Конспект НОД «Помощь водяному»
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД о природе, и о том как дети оставили добрый след после себя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maam.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Помощь водяному»
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Коммуникация: продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.
Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.
Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить лес.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество.
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Материал к занятию: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, клёна, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт.
Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам гости пришли, давайте поприветствуем их.
Дети здороваются. Воспитатель произносит слова:
Собрались все дети в круг, (дети становятся в круг и берутся за руки) Ты мой друг и я твой друг, Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение, и пожелаем доброго дня.
Ход НОД:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Ребята, а вам знакомо слово «природа»? А что оно обозначает? (солнце, воздух, вода, растения, животные и так далее.) Почему все это можно отнести к природе? Природа это то, что существует без помощи человека. Всю природу Земли можно разделить на 2 огромных мира - МИР ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
Давайте вспомним, как мы можем определить ЖИВУЮ природу, что в ней может происходить?
(показ таблицы - двигается, дышит, питается, растет, размножается)
Сегодня я принесла вам картинки с изображением живой и неживой природы. Рассмотрите их внимательно и помогите мне разложить их на 2 группы.
ЖИВУЮ ПРИРОДУ-
НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ-
Воспитатель: Ребята, а где мы можем встретиться с живой и не живой природой узнаем отгадав загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Дети: - Лес.
- Ребята, а вы хотите отправиться в лес и узнать для чего он нужен всем жителям планеты Земля?
- Как вы думаете, приятно находиться в чистом и красивом лесу?
- Конечно?
- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?
- Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?
Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Предположительные ответы детей:
(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
- Молодцы!
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. Воспитатель читает стихотворение (под музыку).
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!
Воспитатель:
-Ну тогда в путь ребята! (Дети шагают по следам, т. к. вокруг насекомые на земле)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
И в лесу мы очутились.
Музыка стихает.
- Ой, ребята, лес почему то замолчал, он наверно нас испугался. Ангелина, прочти стихотворение лесу и он опять с нами заговорит.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои (дети говорят вместе)
Снова включаю звуки леса.
-Вы слышите, он снова с нами заговорил!
– И так, маленькие знатоки, для начало отгадайте загадку.
Педагог загадывает детям загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
- Совершенно верно это дерево.
- Как вы думаете, дерево живое или нет?
- Живое.
- Почему так думаете?
- Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
- С помощью чего деревья дышат?
(ответы детей).
- Правильно, с помощью листьев.
- Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
-Лес приготовил вам 1 задание и нам пора в путь ребята (под музыку)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева).
(Дети подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)
- Данил начни. Какую ты часть взял?
- Корни.
- Корни, что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы. - Корни удерживают дерево.
- Василиса, ты какую часть взяла? (ствол)
-Какую функцию выполняет ствол?
- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
- Ангелина, что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.
- плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
-Ребята, что выделяют листья?- кислород, а поглощают свет.
-Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.
- Молодцы.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?».
Но тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
- Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю?
- И поиграем в игру «Что растёт в нашем лесу?».
- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)
- Ребята, какие молодцы.
- Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?
(ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
(хвойный).
- Правильно.
- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
(лиственный).
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(смешанный).
- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
Дети подходят к стойке на которой заранее приготовлены силуэты различных деревьев и вместе наклеивают, получается панно смешанного леса.
- Молодцы ребята!
- Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
-Сейчас Максим прочитает нам стихотворение и мы ещё раз вспомним где мы с вами находимся. (под музыку) Сказка леса!
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.
- Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы.
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева (кидаю мяч ребёнку).
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
- Молодцы.
- Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?
(деревья)
- Какие?
Береза, дуб, клён.
Игра «С какого дерева листок».
- Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
Воспитатель, предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят рисунок с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево. (приклеивают к веткам)
- Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Лес приготовил вам 2 задание и нам пора в путь ребята (под музыку)
Я буду загадывать загадки,а вы говорите отгадку и находите картинку с изображение этого зверя. А остальные дети проверяют.
1. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам скачет ловко
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы? (белка)
-Найдите картинку отгадку.
-Как ты догадался, что загадка о белке? Ребята, а как вы считаете, правильно отгадали?
2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Почему ты решил, что в загадке говорится о лосе? Найдите картинку отгадку.
3. Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается ото сна.
-Как догадался?
-Объясни, как ты думал?
4И пушист, и глазаст,
И пугаться горазд,
Заберется в куст – и спит,
Кочерыжку съест и сыт. (Заяц) Аналогичные вопросы
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)
6. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
6. Есть такой у нас обычай:
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки.
Кто мы? (волки) Вот и все загадки. Дети находят животных и рассказывают о них.
Воспитатель: Ребята, в детский сад пришло видеосообщение от Водяного.
(Просмотр отрывка из мультфильма, песенка Водяного)
Воспитатель: Ребята, Водяной попал в беду. Его пруд превратился в болото, растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Он просит нас ему помочь.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Водяному?
Дети: Да, хотим помочь.
Воспитатель: А чтобы ему помочь, нам нужно найти способы очистки воды в водоеме.
II. Актуализация знаний.
-Поиграем в игру: «Какая бывает вода?». Вы будете передавать капельку воды по кругу, и называть разные свойства воды.
Ответы детей (прозрачная, жидкая, без запаха, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, на морозе превращается в лёд, при нагревании испаряется).
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали разные свойства воды. А вы не забыли, о чём нас просил Водяной?
Дети: Помочь очистить его пруд.
Воспитатель: Посмотрите, какая грязная вода в пруду у Водяного? Как вы думаете, можно ли жить в такой воде?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: А почему нельзя?
Дети: Ничего не видно, дышать тяжело и т. д.
Воспитатель: Да, я тоже думаю, что Водяному тяжело жить в такой воде. А как мы сможем ему помочь?
Дети: Убрать мусор из пруда, очистить пруд от грязи.
Воспитатель: Как вы думаете, вода станет чистой? (нет)Подумайте, что еще можно сделать, чтобы вода стала чистой?
IV. Открытие нового знания.
Дети: Профильтровать воду.
Воспитатель: Правильно, одним из способов очистки воды является фильтрование.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое фильтр? (прибор для очистки воды) Какие фильтры Вы знаете? («Барьер», фильтры из салфеток, ватных дисков, марли). На столе разложены разные фильтры. Вы можете выбрать тот, который считаете нужным для фильтрования грязной воды.
V.Введение знаний в систему знаний.
Играем в игру «Насос».
Будем выполнять движения в соответствии со словами.
-А теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)
Воду из пруда качаем.
Влево раз, вправо два -
Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде
Раз, два, три, четыре, пять –«ручейка»)
будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.)
- Молодцы, вы хорошо накачали воду
Играем в игру «Лесная лаборатория».
Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду. Воспитатель: Подойдите к своим рабочим местам, теперь вы учёные- исследователи, наденьте свою форму.
Воспитатель: Как Вы думаете, что у Вас получится, если пропустите грязную воду через выбранный фильтр? Давайте попробуем.
Воспитатель: Положите свой фильтр в воронку и потихоньку переливайте через него грязную воду в пустой стакан.
Воспитатель: А теперь давайте, сравним полученные результаты. Как вы думаете, какой образец воды получился самым чистым? (вода, пропущенная через фильтр с песком и углем)
Воспитатель: Но нам надо выбрать самую чистую воду? (самая чистая вода получилась через фильтр с углём).
Воспитатель: Мы справились с заданием?
Играем в игру: «Кому нужна чистая вода?»
Вы должны прикрепить капельки воды там, где необходима чистая вода.
Дети: Я прикрепил капельку воды к цветам, потому что цветы поливают чистой водой, я прикрепил капельку воды к умывальнику, потому что надо умываться чистой водой, я прикрепил капельку воды к чайнику, потому что надо пить чистую воду и т. д.
Воспитатель: Молодцы, все справились со всеми заданиями леса и нам пора возвращаться в детский сад.
Итог НОД:
- О чём нас просил Водяной?
- Мы помогли ему?
- А какие игры нам помогли в этом?
- Чему мы научились в лаборатории?
- Какие способы фильтрации вы запомнили?
- Какой способ оказался самым лучшим?
- А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Помощь Весне и лесным жителям" в старшей группе
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «Коммуникация» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте); «Познание» (формирование элементарных математиче...
конспект занятия "Помощь клоуну Федечке"
разработка учебного занятия подготовительной группы...
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе Конспект НОД «Помощь фиксикам»
Цель: Познакомить детей с разнообразием жидкости, их свойствами и особенностями.Формирующая:Формировать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности. Формировать умение делать ...
Конспект занятия «Помощь здоровячкам»
Программные задачи:· Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека о здоровых и вредных продуктах·...
Конспекты в помощь по использованию мини роботов "ВEE-ВOOT" на ознакомительных занятиях.
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
Конспект игры «Дедушка водяной» в подготовительной группе
Конспект игры «Дедушка водяной» в подготовительной группе...
Конспект ООД "Царство водяных лилий."
Создание коллективной композиции в технике " квиллинг"...