Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе Тема: «Галка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе
Тема: «Галка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galka_-_tolstoy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе
Тема: «Галка»
Программное содержание:
Дать детям знания о птице галке.
Познакомить с явлением, описанным в рассказе Л. Н. Толстого.
Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.
Продолжать учить детей рисовать птицу, создавать композицию.
Словарь: галка, галчонок.
Развивать связную речь детей, мелкую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в счете и составе числа, в образованием слов с суффиксом -ок-.
Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.
Оборудование:
Картинка с изображением галки.
Аудиозапись голоса галки.
Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».
Кукла-рукавичка Галка (используется Ворона) или вырезанная из бумаги фигурка птицы.
Прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.
Фишки.
Альбомные листы по количеству детей с нарисованным карандашом кувшином, цветные карандаши.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной птицей. Это – галка. (Показ картинки)
Взгляните на галку. Размером она примерно с голубя (33 см), черная с серыми шеей и верхом головы.
1
Самое название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: “гал-ка, гал-ка, гал-ка”, а также каркает по-вороньему.
Послушайте как звучит голос галки. (Уадиозапись).
Звонкое “кау” или “кья”. Попробуйте сами произнести «кау». (Звукоподражание).
Обитают галки в лесах и парках, селятся и рядом с человеком.
Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях, если внимательно приглядеться, можно заметить множество таких парочек.
Еще зима не закончится, а галки уже начинают собирать сухие прутики с земли или отламывать их с деревьев. Гнездо складывается из собранных прутьев, с внешней стороны довольно грубо, а внутри выстилается шерстью, кусками войлока и тряпками. Весной галка отложит в это гнездо пять яиц.
Самец и самка по очереди высиживают яйца.
Пока идет постройка гнезд и размещение в них галок, птицы ведут себя суетливо, кричат, ссорятся, дело часто доходит до драки. Они очень привязчивы к своим гнездам. Каждой парочке хочется занять свое прежнее гнездо, но находятся новые квартиранты, которые не прочь устроиться на готовом месте. Случается даже так, что целое, уже подправленное гнездо расхищается по прутику соседями.
Когда все галки устроятся, наступает относительная тишина на то время, пока птицы высиживают птенцов.
А как же называется птенцы галок? Галчата. Давайте вспомним и птенцов других птиц.
Дидактическая игра «Назови птенца»
Птенец галки – галчонок.
Птенец вороны – … вороненок.
Птенец скворца – … скворчонок.
Птенец кукушки – … кукушонок.
Птенец аиста – … аистенок.
Птенец совы – … совенок.
Птенец журавля – … журавленок.
Птенец грача – … грачонок.
2
После того как из яиц выведутся галчата, наступает самое хлопотливое время. Родители непрерывно должны таскать корм своим быстро растущим и вечно голодным птенцам. То и дело видишь, как, усталые от жары, летят они с раздутым подбородком, где под языком набито много корма.
Кормятся галки и выкармливают своих птенцов самой разнообразной пищей. Они ловят насекомых и добывают личинок и червей из земли, клюют растительный корм, зерна и всходы; их можно часто видеть копающимися на свалках. На морском берегу галки питаются моллюсками, раками и рыбой, выброшенной на песок.
Шумными ватагами отправляются галки на поиски корма для себя и для птенцов, если последние уже вывелись. Около полудня они отдыхают, затем опять кормятся, а перед вечером возвращаются в колонию, летают некоторое время поблизости и наконец забираются в гнезда на ночлег.
А сейчас поиграем.
Динамическая пауза «Галки ищут корм»
Дети имитируют полет птиц и перебегают от парт на ковер, на котором рассыпано множество мелких предметов-фишек. Это личинки, черви, зерна и прочий птичий корм. Воспитатель уточняет, что за один полет галка может унести только три штуки. Дети летят за кормом дважды. Затем подсчитывают общее количество фишек. Делается вывод о том, что число шесть состоит из двух троек.
Галчата растут быстро, летом покидают гнезда и начинают летать вместе со взрослыми.
Вообще надо сказать, что галки очень общительные птицы и часто подолгу держатся вместе с грачами и воронами.
К осени сборища их становятся постепенно весьма многочисленными, так что летящая стая кажется издали черной тучей и в октябре отлетают к югу.
Весной, когда парочка галок сидя благодушествует, она очень мило болтает вполголоса на разные лады”.
3
Галка была бы вполне милой птицей, если бы не дурная привычка нападать весной на огороды и сады. Чуть появляются на грядах всходы бобов и гороха, как галка уж тут как тут и давай ощипывать один росток за другим. Если галкам не делать никакой помехи, то они обчистят все гряды. И фруктовым садам достается от галок, когда начинают созревать сочные вишни и сливы, до которых эти птицы большие лакомки. По этим делам галка заслуживала бы быть причисленной к вредным птицам, но за нею числятся также и немаловажные заслуги.
Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. Польза, которую она приносит, перевешивает вред. Поэтому галку надо отнести к птицам, полезным для хозяйства человека.
Галки часто устраивают красивые воздушные игры, делая ловкие повороты, кружась, подымаясь и опускаясь в воздухе. Галки обладают отличной памятью, они могут в течение долгих лет поднимать крик при виде человека, разорившего в детстве гнездо, и научить этому следующие поколения галчат.
Галки – птицы умные. Однажды случилась такая история.
Рассказ с показом.
На столе стоял кувшин с водой. Прилетела галка и начала кружить вокруг кувшина, заглядывать в него. Как вы думаете, что хотела галка? Галка хотела пить. Но могла ли она напиться? Нет. А почему? Воды в кувшине мало, галке не достать. Но как же быть? (Воспитатель выслушивает ответы детей и комментирует их). А умная птица галка придумала вот что: начала бросать в него камушки. Помогите мне. (Дети подходят и бросают камешки в кувшин). Вы заметили, что происходит? Вода поднимается к краям кувшина. Галка бросала камешки до тех пор, пока вода не поднялась так, что птица смогла достать до нее клювом и напиться.
Вот какой способ добраться до воды придумала галка. Об этой истории замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал в маленьком рассказе «Галка и кувшин». Послушайте этот рассказ.
4
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода
стала выше и можно было пить.
Я предлагаю вам нарисовать картину, которая так и будет называться «Хотела галка пить».
Рисование «Хотела галка пить»
Детям предлагается лист бумаги с нарисованным кувшином. По образцу воспитателя дети рисуют галку сверху на кувшине, а кувшин «заполняют» нарисованными камешками. Можно предложить детям нарисовать воду или камешек в клюве галки. Поощрить изобразительную инициативу детей.
Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»
Дети изображают птиц. Если они слышат названия птиц, то изображают полет, если названия не птиц – стоят на месте, если слышат слова «Галки в гнезда летят» - бегут на ковер и занимают гнезда (обручи).
Вороны в гнезда летят.
Журавли в гнезда летят.
Щуки в гнезда летят.
Сороки в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.
Скворцы в гнезда летят.
Аисты в гнезда летят.
Мыши в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин».
Теперь, когда вы знакомы с рассказом Л. Н. Толстого и нарисовали такие хорошие картины, попробуйте пересказать. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, чтобы легче было пересказывать. (Воспитатель читает рассказ и вызывает трех детей).
5
Свои рисунки вы заберете домой и глядя на них расскажите своим родным историю про галку и кувшин. А после занятия мы попробуем выучить скороговорки про галок, послушаем о них стихотворение и поупражняемся считать вместе с галочкой-считалочкой.
Дополнительный материал:
«Галочка-считалочка»
Прилетела Галочка,
Галочка-считалочка.
Быстро Галочка летает,
Быстро Галочка считает.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый.
Носит шпоры господин.
Галка счет ведет: ... (один)
Петуха догнал Щенок.
Чуть не сбил он Петю с ног!
Вот шальная голова!
Сосчитала Галка: ... (два)
Следом кот идет усатый.
Кот усатый, полосатый.
А глаза, как фонари.
Говорит всем Галка: ... (три)
Из крапивы вылез Гусь.
"Никого я не боюсь!
Нет меня храбрее в мире!"
Галка щурит глаз: ... (четыре)
Пробежала лишь минутка,
Как закрякала тут Утка.
Стала Галка прибавлять,
Получилось ровно ... (пять)
С неба Бабочка спустилась
И над Уткой закружилась.
Хочет ей на нос присесть.
Рассмеялась Галка: ... (шесть)
6
У реки догнал их Еж,
Что на елочку похож.
Объявила Галка всем:
Вас теперь, ребята, ... (семь)
За Ежом пришла Коза -
Любопытные глаза.
Говорит ей Галка: - Фрося!
Я тебя считаю: ... (восемь)
Кто там спрятался за кустик?
Кто свистит там? Это Суслик.
Он решил игру затеять.
Пишет Галка цифру ... (девять)
Зажужжала тут Пчела.
В хоровод всех позвала.
Дружно все запели вместе,
Подпевает Галка: ... (десять)
Десять! Вот и кончен счет!
Веселись, честной народ!
Отдыхает галочка,
Галочка-Считалочка. (В.А. Степанов)
Скороговорки:
Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор. (Б. Тимофеев)
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с галчатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
На иве галка,
На берегу – галька.
7
Стихи:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль! (Е. Благинина)
ГАЛЧАТА
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул... (1921} Саша Чёрный)
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Галка" по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе.
Конспект занятия по проекту "Птицы"....
Конспект интегрированного занятия по родной природе, математике и ручному труду в средней группе.
Программное содержание:Образовательная задача: познакомить детей с растением подсолнечник. Расширить знания детей о применении семян подсолнечника, особенностях его роста, значения в жизни человек. За...
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе
Конспект интегрированного занятия по родной природе,развитию речи и рисованию в средней группе...
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в старшей группе, тема: «Зимушка - зима»
В предлагаемом мною материале преследуются задачи:закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Составлять рассказ о зиме, опираясь на личный опыт....
Конспект занятия по родной природе, развитию речи и лепке в средней группе детского сада, тема занятия: «Защитим сосну и ель»
Конспект занятия по родной природе, главной целью которого является объяснить детям для чего нужно беречь ели и сосны....
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе, тема "К нам пришла Зима"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13756236","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"330","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13756...
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию во второй младшей группе, тема: «Про кошек и котов»
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию во второй младшей группе, тема: «Про кошек и котов»Цели:Уточнить и расширить знания детей о кошках.Развивать ...