Коллекционирование
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольников, в о снове которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющую определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций; развитие речи и коммуникативных навыков, ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie.docx | 445.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы Смурыгиной Веры Владимировны - воспитателя высшей квалификационной категории, МОУ Прогимназии № 48 Раменского района
Коллекционирование
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка.
Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитие речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослым, так и со сверстниками).
Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей: здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
В нашей группе много коллекций: ракушек, камней, мыла, колокольчиков, магнитов. Постепенно работа над коллекцией стаканов, кружек, чашек переросла в проектную деятельность «Из чего делают посуду».
Коллекция колокольчиков началась с колокольчика привезенного мною с Байкала, его дети любовно назвали дедушка Байкал. Мы читали байкальские и бурятские сказки, смотрели открытки, фотографии природы; работали с картами: физической, картой России, картой озера Байкал. Наша коллекция постепенно становилась больше, и ребята узнавали много нового о городах нашей прекрасной Родине. Дети не только рассматривали колокольчики, обсуждали, из чего они сделаны, что на них изображено, но слушали и сравнивали их звучание, а главное находили на карте мира соответствующие страны.
Дети приходили домой, рассказывали мамам и папам. Антон привез колокольчик из Рязани, города, где он родился; из Семенова, города матрешек, Матвей; из Адлера, где отдыхал Рома; из Египта Сашенька. Родители рассказывали друзьям о познаниях своих детей, о нашей коллекции, а те привозили колокольчики из разных стран: Таиланда, Америки, Италии, Австрии, Украины, Белоруссии, Турции. В группе проходила игра «Научная конференция» по теме: «Путешествие с колокольчиком по городам»: Илюша знакомил с Костромой, Таня делилась впечатлениями о Москве, Ярослав рассказывал о Переславле-Залесском, Тимофей приглашал в Карелию, Рома знакомил с Алуштой, Антон о Рязани, Полина о Туле, Вика о Москве, Артем принимал участие всей семьей с рассказом о Санкт-Петербурге. Приняли участие двенадцать детей. Родители делали подборки фотографий. Танина мама сделала презентацию о Москве.
У нас в Прогимназии сложилась традиция ездить на экскурсии по разным городам, в которые мы приглашаем и родителей с детьми. Финалом нашей большой работы стала поездка в город Мышкин с семьей Тимофея.
Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребенка-дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собираемым материалом.
Мы решили узнать, а какие коллекции есть у других, детей и взрослых в Прогимназии: наших шефов из отряда «Родничок» и сотрудников детского сада. Катя принесла коллекцию журналов «Сказочник», которые мы с удовольствием читали. Геля познакомила с коллекцией рисунков, которые сохранились у нее с детского сада. Настя принесла коллекцию календарей, которую начал собирать дедушка, а теперь продолжает она. Рома познакомил с коллекцией монет, в которой самая дорогая монета 100 тенге из Казахстана. Катя кукол в народных костюмах, Даша денежные купюры, Даниил монеты и брелки; Даша принесла книгу-альбом с наклейками о животных, из которой прочла интересные сведения о них.
Детские коллекции обычно представлены двумя основными формами: индивидуальными и коллективными с видовым разнообразием. Появление индивидуальных коллекций определяется разными мотивами. Например:
- Эмоциональные коллекции – наиболее распространенное явление в жизни дошкольника, но у них активное начало и быстрое угасание.
- Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. Они более стабильны по тематике.
- Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремиться расширить свои социальные контакты, у него появляются симпатии к определенным сверстникам, стремлении общаться именно с ними, желание завоевать их признание, уважение и дружбу.
Наши дети не стали отставать от своих шефов: Дима и Настя принесли коллекции машин; Вика коллекцию игрушек; Алиса собирает Ангелочков.
Смежной линией работы по коллекционированию является знакомство детей с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Данные коллекции влияют на возникновение интереса к новым содержаниям, расширяют имеющиеся у детей представления об окружающем мире, позволяют активно общаться друг с другом и с хозяином внесенной коллекции. Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания. Правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним.
Наталья Михайловна познакомила с коллекцией календарей; Ирина Тодоровна с коллекцией ежей, которые стали собирать всей семьей, потому что сын Сережа испугался ежика; колокольчиков Веры Владимировны; коллекцию ракушек и камней привезенных из разных мест России Еленой Алексеевной мамой Наташи.
Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование.
Инициатором групповых коллекций обычно выступает педагог. Тематика отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Одним из путей развернуть сверстника к себе – начать собирать такую же коллекцию, как он. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами и пр. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей. Благодаря коллекционированию дети имеют возможность на определенном содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от двух-трех до всей группы), с педагогами, с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"
В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....
Коллекционирование в группе детского сада.
Методическая разработка о пользе коллекционирования в ДОУ....
Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей.
Рекомендации по развитию креативности детей дошкольного возраста с помощью коллекционирования....
Коллекционирование
Статья о коллекционировании...
Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей
Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....
Коллекционирование как форма организации образовательного процесса
Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. ...
Коллекционирование в семье
Рекомендации родителям о совместном проведении времени с ребенком....