"Народный праздник - Покров"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Организованная образовательная деятельность в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_prazdnik_pokrov.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №31»
Конспект ООД
в старшей группе
Тема: «Народный праздник Покров»
Воспитатель IКК:
Куликова Г.В.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Обучающие:
- Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
- Знакомство детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
- Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.
- Развивающие:
- Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно - прикладному искусству русского народа;
- Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений;
- Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
- Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).
- Воспитательные:
- Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
- Формирование сообразительности, артистичности, дружеских качеств, культуры общения;
- Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).
Словарная работа:
- Развитие словаря за счет слов-прилагательных (ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная);
- Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…);
- Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.
Материал:
- Мультимедийная презентация;
- Видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
- Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
- Салфетки из ткани;
- Краски, трафареты для украшения «шалей». Предварительная работа:
- Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;
- Экскурсия в осенний парк;
- Рассматривание иллюстраций об осени, цветах;
- Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят…»);
- Работа с тканью (изготовление бахромы);
- Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).
Ход ООД:
(Дети сидят на стульях полукругом) Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень) - Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение) - Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…) - Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю. - Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя осень, а на какой поздняя. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь») - Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем) - Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…) - Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает? - Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)
- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей)
- В старину женщины носили такие головные уборы как платок, косынку, шаль. Только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта. Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям)
- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия)
- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой. Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты) Игра «Облупа»
- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа». (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза) Дети садятся на стулья.
- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом). Слайд («Снежное одеяло»)
- Вам интересно узнать о происхождении праздника? (Ответ детей). По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник - именно в тот день, когда и было это видение. - Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона. Слад (Иконы Пресвятой Богородицы)
- Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Вы хотите побывать на ярмарке? (Дети хором повторяют скороговорку)
Еле, Еле, Елизар Е
дет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара
- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали! (Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)
- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома. Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные. (Дети садятся на стулья). Отгадайте, какими цветами украшали шали? (демонстрация иллюстраций с изображением цветов)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок (Колокольчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной (Ландыш)
- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок)
Русская народная игра «Арина»
- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина». (Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют: Долгая Арина Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя скажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль каравая, Вдоль по караваю. Кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза. Дети садятся на стулья).
- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)
- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)
- С чем мы сегодня еще познакомились? (С Павлопосадскими шалями и платками) - Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках. Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь. После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы. Дети « змейкой» выходят из группы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий народного праздника «Покров — натопи избу без дров»
Сценарий народного праздника «Покров — натопи избу без дров» Возраст: старший дошкольный. Действующие лица:Хозяйка. Аленушка. Парни. Девчата. (дети) Скоморох...
Презентация "Приобщение детей к культурному и духовному наследию посредством народного праздника "Покров Пресвятой Богородицы"
Презентация краткосрочного проекта...
Сценарий народного праздника "Покров-натопи избу без дров"
сценарий народного праздника "Покров "для старшей группы...
Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...
Конспект занятия "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ПОКРОВ"
Приобщение детей к истоками народной культуры....
Мастер-класс народной куклы Десятиручка к празднику «Покров»
Мастер-класснародной куклыДесятиручкак празднику «Покров»...
- Мне нравится (1)