НОД "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Батталова Любовь Михайловна

НОД по экспериментированию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_eksperiment.docx22.59 КБ
Файл tema_vozduh_eksperimenty.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ                     на тему : «Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

Задачи: 
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах ), преодоление боязни тактильного контакта. 

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. 

Интеграция образовательных областей; 

-социализация ( совместная деятельность) 

-коммуникация ( продуктивный диалог) 

-здоровье ( физ. мин.) 

-познание (ФЦКМ, конструирование) 

-труд ( уборка своего места) 

-музыка 

Предварительная работа: 
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека 

Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина ,листы бумаги по количеству детей 
Ход занятия:

Организационный момент: 

Воспитатель:Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? 
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

Правила 
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. 

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Физкультминутка 

Дует ветер с высоты, 

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) 

Вправо – влево, влево - вправо 

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 

А теперь давайте вместе 

Все попрыгаем на месте (прыжки) 

Выше! Веселей! Вот так! 

Переходим все на шаг ( ходьба) 

Вот закончилась игра, 

Заниматься нам пора (садятся) 

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

 Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Подведение итогов: 

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали:

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

- С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

- первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

- вторая пара - как почувствовать воздух?

- третья пара – как услышать воздух?

- четвёртая пара – как воздух переносит запах?

- пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.



Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе

 тема: «Воздух вокруг нас».

        

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 
Задачи:

1. Образовательные:

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование;

- учить высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

2. Развивающие:

- развивать умение проводить опыты;
- развивать умение воспроизводить целостный образ предмета,

-развивать сенсорные ощущения;

- развивать коммуникативные навыки. 
3.Воспитательные.

-воспитывать умение взаимодействия в парах (группах ), преодоления боязни тактильного контакта.
- упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. 
-создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

Интеграция образовательных областей:

- «познавательное развитие»;

- «речевое развитие»;

- «социально-коммуникативная»;
- «физическое развитие»;
- «художественно-эстетическое». 
Оборудование: 

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, апельсин, духи, кусочек хлеба, специи,  влажные салфетки, шпажки, салфетки, тарелочки по количеству детей.
Ход занятия:

Сюрпризный момент: 

Приход в гости Мэри Попинс.

Знакомство с детьми.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом

Напомнит нам как важно в жизни

Делится счастьем и добром!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

 (одевает халат, шапочку).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
В: Давайте проверим, правда это или нет!

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда  выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

В: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

В: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

В: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Эксперимент №2 «Как почувствовать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Физкультминутка:
Воздух-невидимка (руки вверху, влево - вправо)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху, право - влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных мессах)

Если быстро-быстро

в поле убегу, (бег на месте)

Чистого пречистого воздуха найду! (вдох)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду. (руки на крест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! (фонарики)

Эксперимент №3 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили..

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу . Молодцы, вы со всем справились.

Подведение итогов: 

А теперь вспомним вместе, что  мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки –воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...