Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС ДО , является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Но, занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомится с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным. Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность. В реализации данной цели помогают следующие задачи: - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Работу строим по трём взаимосвязанным направлениям: - живая природа.
- неживая природа.
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются следующие правила: - Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником. В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование, Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь, это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность. Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенно такие центры науки необходимы детям старшего дошкольного возраста. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Родители помогли создать условия для детского экспериментирования, была организована мини-лаборатория для проведения научных опытов. Ведь у каждого дома есть и баночки, и стаканчики, и многое другое, а если нет, то мамы помогут собрать природный материал и найти необходимое оборудование, лишь бы это было на пользу детям. Лаборатория укомплектована специальными лабораторными приборами, есть коллекции из природного и бросового материала, картотека опытов, спецодежда для ученых и разнообразный материал для исследований. Что же должно быть в детской лаборатории? - Прозрачные и непрозрачные емкости разного объёма и формы (колбы, стаканчики, пробирки, шприцы).
- Измерительные приборы (мерные ложки , линейки , мерные стаканчики , пипетки, весы, песочные часы, термометр , рулетка , резиновые груши разного размера , воронки, ситечки , компас).
- Увеличительные приборы (микроскоп , бинокль , лупы , подзорная труба).
- Набор предметов ,, Тонет - не тонет”.
- Набор предметов из разного материала ( резина , стекло , пластмасс , железо , шерсть , шелк , дерево).
- Светоотражающие предметы (зеркала, цветные прозрачные стеклышки, фонарики)
- Нагревающие приборы (свечи, спиртовка, пинцет).
- Красящее вещество (гуашь, пищевые красители, ягодный сироп).
- Пластиковые контейнеры для хранения семян овощей и косточек фруктов, скорлупы орехов, кусочки коры деревьев, круп и сыпучих продуктов (муки, какао, манки и т.д.).
- Магниты и металлические предметы.
- Предметы для накладывания вещества в сосуды (лопаточки, трубочки, палочки, ложечки разных размеров).
- технические материалы: гайки, винты, гвозди.
- Спецодежда ученых (фартуки клеенчатые , резиновые перчатки, халаты).
- разные виды бумаг.
- Лопатки , грабли , лейки.
- Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности, картотека опытов.
В научном центре может быть выделено: 1.Место для постоянной выставки , где дети размещают музей , различные коллекции редкие экспонаты (раковины , кристаллы , камни , перья и т.д.). 2.Место для приборов. 3. Место для выращивания растений, мини-огород. 4. Место для хранения природного и бросового материала. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированного материала (стол ,,песок – вода” , опилки, измельченный пенопласт, кора деревьев, опавшие листья и другое). Материал, подлежащий исследованию: - Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
- Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн, эфирные масла).
- Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
- Природные материалы : камешки , желуди , кора деревьев , веточки , мел , почва , глина , песок , камни , семена , шишки , перья , ракушки , скорлупки орехов , семена овощей и косточки фруктов.
- Бросовый материал : бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
- школьные принадлежности (мел, краски, ученическая тетрадь, пластилин, фломастеры и карандаши).
Экспериментировать – интересно! Наука – это здорово! Детские проекты – это поиск, опыт, знания, уверенность в своих силах! Любознательный дошкольник – успешный ученик! |