Что мы знаем о воде
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гузель  Городовая

Что мы знаем о воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_vode.docx85.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №158 города Тюмени.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Что мы знаем о воде»

                

Тюмень 2017г

        Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажной маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Ход НОД:

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает детям отгадать по буквам ключевое слово занятия:

        1

         2

        3

4

     

Воспитатель: 

 В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте.

Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте.

В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».

И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама».

Воспитатель: Давайте теперь прочитаем, какое слово у нас получилось?

Дети: Вода.

Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о воде и ее значении в нашей жизни. Представьте себе, что на нашей планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (Ответы детей. )

Воспитатель: Все живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожит 3-4 недели, а без воды всего 3-4 дня, затем он погибнет.

На земле вода везде!  Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют "Голубой планетой" (показываю глобус).

Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру "Для чего нам нужна вода?"  (Дети по цепочке говорят для чего же она нам нужна  

  (умываться, мыть посуду, поливать растения, готовить еду и т. д.)   Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна!  

Воспитатель: Верно, о воде еще говорят: водица-живица, то есть вода- это жизнь. Давайте пройдем в лабораторию и проверим, так ли это. Пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).

Воспитатель:

-  Сегодня мы говорим о воде ,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами ( полные ответы детей).

 -  Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды, яблоко тоже содержит сок, а вода - среда обитания рыбы.

- Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему? (ответы детей)

- Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый», так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.

 — Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья. Воспитатель:

- Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).

- Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей). - Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки и тучка» На полу разложены обручи ( на1 меньше , чем детей)- это тучки. Все дети «капельки». Под музыку дети свободно перемещаются по группе, с окончанием музыки каждая капелька должна занять свою «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», «испарилась». Игру повторяют 2-3 раза.  

Воспитатель: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим

Рассматривание  плаката «Круговорот воды в природе».

Воспитатель: Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.

 - Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды. - Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).

- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, давайте  воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки. Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей). Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Вывод: в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

 Приглашаю все в в лабораторию  для проведения опытов ( дети надевают фартуки и шапочки).

 - Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).

 - Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).

 - Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).

- А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).

- Как вы думаете, что  за превращение происходит с водой? (её очищают).

-  Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.

- Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Туры. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду.

Опыт: Фильтрация воды.

 Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств, и  времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Стихотворение:

Течет река издалека,

Течет река издалека,

Как хороша и глубока,

А может это океан?

Дошкольник Сидоров Иван

 Забыл закрыть на кухне кран. 

- Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.

Рефлексия

Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? Давайте каждый из вас продолжит предложение:

-  Было интересно узнать, что…

- Мне особенно понравилось...

- Сегодня я узнал… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого....

Конспект занятия по экологии "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологии для средней группы....

Что мы знаем о воде (свойства воды)

Конспект организации детского экспериментирования (в средней группе детского сада)...

«Что мы знаем о воде? Свойства воды)»

Программные задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный с...

Обучающая презентация для детей "Живая вода.Что мы знаем о воде?"

Обучающая презентация поможет сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений; научит бережно относиться к воде....

Вода. Что мы знаем о воде?

Занятия с детьми....

ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"

Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...