ….
Дыхательная гимнастика: «Сдуем листочки»
Воспитатель:
- Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть.
Воспитатель: Посмотрите на картинки с изображением живой и неживой природы в разные времена года. Выберите те, на которых изображены приметы осени.
-Молодцы! Правильно выбрали.
Воспитатель: Посмотрите, что нам Осень в подарок принесла.
(Показываю корзину, в которой лежат краски)
Воспитатель:
- Что это? (краски)
-Правильно! Это краски осени. Давайте мы с вами сделаем яркий, осенний букет и подарим его Осени.
Практическая часть.
Рисование «Осенний букет»
(дети рисуют, обмакивают свои ладошки в краску и примакивают на лист бумаги)
-Посмотрите, какие красивые получились рисунки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, рассматривали осенние листочки, играли, слушали голоса птиц и рисовали красивые листочки Осени.
Итог:
-Вам понравилось наше путешествие?
-Где мы с вами побывали?
-Какие листочки рисовали?
-Какая осень?
Конспект НОД художественное творчество (лепка)
в младшей группе на тему
«Морковка для зайчика».
Цель: учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их; учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.
Приёмы лепки: раскатывание, отщипывание, соединение деталей.
Материал: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; натуральные овощи; игрушка- зайчик; корзиночка для зайчика; корзина.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».
Содержание непосредственно-образовательной деятельности.
На полу разложены несколько гимнастических ковриков-«грядок», на них лежат натуральные овощи. У воспитателя в руках корзина.
Подвижная игра «В огород мы пойдём»
В огород мы пойдём
Урожай соберём.
Мы картошки накопаем
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы качан капусты
Круглый, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения, помогают собирать овощи в корзину)
2. Рассматривание овощей.
Воспитатель достаёт из корзины поочерёдно каждый овощ, описывает его.
Воспитатель: Что это?
Дети: Картошка.
Воспитатель: Это картошка, она выросла на огороде. Она твёрдая, круглая и коричневая.
Воспитатель передаёт её поочерёдно каждому ребёнку, давая возможность потрогать, подержать в руках.
Воспитатель: А это что за овощ, оранжевый и с зелёным хвостиком?
Дети: Морковка.
Воспитатель: Отгадайте, о каком овоще загадка.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?
Дети: Репка.
Воспитатель: Правильно. Вот и репка.
Дети рассматривают репку. Воспитатель достаёт из корзины для рассматривания капусту, огурец и помидор.
Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит ?
Дети: Зайчонок (дети находят зайчика).
Воспитатель: Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся (дети гладят игрушку). Откуда же зайка прискакал?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Вам жалко зайчика?
Дети: Очень жалко.
Воспитатель: Что любит есть зайчонок?
Дети: Он любит морковку.
Воспитатель: Давайте угостим нашего зайку морковкой, которую мы вытащили на огороде (дети угощают зайчика морковкой). Зайчонку одной морковки мало. Давайте, ребята, вылепим ещё морковок и для его семьи, которые остались в лесу.
4. Порядок выполнения работы.
а) Показ воспитателем способа лепки моркови: раскатывает из кусочка пластилина оранжевого цвета колбаску ( длина 5-6 см, диаметр 2 см); затем отщипнуть от бруска пластилина зелёного цвета небольшой кусочек и делает колбаску ( длина 2-2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая её пальцем- это хвостик, придавливает его к морковке.
б) Самостоятельная лепка детьми морковки. Воспитатель помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.
5. Итог. Рассматривание готовых работ (им даётся только положительная оценка). Дети угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, но ему надо вернуться домой. Дети складывают свои морковки зайчику в корзинку, провожают его в лес.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого).
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем)
Дидактическое упражнение
«Большие и маленькие листочки»
Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.
Дыхательное упражнение
«Подуй на листок»
Вот подул ветер и листок улетел.
Динамическая пауза
«Листочки»
Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны)
Мы летели, мы летели (Бег)
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежали листочки все поднял. (Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели на землю снова сели. (Дети садятся на ковер)
Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает»
Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки - «срывают листочки».
Сенсорно-динамическая пауза
«Собери листочки по цвету»
У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза, какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза, какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.
Лепка барельефная
«Листики осенние»
На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.
Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»
Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).
Посади цветы на клумбу
В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу — три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.
Слушание музыки
Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.
Дидактическая игра
«Собери орешки для белочки»
Посмотрите, кто это? Это белка.
Запасает впрок орешки.
Для еды и для потешки.
Путь к дуплу скорлупкой мелкой.
Нам указывает белка.
Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!
Динамическая пауза «Дует, дует ветер»
Дует, дует ветер, дует, задувает. (Протяжный выдох)
Желтые листочки с дерева срывает. (Плавно опустить поднятые руки)
И летят листочки над лесной дорожкой. (Махи руками)
Падают листочки прямо нам под ножки. (Присесть)
Консультация для родителей
«Как одеть ребенка осенью?»
Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.
Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.
Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели, слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.
Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.
Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя, куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Ноутбук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу, что травмоопастны.
Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.
У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.
И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.
Консультация для родителей на тему «Что такое осень»
Цель:
- Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; признаки явлений;
- расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных;
- провести веселые прогулки малышей с родителями;
-составить чёткое представление о сезонных явлениях, с помощью совместных с родителями прогулок;
-воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
-передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.
Что такое осень?
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.
Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.
Наблюдение во дворе
Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.
Прогулка в парк
Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!
Отправляйтесь на прогулку в парк или лес – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.
Приметы осени
- Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.
- Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.
- Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.
- Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.
- Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.
- Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.
Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!
В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.
Беседа
Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?
Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот - желтый. А вот – красный».
Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.
Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.
Заготовка природного материала
Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы:
«На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).
Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!
Консультация для родителей на тему: «Осенние прогулки»
Жизнь растений и животных подчинена сезонным изменениям природы, которые зависят от значительных колебаний солнечного света и температуры. Все живое хорошо приспособлено к этим изменениям, а потому имеет разные необычные формы и проявления жизнедеятельности, которые, конечно, могут заинтересовать ребёнка, если взрослый обратит на них его внимание, даст небольшие пояснения.
Осенние прогулки позволяют наблюдать с ребёнком красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковёр на зелёной траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Ещё интереснее собирать и рассматривать листья: багряные — у клёна, калины и рябины, ярко-жёлтые — у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелёными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги или старого журнала и засушить, чтобы потом сделать гербарий или панно.
Во время прогулки взрослый может поиграть с ребёнком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников: «Я буду тебе показывать лист, говорить слова, а ты должен быстренько найти, с какого дерева или куста упал этот лист, подбежать к нему, сказать его название. Если ты сделаешь все правильно, получишь награду (жёлудь, шишку, носик клёна, кисточку рябины)». Взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три — под это дерево беги!» Или: «Раз, два, три — куст с такими листьями найди!»
Игра будет проходить веселей, если в ней примут участие 2—3 ребёнка.
Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они ещё летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребёнком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелём, снующими муравьями. Можно сказать ребёнку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает, и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребёнку поискать жуков, комаров, мух. Может ребёнок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают — прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в тёплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.
В осеннем лесу, если вы взяли ребёнка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребёнка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зелёных елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.
Следует привлечь внимание ребёнка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу в это время года. Рассмотрите вместе и красивое плетение на кустах и объясните: паук — хищник, он плетёт паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми он питается. На брюшке у паука железа, из которой он тянет тонкую нить: совьёт паутину и спрячется в щёлке, ждёт, когда она затрясётся (паук соединён с паутиной одной нитью). Это означает, что кто-то попался, можно выходить и расправляться с жертвой. В воздухе тоже летают многочисленные паутинки — это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с жёлудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем ёж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и жёлуди складывает в дупло. Белка найдёт свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.
Зайчик (Александр Блок)
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...
Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий в рамках проекта в старшей группе «Осень – чудная пора»
Данная статья раскрывает использование метода проектов и организацию детской деятельности в старшей группе в рамках проекта "Осень -чудная пора"....
Проект в средней группе "Осень чудная пора"
Проект в средней группе "Осень чудная пора"...
проект в младшей группе "осень-чудная пора"
часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время длянакопления пред...
Проект для средняя группа "Осень чудная пора!"
Краткосрочный проект для средней группы детского сада...
Краткосрочный проект в средней группе «Осень — чудная пора»
Проект в средней группе «Осень - чудная пора!»Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.Продолжительность – краткосрочный (октябрь, ...
Краткосрочный проект в средней группе «Осень — чудная пора»
Проект в средней группе «Осень - чудная пора!»Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.Продолжительность – краткосрочный (октябрь, ...
Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»
Проект в подготовительной группе «Осень - чудная пора»...