проект по экологии "Деревья наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бахолдина Алеся Николаевна

конспект занятия, различные формы работы по теме "Дерево, как экосистема"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii2.docx81.19 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочный экологический проект

«Деревья наши друзья»

в подготовительной группе

ПРОЕКТ СОСТАВЛЕН ВОСПИТАТЕЛЕМ БАХОЛДИНОЙ А.Н.

Сроки проекта:  15. 04.14-30.05.14

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта выбрана мной не случайно. Ведь деревья – один из факторов сохранения жизни  на нашей планете. Они приносят  людям пользу и радость. Даже отдельное дерево является целой экосистемой, не говоря уже о лесах, которые являются домом для множества видов животных. Проблема сохранения лесов остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому необходимо создать условия для общения ребенка с миром природы, воспитывать в нем понимание важности сохранения экологического равновесия на планете.

ЦЕЛЬ: 

исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; природоохранная деятельность.

 ЗАДАЧИ:

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева. Воспитывать представления о природе родного края.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

Дети должны  уметь  сравнивать деревья по внешним признакам;

Должны понимать пользу, приносимую деревьями;

Должны иметь представление о взаимодействии дерева с окружающим миром;

Должны иметь представление об использовании дерева человеком;

Должны понимать важность сохранения лесного покрова Земли.

УЧАСТНИКИ   ПРОЕКТА:

- воспитанники группы;

- родители;

-воспитатели.

Содержание этапов проекта.

Подготовительный этап.

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЗАДАЧИ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Изучение методической литературы.

Подбор необходимого материала.

1.04.2014 – 15.04.2014

Анкетирование детей, родителей по проблеме.

Выявить уровень знаний детей по данной теме.

15.04.2014 -25.04.2014

Постановка целей и задач для работы с детьми, родителями.

Основной этап.

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЗАДАЧИ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Наблюдения:

-«Какие деревья растут на нашем участке»?

-«Чем отличаются деревья»?

-«Наблюдение за ветками в вазе»

-«Для чего почки на дереве»?

- «что происходит с почками»?

-«Для чего дереву листья?»

-для чего дереву корни?

-«Наблюдение за ветками в вазе».

Рассмотреть деревья нашего участка, назвать их – вспомнить названия деревьев.

Закреплять строение дерева, учить различать деревья по форме ствола, кроны.

Следить за раскрытием почек.

Рассмотреть почки на дереве, отметить их внешний вид. Строение.

Отметить изменения, происшедшие с почками.

Расширять представления дошкольников о строении дерева и назначении его частей, формировать представление о дереве, как о живом организме

Наблюдать за раскрытием почек.

3-я неделя апреля

3-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

4-я неделя апреля

4-я неделя апреля

-«Рассмотреть осину, как она цветет».

-«Наблюдение за цветением березы, рябины».

- «строение, цвет ствола  березы, рябины.»

-«наблюдение за тополем».

-«сравнение ствола тополя и березы».

-«Рассмотреть клен. Его цветы».

-Наблюдение за дубом.

- наблюдение за ветками в вазе.

Учить различать деревья по внешним признакам. Дать представление о размножении деревьев.

Познакомить с семенами березы, рябины. Их назначением.

Учить отличать березу, рябину  по форме ствола, ветвей.

Отметить характерные признаки тополя: клейкость почек, запах.

Выделить характерные признаки тополя, учить различать деревья по строению веток. Ствола. Его окраске.

Знакомить со строением клена.

Объяснить назначение цветов на деревьях, важность их сохранения.

Знакомить со строением дуба. Закреплять значение цветов на деревьях.

Наблюдение за образованием корней. Знакомить со способами размножения деревьев. Знакомство с понятием «саженцы».

1-я неделя мая

-Рассмотреть семена ели, иглы.

-Рассматривание сосны. Сравнение с елью.

-«какие птицы прилетают на деревья?»

-«Какие насекомые живут на деревьях»?

-Наблюдения за почками на деревьях.

Знакомить со строением ели. Особенностями строения листьев. Семян.

Сравнить строение сосны и ели. Ветви,  иглы. Семена.

Дать представление о взаимодействии дерева и птиц. Есть ли на деревьях гнезда? Чьи?

Дать представление о взаимодействии насекомых и деревьев.

Отметить изменения, произошедшие с почками. Как они видоизменились? Что для почек хорошо, а что нет?

2-я неделя мая.

-«Что под деревом растет»?

-«Кто под деревом живет»?

-«Кто на дереве живет»?

-«Что на дереве растет»?

-Наблюдение за плодовыми деревьями.

-Наблюдение за елью и сосной

Какие растения живут под деревьями. Для чего они нужны?

Какие насекомые. Звери находят убежища в корнях деревьев.

Какие насекомые и звери живут в кроне деревьев, какую пользу или вред они приносят дереву?

 Какие растения живут на деревьях. Чем они полезны?

Рассмотреть цветы плодовых деревьев. Познакомить  с понятием «медоносы», определить зависимость между цветами и плодами, цветами и насекомыми.

Какие птицы, насекомые, звери живут на этих деревьях. Какую пользу приносят дереву. Или вред.

3-я неделя мая

-Наблюдение за изменением цветения березы, осины, дуба, клена.

-Какие птицы живут на деревьях.

-«Наблюдение за цветением тополя».

-«Наблюдение за цветением липы».

-Рассматривание листьев клена. Березы, дуба, осины, тополя, рябины.

-«наблюдения за плодовыми деревьями».

Закреплять  понятия о семенах и плодах деревьев. Их предназначении.

Закреплять представление о деревьях. Как доме для многих животных.

Рассмотреть тополиный пух. На что он похож. Его предназначение.

Рассмотреть цветки липы. Закрепить  понятие «медоносы».

Учить отличать деревья по форме листьев.

Закреплять понятие об образовании плодов, их появлении.

4-я неделя мая

Беседы:

-Как дерево питается?

-Дышит ли дерево?

- Кто на дереве живет?

- Кому дерево в лесу помогает?

- Кто вредит деревьям, а кто помогает.

- Сколько лет дереву?

-из чего сделаны книжки?

- как дерево служит человеку?

- что было бы, Если бы не стало деревьев?

- как сохранить деревья?

Познакомить детей  с корневой системой дерева и ее функцией.

Дать представление о роли деревьев в образовании кислорода.

Сформировать понятие о дереве, как о доме для птиц, насекомых.

Раскрыть значение дерева в жизни лесных обитателей. Познакомить с понятием «этажи леса».

Раскрыть роль птиц, зверей  и насекомых в жизни дерева, об их взаимосвязи.

Учить определять возраст дерева.

Познакомить детей с производством бумаги, обратить внимание на бережное отношение к книгам. Тетрадям и т.д. Объяснить, почему.

Формировать представление об использовании дерева человеком, о важной роли дерева в жизни человека.

Продолжать формировать представление о важном значении деревьев в природе и жизни человека.

Знакомить детей с природоохранной деятельностью, правилами поведения в лесу.

3-я неделя апреля.

3-я неделя апреля

1-я неделя мая.

1-я неделя мая.

2-я неделя мая.

2-я неделя мая.

3-я неделя мая.

3-я неделя мая.

4-я неделя мая.

4-я неделя мая.

Дидактические игры

  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
  7. «Найди пару». Цель: найти одинаковые листья на картинке. И назвать, какому дереву они принадлежат.

2-3 раза в неделю.

Слушание музыки

-Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... »

 -Е. Кочеткова «Дерево»;

-песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

1-я неделя мая

2-я неделя мая

3-я неделя мая

Потешки, пословицы, загадки.

Воспитывать интерес к родной природе через малые жанры УНТ.

См. приложение.

Чтение художественной литературы

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
  5. «Черемуха». С. Есенин. Цель: воспитывать умение видеть красоту природы.
  6. «Березка». П. Воронько;
  7. «Почему плачет синичка?»  «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский.
  8. «Дедушка и яблонька» Я. Райнис.
  9. «Елкино платье» Э. Шим.
  10. «Разговор деревьев» М. Пришвин.

1-я неделя мая

2-я неделя мая

3-я неделя мая

4-я неделя мая

Сбор листьев для гербария

Учить различать деревья по форме листьев, окраске ствола, форме кроны.

4-я неделя мая.

Работа с родителями:

-анкета  для родителей.

-человек и природа

-экологическое воспитание детей в семье.

- Роль природы в нравственном воспитании детей.

- Человек и природа.

 Приобщать родителей к экологическому воспитанию дошкольников.  

Выявить уровень экологической культуры в семьях.

 Дать представление о роли природы в развитии ребенка.

Формировать гуманное, бережное отношение к природе.

Дать представление о влиянии природы на формирование нравственных качеств личности.

Формировать осознание важности сохранения природных ресурсов.

4-я неделя апреля.

1-я неделя мая.

2-я неделя мая.

3-я неделя мая.

4-я неделя мая.

Заключительный этап.

ФОРМЫ РАБОТЫ

     ЗАДАЧИ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Создание экологического альбома «деревья нашего участка»

Систематизировать знания детей о строении дерева, его функциях. Видах деревьев.

4-я неделя мая.

Итоговое занятие: «ДЕРЕВЬЯ НАШИ ДРУЗЬЯ»

Обобщить и закрепить представления детей о дереве, как об экосистеме, значение дерева в природе и жизни человека.

4-я неделя мая.

См. методическую разработку.

Посадка саженцев на участке.

Воспитывать желание сохранять и преумножать

4-я неделя мая.

Выставка детских работ на тему: «деревья – наши друзья».

Воспитывать умение видеть красоту природы, бережное отношение к ней.

4-я неделя мая.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Дополнительный материал к занятию «Рябина»

Рябина - род листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Ботаническое название рябины - Sorbus aucuparia, родовое название происходит от кельтского слова «sor», что значит «терпкий», а видовое — от латинского «aucupari», переводящегося «ловить птиц». Похоже, что название произошло от лакомящихся плодами рябины птиц. В мире насчитывается более 100 видов рябины (по некоторым подсчетам почти до двухсот), при этом около трети видов произрастает на территории стран бывшего СССР. Рябина широко распространена не только в России, Украине и Белоруссии, но и по всей Европе и Азии, а также в странах Северной Америки.

Легенда о рябине

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

Народные приметы, связанные с рябиной:

Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет рясно — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Загадки о рябине:

Платье потерялось, а пуговки остались.

***

Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.

***

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

***

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

***

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.

***

В сенокос – горька, 
А в мороз – сладка, 
Что за ягодка?

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет.

Многие народы почитали это дерево, украшали им свои храмы, городские улицы и площади. Не удивительно, что о липе находится так много упоминаний в литературных произведений - от античных времен (а об этом дереве упоминают Вергилий, Плиний и Овидий) до наших дней.

Загадки о липе

Ароматное цветенье.
И весною день рожденье.
И поет как будто скрипка –
Шелестит так нежно...
(Липка)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа)

Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - ...
(Липа)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают -
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)

Стихи о липе

Липка

(Самуил Маршак, Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня.

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
Ты люби меня.

А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий
Не забудь меня!

*** (Афанасий Фет)

Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал...

Липа

(Ирина Козленко)

Посмотрите дети -
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!

Пословицы, поговорки о липе

А орехи-то, оказывается, на липе растут.

Есть свято, с липы снято; по краешкам ремешки, а в середке сито.

На липе сижу, сквозь клены гляжу, а березой трясу.

Рассказ о липе

Запах лета

(Юрий Дмитриев)

Лето удивительно богато запахами. Пахнет цветами и травами. Разогретый воздух настоян на смолистой хвое. Кое-где начали косить, и запах свежескошенной травы, молодого сена разносится далеко вокруг. И вдруг ветер приносит еще один запах. И все другие как бы немного отступают, меркнут перед ним, сильным и самым незабываемым запахом лета. Это зацвели липы.
С самого раннего утра до позднего вечера летает вокруг липы множество насекомых, особенно пчел: это дерево – лучший медонос. И, будто зная, что липовый мед вкусен и полезен, пчелы работают «не покладая рук» – даже иногда ночью трудятся, чтобы собрать побольше ароматного нектара.
Липы высаживают в парках и на улицах городов. И теперь не только в лесу, но и городе можно почувствовать чудесный аромат – самый прекрасный запах лета.

Дополнительный материал (стихи и загадки) к занятию по ознакомлению с природой «Дуб»

Загадки про дуб:

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(Дуб)

Стоит над кручей богатырь могучий:
Голова - до тучи, плечи пораздвинул,
Руки пораскинул, пальцы узловаты,
Силы непочаты...
(Дуб)

Малые детки
Сидят на ветке,
А подрастут -
На землю спрыгнут.
(Дуб)

На сучке есть палочка,
А на ней черпалочка;
В той черпалке коробок,
В нем лежит живой дубок.
(Дуб)

Корона - кудрявая,
Сучья - корявые,
А плод - полированный,
Как из меди кованный.
(Дуб)

Он не балует детей,
Одевает без затей:
Все в его семейке,
Носят тюбетейки.
(Дуб)

Пословицы и поговорки про дуб:

Не срубишь дуба, не отдув губы.

В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

Дуба плоды только свиньям годны.

Дуб стар, да корень свеж.

Велик дуб, а от малого топора падает.

Буря дуб свалит, а тростник устоит.

Дуб свой рост не спеша набирает.

Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Стихи про дуб:

«Дуб»

В. Товарков

Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым
И до земли порой сгибался,
Столетия прошли над ним,
И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил
И не роптал в минуты зноя.
Когда же не хватило сил,
Не дрогнул он и умер стоя!

«Жёлудь»

Сергей Козлов

Качался жёлyдь-мyжичок
На ветке дyба.
Надвинyв шапкy на глаза
Скрипел, качался.
Сидела на плечах листва,
Как лисья шyба.
В ней грелся рыжий мyжичок -
И вдрyг сорвался.

Упал он в мятyю травy -
И yдивился.
Упал он в пыльнyю травy -
И рассмеялся.
И yдивился потомy,
Что не разбился.
И рассмеялся потомy,
Что жив остался.

Странички истории:

Интересные факты о тополе

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

Родовое название происходит от лат. populus — народ, так как тополь высаживался вокруг площадей и других мест народных собраний.

Легенды о тополе:

Одна из легенд рассказывает о том, что жил на свете благородный и смелый рыцарь. Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. А дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке на острове посреди озера. Мечтала она о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней не на день, два, неделю, а на всю жизнь. Но, увы! Снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далёкие страны, где ждали его новые сражения. Ни разу в своей жизни не потерпел рыцарь поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Всё, что успел он, - произнести имя возлюбленной феи своей. И тотчас она оказалась рядом с ним, но спасти любимого было не в её силах, тогда и превратила она его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Теперь никуда он не мог уйти от своей возлюбленной, вот только вместо слов любви тихо шелестел под её окном ветвями.

«Тополь, гранат и кипарис»

На морском побережье в четырнадцати верстах от Алушты жил честный рыбак с добродетельною женою. Это были чрезвычайно кроткие и хорошие люди. Их ветхая хижина всегда был открыта для путников, которые находили в ней приют и ночлег. А бедные вдовы и дети-сироты получали здесь не только пищу, но и слова ласки и утешения.
Что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй шла слава худая — о детях этих честных людей, о трех дочерях родных.
Старшую дочь звали Тополиной. На вид она была безобразной, маленького роста, неуклюжая. А по характеру — злая-презлая. Чтобы досадить соседям, она взбиралась на крыши, подслушивала чужие тайны, а потом разглашала их по всему побережью. Но всего ужасней было в ней то. что она день и ночь проклинала своих родителей за свое уродство, за свой крошечный роет.
Вторая дочь. Граната, помешалась на розовом цвете. Она упрекала отца и мать за то, что она не красавица и что у нес не розовые щечки. Вот если бы она была розовой, как цветок, все прохожие останавливались бы и смотрели на нее с восхищением.
Что касается младшей, Кипарисы, то она была красивая и обладала веселым нравом. Но под влиянием старших сестер тоже насмехалась над отцом и матерью. Мол, родили ее на свет божий не днем, а ночью, оттого она такая резвая и смешливая.
Тяжело было родителям слышать упреки детей своих.Но что поделаешь? Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили проделки своих дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать неприятностей, часто уходили в горы. Там они жили по нескольку дней.
Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери. Разозленные каким-то уличным происшествием, они с кулаками набросились на отца и мать и начали избивать их. — О небо, — взмолились родители. — Есть ли силы, которые смогли бы защитить нас от наших же детей!
Не успели они произнести эти слова, как неизвестно откуда раздался голос:
— Тополина! Ты клянешь своих родителей за то, что родилась карлицей. Так стань же высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и плодов. Ни одна птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда...
— Граната! Твое желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовыми цветами, и все будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не будут иметь запаха. Плоды твои, ярко-красные в середине, не насытят никого и не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать...
— Кипариса! Тебя постигнет участь твоих сестер. Ты сетовала на свой веселый нрав — ты станешь растением красивым и печальным...
Перепутанные насмерть девушки бросились из хижины. За ними выбежали родители. Но детей своих они уже не увидели: во дворе стояли три дотоле неизвестных дерева. Одно взметнуло ввысь свои ветви, словно хотело стать сше выше, другое было усыпано розовыми цветами, а третье застыло в грустном молчании.
И назвали люди эти деревья именами трех дочерей — тополь, гранат и кипарис.

Рисование с элементами аппликации

На листе бумаги (тонированном голубым цветом) дети рисуют тополь. После высыхания краски на ветви наклеивается «тополиный пух» из ваты.

Дополнительная литература:

Hа могучем тополе...

На могучем тополе
Дружно почки лопнули,
А из каждой почки
Вылезли листочки.
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Отряхнулись,
Улыбнулись,
И сказали:
«Мы проснулись!»
(Саша Черный)

«Тополь»

Был когда-то
Тополёк
С ноготок.
Стал тянуться вверх
Росток.
Ночью вырос
На вершок.
Вечером подрос
Немного
И увидел вдруг -
Дорога.

Ох, какая непоседа
Эта самая
Дорога.
Ходит-ходит
Без обеда
И туда,
И сюда -
Неизвестно куда.

Не стоит
И тополёк.
Тянет ветки
Выше,
Выше,
Чтоб увидеть,
Как под крышей
Ловит капли
Желобок.

Барабанит
Дождь кругом...
Тополь
Ростом стал
Как дом.
Раньше видел
Только двор,
А теперь -
Такой простор!

Вырастает
Тополь, - выше!
Видит крыши,
Снова крыши.
Ох, как много
Ребятишек! Встал на цыпочки
Чуть-чуть,
Чтоб на школьный двор
Взглянуть.
Шёпотом позвал
Мальчишек -
Может, кто-нибудь
Услышит.
И опять растёт,
Растёт -
Веткой небо
Достаёт.

Вдруг увидел
За домами
Поле
С жёлтыми
Цветами.
Очень тополь
Удивлён -
Видит мир
Со всех сторон.
От большого
Удивленья
Покачнулся
Вместе с тенью.
Раньше думал,
Что земля –
Только двор,
Дома и дети.
Оказалось -
Есть поля,
Есть холмы
На белом свете.

Тёплый вечер
Над деревней
Зажигает
Лунный свет,
Возле тополя
Деревья
Собирают
Свой совет.

Замолкают
Вишни, груши...
Всем деревьям
Перед сном
Очень хочется
Послушать,
Что там видно
За селом.

И рассказывает
Тополь
Про загадочные
Тропы,
Про колодец
Очень древний...

Тихо думают
Деревья:
«Хорошо быть
Тополями,
Видеть небо
За полями».

(Вангели Спиридон)

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про грушу

Славяне издревле считали грушу деревом особым: согласно некоторым легендам люди поклонялись Богу не в церкви, а под грушей. У сербов ходила поговорка о груше - «Грушенька моя церковка». У болгар это дерево почиталось как хранитель полей. На территории Белорусии ходил запрет рубить грушевые деревья, объяснялось это тем, что на ней отдыхает Богородица, когда сходит на землю.

Но славянский фольклор многогранен и, зачастую, протеворечив: некоторые народности считали грушу местом обитания разной нечистой силы, под ней не рекомендовалось спать и сидеть, располагаться на привал и пр. Многие опасались стоять под этим деревом во время грозы. Ходили слухи, что под грушами обитают ужи, высасывающие молоко у коров. Искателей кладов привлекала груша - в старину многие недобрые люди зарывали под Грушей или сажали Грушу на месте уже закопанного клада. При этом сухая Груша считалась местом обитания черта, поэтому религиозные крестьяне старые деревья почти не рубили, боясь понести убыток в хозяйстве от побеспокоенной нечисти.

Но, как бы там не было, все мы очень любим замечательные плоды этого дерева - сладкие, ароматные и очень полезные.

Загадки про грушу

Что за фрукт на вкус хорош 
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(Груша)

В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, 
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
(Груша)

Все о ней боксеры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...
(Груша)

Счетная загадка про груши
Если Грушам дать по груше, 
То одна в избытке груша,
Если дать по паре груш, 
То не хватит пары груш.
Сколько Груш и сколько груш?

Пословицы и поговорки про грушу

Одна гнилая груша сто груш сгноит.
Был муж, да объелся груш.
Любит - как душу, а трясет - как грушу.

Стихотворения про грушу

***

Называют меня грушей. 
Я скажу, а ты послушай: 
Полюбите меня, дети! 
Я полезней всех на свете.

Груша

Анна Судьина

– Сколько лет тебе, груша?

– Лучше песню послушай,
Что скворец распевает
Подруге своей.

– В твоей радостной сени,
Помнишь, ночью весенней
Пел нам с милой моей
О любви соловей!

Сколько зим тебе, груша?

– Лучше пчёл ты послушай,
Что усердно гудят
На цветах меж ветвей

– Я состарился, груша.
Здесь когда-то я слушал
Песни милые, нежные
Мамы моей.
 
- Сколько вёсен ты, груша,
Цветом грела мне душу!
Осень каждую мне
Расставаться больней.
 
- Столько лет тебя слушал,
Моя старая груша!
Затихают ветра
В пышной кроне твоей.

Сколько лет тебе, груша?

***

Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
«Съешь меня, Ванюша».

Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.

А малинка так мала:
Только в рот ее взяла,
Тут же все растаяли
Маленькие шарики.

Слива лиловая,
Наша – садовая,
Вкусная, нежная,
Очень полезная.
А еще из сливы спелой
Мы повидло можем сделать!

Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.

Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.

Дыня, дыня – герцогиня,
Не растет у нас тут дыня.
К нам эта подруга
Приезжает с юга.

Ананас, ананас,
Скажем прямо, без прикрас –
Фрукт ты заграничный,
Но на вкус отличный.

Виноград, виноград,
Много ягодок подряд
Выросло на ветке -
Объеденье, детки!

Абрикос, абрикос,
Сколько ж ты на юге рос?
А до нас добрался -
В ротик к нам попался.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о сосне

Интересные факты о соснах

В Калининградской области (район Куршской косы) есть необычное место, которое месные жители называют «Пьяный» или «Танцующий» лес. 
Это лесопосадка 80-х годов, где на одном квадратном километре растут удивительные деревья - их стволы изогнуты, скручены или извиваются петлями. Причина этого явления неизвестна, но есть еще насколько похожих мест на нашей планете, например датский «Лес Троллей». 

Молния очень часто бьет в ель и сосну (а также в дуб), хотя при этом почти не трогает некоторые другие деревья: тополь, вяз или орешник.

Изображение сосны является любимым и традиционным сюжетом художников в произведениях японской, а также и китайской живописи.

Сосна является символом американского штата Монтана.

По древнему ненецкому поверью сосны с определенным (шарообразным) расположением веток нельзя бить палкой - считается, что там обитает дух ветра, который может унести того, кто рискнет его побеспокоить в «никуда».

Загадки о сосне

Что же это за девица:
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
Но в иголках круглый год.
(Сосна или ель) 

У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. 
(Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Сосна) 

Пословицы и поговорки о сосне

Сосна кормит, а липа обувает.
Всяка сосна лишь своему бору шумит.
Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Ель не сосна, шумит неспроста.
С бору, да с каждой сосенки.
Сосна там красна, где росла.

Легенда о сосне

На латыни название сосны «Pinus». Сосны часто растут на скалистых обрывах или крутых склонах гор, поэтому есть предположение, что корни этого названия таятся в кельтском «pin», что значит скала. Помимо этого, существует старая греческая легенда, объясняющая это название.

Нимфа утренней зари белокурая Питис (в некоторых вариантах Питида или Пития) очень сильно полюбила веселого и озорного бога Пана, сына Гермеса и дочери Дриопа, который считался богом-проводником, покровителем рыбаков и охотников. 
Но ревность другого бога, Борея, повелителя холодного северного ветра оказалось сильнее, и он превратил нимфу в сосну, высокое вечнозеленое дерево, которое и получило название Pinus. Известны изображения бога Пана с сосновым венком на голове.

Стихи о сосне

Сосна

Ираида Мордовина

Могучих сосен статный ряд,
Шеренги стройные стоят.
Макушки смотрят в небеса –
Природы дивная краса.

Сосновый бор в ветра скрипит,
Как будто на людей ворчит
За то, что лес не берегут,
Жизнь непутёвую ведут.

На протяжении веков
Путь человека бестолков.
Живём мы с вами одним днём,
Не беспокоясь, что потом.

Меняют место полюса,
Сместилась юга полоса.
На Севере Луна полней,
А на Востоке – всё скромней.

Погода вольностей полна,
Непредсказуема она.
Нам хочется всегда тепла,
Ведь «долька» лета так мала.

Давайте Землю миром всем любить!
Беречь и постараться не губить!
Для новых поколений сохранить!

***

Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про клён

Интересные факты о клёне

Клёны - замечательные медоносы, они очень важны для выживания пчёл, особенно весной, их зачастую высаживают возле пасек. С одного гектара посадки Клёна остролистного, пчёлы (при благоприятных погодных условиях) могут собрать за сезон до 200 кг меда. (Для сравнения: с гeктapa цветущей яблони пчелы вырабатывают около 20 кг меда, а с гектара хлопчатника - 100-300 кг. Даже такой медонос как подсолнечник дает ненамного больше - 300—500 кг меда с одного гектара посадки).

Есть виды клёна, которые даже не очень похожи на дерево. Например, Клён татарский (или Acer tataricum) в природе растет в виде крупного кустарника, с черной корой.

Некоторые виды клёна были распространены в Гренландии и на Шпицбергене, такой вид какAcer ambiguum найден там в отложениях олигоценового периода.

На государственном флаге Канады изображен лист сахарного клёна.

Название клена происходит от латинского «acer» - острый (листья с острыми лопастями).

Мы привыкли считать клёны листопадными растениями, хотя в тропическом и субтропических поясах растут вечнозелёные виды клёна. Увы, но выращивать их у нас в открытом грунте невозможно.

Загадки про клён

Сучки рогатые, 
Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, 
С длинной ножкой. 
(Клён) 

Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получится другой.
(Клён)

Не гусак, а лапчатый;
Не кулик, а крапчатый.
(Лист клёна) 

Каждый год на нем с охотой 
Вырастают вертолеты. 
Жаль, что каждый вертолет 
На всего один полет.
(Клён и его плоды) 

Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ... 
(Клён) 

Пословицы и поговорки про клён

Клен да ясень - плюнь да наземь.
Без ветра и кленовый лист не шелохнется.
Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Приметы про клён

Если клен «заплакал» - верный признак, что через несколько часов будет дождь.
Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.
Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления. 
Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое. 

Легенда про клён

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила 
его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие 
музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним 
на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки 
скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру 
о вине его матери.

Стихи про клён

Клён ты мой опавший

Сергей Есенин

Клён ты мой опавший, 
клён заледенелый!
Что стоишь склонившись 
под метелью белой?

Или что увидел? 
Или что услышал?
Словно за деревню 
погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, 
выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, 
приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче 
чтой-то стал не стойкий,
Не дойду до дома 
с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, 
там сосну приметил,
Распевал им песни 
про метель о лете.

Сам себе казался 
я таким же клёном,
Только не опавшим, 
а вовсю зелёным.

И утратив скромность, 
одуревши в доску,
Как жену чужую, 
обнимал берёзку.

Клён

Старый клен стоит один,
Весь во мху затшалом.
На опушке у руин,
И скрипит устало.

Вспоминая те года,
Когда ветер буйно.
Шелестел листвой сполна,
На ветвях разгульно.

Дети прятались за ним,
За стволом могучим.
Не был он тогда таким,
Старым и скрипучим.

А когда весенний гром,
Дождь сорвет поспешно.
Все влюбленные под ним,
Целовались нежно.

Старый барин приходил,
И к стволу прижавшись.
Как с родним с ним говорил,
Слезы пряча, вжавшись.

Но минули годы те,
Тайны клен не выдал,
Все стоит один во мгле
Гордый и открытый...

Загадки, пословицы, поговорки и легенды про грецкий орех

Грецкий орех - это замечательное дерево: высотой почти до 30 метров, с мощным стволом и раскидистой кроной. Листья у ореха крупные и довольно плотные. Цветки же грецкого ореха мелкие и довольно невзрачные. В старину многие считали, что грецкий орех вообще не цветет. На этот счет в Азии ходила такая поговорка: "Умрет тот, кто увидит цветок ореха". Дерево замечательно тем, что человек использует почти все его части - древесина его очень красива и ценна, она идет на изготовление дорогой мебели, орехи очень вкусны и полезны, а листья используют для приготовления целебных снадобий и лекарств - народная медицина до сих пор использует отвары из листьев грецкого ореха для лечения многих заболеваний.

У многих народов это дерево считалось священным, а на Руси грецкий орех возделывали в монастырских садах еще около 9-ти веков тому назад, в Выдубецком и Межегорском монастырях. Похоже на то, что вместе с православной верой греки-проповедники принесли с собой и это замечательное растение, что отчасти и определило его современное русское название.

Правда, церковнослужители далеко не всегда с благосклонностью относились к грецкому ореху. Однако, тот факт, что под сенью дерева растительность отсутствует долгое время смущал церковнослужителей - не очень грамотные проповедники объясняли это тем, что якобы в грецком орехе гнездятся какие-то злые духи, вредящие как людям, так и растениям. 
На самом же деле в листьях грецкого ореха образуется особое вещество юглон, которое весьма токсично для многих других растений: оно угнетает рост пасленовых - томатов, картофеля, а также, например, люцерны. Дожди вымывают это вещество из листьев и оно попадает в почву, отравляя и угнетая растительность вокруг дерева.

Конечно, о таком полезном и красивом дереве сложено немало загадок, пословиц и легенд. Правда большая часть из них посвящена плодам грецкого ореха (а вернее - косточкам).

Загадки про орех

Рос на ветке сундучок.
Солнцу подставлял бочок.
Сундучок-то не простой,
Сундучочек костяной.
(Орех)

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.
(Орех)

Мальчик-крошка в костяной одёжке.
Он растет на ветке, около дорожки.
Как задует ветер или дождик хлынет 
Шапочку зеленую до ушей надвинет.
(Орех)

На кусте родился; 
Как под куст скатился 
На зубах очутился. 
(Орех)

Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок.
(Орех)

Прижалось тесно
К брату брат,
В зелёных гнёздышках сидят,
Гнёздышки искусные,
А братишки вкусные.
(Орех)

Стоит высоко,
Висит далеко,
Кругом гладко,
В середине сладко. 
(Орех)

Пословицы и поговорки про орех

Грех - с орех, ядро - с ведро.
Печаль в сердце что червь в орехе.
Коль не разгрызешь ореха, так и ядра не съешь.
Урожай - не орехи, два года подряд не бывает.
Ест орехи, да на зипуне прорехи.
Орехи - девичьи потехи.
У одних - даже вата шуршит, у других - и орехи не трещат.
Орех разгрысть - небольшая корысть.

Легенда про грецкий орех

Дочь греческого царя Кария была возлюбленной бога Диониса, 
но случилось несчастье и девушка умерла. Тогда Дионис превратил 
ее в ореховое дерево, а Артемида принесла печальную весть Карию 
и повелела построить храм в свою честь. Колонны храма сделали 
из деревьев в форме молодой женщины и назвали кариатидами, 
то есть нимфами грецкого ореха.

Еще одна легенда про грецкий орех

В Кариях (а слово «карие» означало у древних греков «орешник»), молодые девушки водили хороводы в честь Артемиды, которой было посвящено это растение. Однажды участкицы хоровода, испугавшись налетевшей внезапно грозы, бросились под защиту священного дерева и тут же превратились в орехи, висящие на его ветвях.

Стихотворение про орех

Всё на всех

Агния Барто

Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!

Девочки и мальчики
Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости.

Вот для дочки
Танечки
В узелочке
Прянички.
А вот это пироги,
Для себя их береги.

Вот для сына
Петеньки
Леденцы
В пакетике.
Это Пете моему,
Это больше никому!

И с пакетами в руках
Уплетают в уголках
Друг от друга
По секрету
Кто пирог,
А кто конфету.

Ходит Витя
Мимо всех:
«Хоть бы мне
Один орех!

Не дождался
Я отца.
Остался я
Без леденца».

Вдруг ребята
Встали с мест:
- Мы едим,
А он не ест?

Товарищи
Родители!
Хотите,
Не хотите ли,
Но кладите
Всё на стол
И делите
Всё на сто!

Что мы сели
По углам?
Всё поделим
Пополам...

Разделите
Всё на всех:
Вам орех...
Нам орех...
Всё у всех,
Ребята, есть?
Начинайте
Есть!

Загадки, пословицы, поговорки и легенды про виноград

Виноград - это одна из древнейших культур, возделываемых человеком, кладезь витаминов и минералов, плоды винограда полезны и очень вкусны. В большинстве южных регионов к винограду относятся очень трепетно, выделяя под посадку южные, более теплые и прогреваемые солнцем склоны.

Загадки про виноград

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила...
(Виноград)

Близнецы на тонкой ветке 
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий...
(Виноград)

Пословицы и поговорки про виноград

Зелен виноград не вкусен, а млад человек не искусен.
Виноград без дождя не родится.
От любви к винограду и плетень поцелуешь.
Не жди винограда от терновника.
Кто шипы сеет, тот винограда не соберет.
Красен сад оградой, а лоза - виноградом.
Не дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский.
Хорош виноград, но зелен.

Легенда про виноград

«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».

Рассказ о винограде «Удивительные кусты винограда»

Фрагмент из книги «Сказочный справочник здоровья»

Долго путешествовал юноша. Много собрал разных семян и саженцев, но на обратном пути его судно попало в шторм и разбилось. Очнулся юноша на берегу у подножия холма. Огляделся по сторонам и ахнул от изумления. По склонам холма змеились лианы, покрытые крупными красивыми листьями. Из-под них свисали грозди продолговатых с прозрачной зеленой кожицей ягод, и ветерок разносил их сладкий аромат.

«Чудо! — радостно подумал юноша. — Столько ягод на такой щебенистой земле»! Юноша сорвал сочную ягоду. Ее кожица лопнула, и по пальцам потек сладкий медовый сок. Вдруг он услышал чьи-то шаги. Пожилой человек большими ножницами срезал с кустов тяжелые грозди, аккуратно укладывая их в корзину.
 
— Здравствуйте, — робко поздоровался юноша. — Извините, что проник в ваш сад без разрешения. Я странствую по свету в поисках диковинных растений. Все мои саженцы погибли во время шторма. Однако ваши чудесные растения заставили меня забыть беды.
 
— Добро пожаловать, юноша, в мой виноградник. Неужели в твоей стране не выращивают виноград? — улыбаясь, спросил хозяин виноградника. 

— Нет, к сожалению. Наверное, потому что у нас не так жарко, как здесь. Но, если вы дадите мне семена, я постараюсь, чтобы в моей стране его оценили, — ответил юноша.
 
— Надо признаться, на сладость винограда климат оказывает огромное влияние. В жарком климате он вырастает слаще меда, а в прохладном — кислым. Однако у доброго виноградаря и в северных краях могут созреть сладкие ягоды, — добродушно объяснил виноградарь и предложил:

—Когда мой брат капитан поплывет в ваши края, он отвезет тебя на твою родину, а пока живи у меня. За это время я обучу тебя виноградному делу.

Стихи про виноград

«Виноград»

В. Степанов

Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный. 

«Сладкий вкус винограда»

Грозди ягод на лианах лоза 
Нас встречают в теплых странах. 
Ягоды продолговаты, 
С кожицей зеленоватой. 
Вкус их – просто наслажденье, 
Слаще меда и варенья. 
Это сочный виноград, 
Угостить детей он рад.

«Виноград»

Светлана Суворова

Cреди полуденной жары
Висят воздушные шары
Гроздьями на ветке
У бабушки в беседке.
Вот - зеленые, как лист.
Вот - черней, чем трубочист.
А эти - темно-красные.
Какие же все разные!
Они висят и просят с крыш:
«Скорее съешь меня, малыш!»

   ЧЕРВЬ ДЕРЕВО ТОЧИТ, А ХУДАЯ ХОЗЯЙКА ДОМ ИЗВОДИТ.
ДЕРЕВО НА ОДНОМ МЕСТЕ ЗРЕЛОСТИ ДОСТИГАЕТ.
    
ДЕРЕВО НЕ ОТНИМАЕТ СВОЕЙ ТЕНИ ДАЖЕ У ТОГО, КТО ПРИШЕЛ СРУБИТЬ ЕГО.
  
ДЕРЕВО НЕМО, А ВЕЖЕСТВУ УЧИТ.
ДЕРЕВО ОТ ПЛОДОВ, А ЧЕЛОВЕК У ДЕЛ ПОЗНАЕТСЯ.
ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ЕГО ПЛОДАМ.
    
ДЕРЕВО ПРАВДЫ НЕ СОХНЕТ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕГО ПОСАДИТЬ НА КАМНЕ.
    
ДЕРЕВО С ГУСТОЙ ЛИСТВОЙ НЕ ВСЕГДА ДАЕТ ВКУСНЫЕ ПЛОДЫ.
   
ДЕРЕВО С ОГНЕМ НЕ ДРУЖИТ.
    
ДЕРЕВО С ОДНОГО СТУКА НЕ ВАЛИТСЯ.
   
ДЕРЕВО СКОРО САДЯТ, ДА НЕ СКОРО С НЕГО ПЛОД ЕДЯТ.
    
ДЕРЕВО И УЧИТЕЛЬ ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ.
   
ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК — ДРУЗЬЯМИ.
   
ДЕРЕВО ДЕРЕВУ РОЗНЬ.
    
ВЛЕЗ НА ДЕРЕВО, А ЛЕСТНИЦУ УБРАЛ.

                                     

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

АНКЕТА для родителей

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в

детском саду?

Консультация для родителей на тему:

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

 

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

          Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только            может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина             «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Образовательные ресурсы:

1.    Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Просвещение, 1989

2.Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

3.С.Н. Николаева. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Консультация для родителей

на тему: «Воспитание любви к природе»

         Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать  красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение  добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Человек и природа»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию

«Человек и природа»

 

                          Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «Мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на маму и папу, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме!

     В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок напоминает путешествие в познание. А потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.

     В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.  Уважаемые родители! В выходные дни организовывайте  с детьми прогулки в лес. Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и вблизи жизнь леса. В любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.

     Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняет жизнь растений, птиц, животных. Осенью наиболее заметное явление в мире растений – листопад: желтые, оранжевые, ярко-красные листья опадают с кустарников и деревьев и ложатся на еще свежую зеленую траву, на дорожки. На деревьях и кустарниках во время листопада, а на некоторых и после него долго висят плоды: крылатки на клене, ясене, орешки на липе.

     Приучайте детей слушать пение птиц, обратите внимание на музыкальный лесной шум. Свои голоса имеют сосновый бор и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь. За зверями и птицами лучше наблюдать с помощью фотоаппарата или кинокамеры. С их помощью можно запечатлеть всё интересное и необычное.

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, эстетическое, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

     Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас может сохранить и приумножить красоту нашей Земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

паспорт проекта "Мы и наши друзья, домашние животные"

В паспорте указываются все этапы проекта по данной теме...

Экологический проект "Деревья - это наши друзья"

Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во второй младшей группе проводился анализ познавательного развития дошко...

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ДОСУГ Для детей подготовительной логопедической группы

Задачи:·        закрепить знания детей о домашних животных, их пользы в жизни человека , используя игровые, коррекционно- развивающие приёмы, музыкальные средства.·...

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....