Познавательно-исследовательская деятельность.
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

полуэктова нина михайловна

В материале описано значение познавательно-исследовательской деятельности в процессе становления дошкольника. Даны подробные рекомендации по созданию центра экспериментирования в старших группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknik_detskogo_sada.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

   Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

    Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС ДО , является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Но, занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомится с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

    Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

В реализации данной цели помогают следующие задачи:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности.
  3. Развивать мышление, речь.
  4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Работу строим по трём взаимосвязанным направлениям:

  1. живая природа.
  2. неживая природа.
  3. человек.

   Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдаются следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

   Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

   В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

   Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

   Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь, это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.

  Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенно такие центры науки необходимы детям старшего дошкольного возраста. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями.

  Родители  помогли создать условия для детского экспериментирования, была организована мини-лаборатория для проведения научных опытов. Ведь у каждого дома есть и баночки, и стаканчики, и многое другое, а если нет, то мамы помогут собрать природный материал и найти необходимое оборудование, лишь бы это было на пользу детям.

Лаборатория укомплектована специальными лабораторными приборами, есть коллекции из природного и бросового материала, картотека опытов, спецодежда для ученых и разнообразный материал для исследований.

Что же должно быть в детской лаборатории?

  1. Прозрачные и непрозрачные емкости разного объёма и формы (колбы, стаканчики, пробирки, шприцы).
  2. Измерительные  приборы (мерные  ложки , линейки , мерные  стаканчики , пипетки, весы, песочные  часы, термометр , рулетка , резиновые груши разного размера , воронки, ситечки , компас).
  3. Увеличительные приборы (микроскоп , бинокль , лупы , подзорная труба).
  4. Набор предметов  ,, Тонет - не тонет”.
  5. Набор   предметов  из  разного материала ( резина , стекло , пластмасс , железо , шерсть , шелк , дерево).
  6. Светоотражающие предметы (зеркала, цветные прозрачные стеклышки, фонарики)
  7. Нагревающие приборы (свечи, спиртовка, пинцет).
  8. Красящее вещество (гуашь, пищевые красители, ягодный сироп).
  9. Пластиковые контейнеры для хранения семян овощей и косточек фруктов, скорлупы орехов, кусочки коры деревьев, круп и сыпучих продуктов (муки, какао, манки и т.д.).
  10. Магниты и металлические предметы.
  11. Предметы для накладывания вещества в сосуды (лопаточки, трубочки, палочки, ложечки разных размеров).
  12. технические материалы: гайки, винты, гвозди.
  13. Спецодежда   ученых  (фартуки клеенчатые , резиновые  перчатки, халаты).
  14. разные виды бумаг.
  15. Лопатки , грабли , лейки.
  16. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности, картотека опытов.

В научном центре может быть выделено:

1.Место для постоянной  выставки  , где  дети размещают музей , различные коллекции  редкие экспонаты (раковины , кристаллы , камни , перья и т.д.).                                  

2.Место для приборов.                                                                                                                    

 3. Место для выращивания растений, мини-огород.                                                                            

 4. Место для хранения природного и бросового материала.                                              

 5. Место для проведения опытов.                                                                                                

6. Место для неструктурированного материала (стол ,,песок – вода” , опилки, измельченный пенопласт, кора деревьев, опавшие листья и другое).

Материал, подлежащий исследованию:

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
  2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн, эфирные масла).
  3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
  4. Природные материалы : камешки , желуди , кора деревьев , веточки , мел , почва , глина , песок , камни , семена , шишки , перья , ракушки , скорлупки орехов , семена овощей и косточки фруктов.
  5. Бросовый материал : бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
  6. школьные принадлежности (мел, краски, ученическая тетрадь, пластилин, фломастеры и карандаши).

Экспериментировать – интересно! Наука – это здорово! Детские проекты – это поиск, опыт, знания, уверенность в своих силах!

Любознательный дошкольник – успешный ученик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....