Проект "Жизнь растений"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект по ознакомлению с окружающим жизнь растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasteniya.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Полный ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
«Жизнь Растений?»
Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.
Тема проекта: «Жизнь растений».
Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.
И исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни человеку необходимо не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости растений в жизни человека, сформировать представления детей о значении воды и света для жизни растений. Развивать экологическое сознание.
6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.
7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.
8. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.
9. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.
Ресурсы проекта:
Социальные:
- Филиал №9 центральной детской библиотеки.
Материальные:
- Видеофильмы о растениях;
- Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
- Уголок природы в группе;
- Дидактические экологические игры;
- Уголок экспериментирования группе;
- Современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда, включающая мультимедийные и технические средства, соответствующие современным гигиеническим требованиям для обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Время реализации проекта: март – апрель 2013 года
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, понимание неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Будут уверенно отличать и называть характерные признаки растений. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, прополка.
- Получат знания о целительной силы природы через ознакомление с лекарственными свойствами лука.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- В природе все взаимосвязано.
- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Научатся проводить простейшие опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Продукты проекта: фотографии, папки-передвижки, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, опытнические зоны в группе.
Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития?
Гипотезы:
- «Корнями растение держится за землю и пьет из нее водичку»;
- «Стебель проводит воду к листочкам»;
- «Листья нужны для красоты»;
- «Корнеплоды не живые, и поэтому росточков не дадут»;
- «Растениям нужна вода, свет и тепло».
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
В уголке имеются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Лупы;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, резиновые груши, шприцы (без игл); вата, бинт;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
- Приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
- Обобщение и уточнение представлений детей о строении растений, о значении и функциях разных частей растений. (Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание растений в уголке природы).
- Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта.
- Родительское собрание.
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома».
- Анкетирование родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома» и обобщение результатов.
- Диагностика знаний детей на начало проекта.
- Отображение цели и задач проекта.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2 этап: основной. Организация работы над проектом.
- Теоретическая часть:
- составление перспективно-тематического плана работы с детьми;
- разработка конспектов и описание проведения опытов;
- создание презентации «Мы исследователи»;
- консультирование родителей по теме «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
- Занятия по экологическому воспитанию.
- Игры-эксперименты по данной проблеме.
- Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
- Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
- Представление результатов проекта в МБДОУ в виде: творческой презентации с участием детей «Как живут растения».
- Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о растениях».
- Выставка книг «Все о растениях».
- Оформление информационно-исследовательского проекта «Строение, значение и функции разных частей растении» для участия в педагогическом марафоне.
Этапы и содержание проекта «Улицы нашего города»
Проект также проходил через игровую деятельность детей и чтение художественной литературы.
Игровая деятельность
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли
- Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
- Формированию экологических знаний у дошкольников.
- После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей стойко сформировалось представление о строении, значении и функциях частей растений, о необходимых условиях для роста растений. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Такие проекты значимы и для общества, т.к. ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.
Литература:
- 1
- План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. \ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПБ.: «Детство – пресс», 2003
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. СПб.: «Детство – Пресс», 2002.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1985.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИК»,2009.
- «Мы». Программа экологического образования детей/«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс»,2002
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005
- Мир природы и ребенок/ под ред. Л.М. Маневуевой, П.Г. Саморуковой – СПб.; АКЦИДЕНТ,1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....