Занятия по экспериментированию в старшей группе .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

АЛЛАХВЕРДИЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

 Развивать у детей логическое мышление, воображение, умение наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности.

 Формировать навыки самостоятельной работы при экспериментировании.

  Воспитывать у детей чувство ответственности, любознательность,

 бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_svoystva_vody.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по экспериментированию в старшей группе «Волшебница вода»

Программное содержание:

 1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

 2. Расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды,

посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса,

 запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) .

 3. Развивать у детей логическое мышление, воображение, умение наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности.

 4. Формировать навыки самостоятельной работы при экспериментировании.

 5. Воспитывать у детей чувство ответственности, любознательность,

 бережное отношение к воде.

 Материал и оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, макеты тучки и капелек, стаканчики с водой по количеству детей, соломинки для коктейлей, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркальце, акварельные краски, салфетки.

 Ход мероприятия:

 Воспитатель: Ребятки, а хотите поиграть?

( ответ детей)

Воспитатель: Для начало  отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

(чтение загадки сопровождается шумом воды)

Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети: Люди пьют воду;

- варят еду;

 моют грязные фрукты и овощи;

- каждый день моют руки и лицо;

- поливают растения, чтобы не засохли;

- вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

- люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: А давайте  с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства.

 Под звуки веселой музыки в группу влетает тучка.

Воспитатель: Здравствуй Тучка, почему ты такая грустная?

Тучка: Здравствуйте! Ой, мои детки капельки разбежались, вы их не встречали? (во время разговора тучка брызгает в деток водичкой) .

Воспитатель: Ребята, вы не видели капельки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Не волнуйся Тучка, мы обязательно тебе поможем отыскать капельки. Верно ребята? Поможем тучке отыскать ее деток?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь. А для этого нам нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя 1 раз. 1-2-3 и  сказать: «Вокруг тучки повернись в водном мире очутись.

Очутились мы в волшебной стране.

 Ах, посмотрите дети, кто же это?

 Появляется прозрачная капелька.

Воспитатель: А вот и капелька.

 Дети рассматривают капельку.

Воспитатель: Дети, скажите, а  какая бывает вода ?

Дети: Прозрачная, без вкуса, без запаха.

Воспитатель: Давайте попробуем это доказать! Я приглашаю вас в маленькую лабораторию.

 Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком стоит стакан с водой, лежит соломинка. Воспитатель предлагает понюхать воду, попробовать ее на вкус через соломинку. Затем дети опускают свои соломинки в стакан.

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью

Воспитатель: Видите вы соломинку в воде? Почему?

Дети: Да. Видим. Потому что вода прозрачная.

 Воспитатель: А посмотрите на мой стакан. В него налито молоко. Я опускаю соломинку в стакан с молоком. Вы ее видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: И я не вижу. Почему?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №2 «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу капельку. Как вы думаете, почему она такая веселая? Хотите, я вам открою секрет? Эта капелька очень любит петь. Хотите послушать песенку воды?

Дети: Хотим.

(Включить шум воды)

Воспитатель:. И вот мы слышим песенку ручейка. Ой, спасибо тебе капелька, нам было с тобой весело. Ты знаешь, твоя мама – Тучка очень по тебе соскучилась, давай мы тебе поможем добраться до нее.

 Воспитатель приклеивает капельку к Тучке.

Воспитатель: Тихо, тихо, дети, вы ничего не слышите? Кажется кто-то плачет?

 Дети находят капельку с грустным выражением лица.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она такая грустная?

Капелька: Однажды на небе я видела радугу после дождя. Она была такая красивая. И мне захотелось быть похожей на нее.

Воспитатель: Капелька не расстраивайся. Дети сможем мы помочь капельке?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами снова вода и краски. Что же мы сможем сделать для капельки?

Дети: Раскрасить её.

Опыт 3

Воспитатель: Давайте попробуем окрасить воду. Сначала посмотрите, что буду делать я. Я возьму кисточку, аккуратно обмакну ее в краску и опущу в стакан с водой. Что произошло?

Дети: Вода стала цветной.

Воспитатель: Верно! Вода окрасилась. Почему?

 Дети: Частички краски попали в воду.

Воспитатель: Правильно. А теперь вы приступайте к волшебству, превращайте воду в разные цвета.

 Во время работы детей капелька спрашивает, что они делают, получается или нет.

 Когда дети заканчивают работу, звучит волшебная музыка и грустная капелька превращается в веселую, красочную капельку – радужку.

Капелька: Ой, спасибо ребятки. Какая же я стала красивая.

Воспитатель: Ты знаешь, капелька, мама – Тучка по тебе очень соскучилась. И тебе нужно спешить к ней.

Воспитатель приклеивает капельку к тучке.

Тучка: Ой, спасибо вам детки за радужку мою!

Динамическая пауза «Тучка и капельки».

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются.

(Дети собираются в круг и трясут руками)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается.

(Кружатся)

Вот на землю капельки,

Капельки упали.

(Присаживаются)

Ручейки по земле

Быстро побежали!

(Бегут по кругу).

Капельки устали.

Долго танцевали.

( Присаживаются)

Дождик, дождик перестань,

Отдохнуть немного дай!

(Грозят пальцем).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить

Рядом с тучкой появляется еще одна капелька.

Воспитатель: Дети, посмотрите это - паровая капелька. Получилась она из пара. А как это произошло, я вам сейчас покажу.

Дети садятся на стулья. Воспитатель проводит опыт с горячей водой.

Опыт4

Воспитатель: Сейчас я открою термос с горячей водой. Что вы видите?

 Дети: Появился пар.

Воспитатель: А если подставить к горлышку термоса зеркальце – на нем появятся капельки.

 Воспитатель показывает детям опыт.

Воспитатель: Как вы думаете, как они здесь появились?

 Ответы детей.

Воспитатель: Значит пар – это тоже вода. Вот какая бывает разная вода!

 Звучит шум ветра.( включить музыку)

Воспитатель: Ой, как стало холодно, ветер прямо ледяной! Ребята, вам холодно? Давайте-ка мы с вами пойдем посмотрим, откуда же дует ветер?

 Дети с воспитателем подходят еще к одному столу, на котором лежат льдинки. Над столом висит «ледяная» капелька.

Воспитатель: Дети да здесь ледяное царство!

 Дети рассматривают «ледяную» капельку, пробуют льдинки.

Воспитатель: Что происходит с льдинками, когда мы берем их в руки?

 Дети: Тают.

Воспитатель: Делаем вывод - вода может быть еще и твердой. Лед – это вода. Вот почему эта капелька такая удивленная, ей очень стало интересно – как же это вода превращается в лед.

 Дети с воспитателем возвращают капельку Тучке.

 Воспитатель: Вот посмотри Тучка, мы вернули тебе все твои капельки и узнали много о воде.

Тучка: Спасибо вам ребята, за то, что помогли найти моих деток!

Дети: До свидания Тучка!

Воспитатель: А мы ребята возвращаемся домой.

 С помощью волшебства дети возвращаются в группу.

Все вместе: Вокруг себя повернись, сразу дома очутись.

Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами наблюдали? Что нового вы узнали о воде? Понравилось вам наше приключение?

Реб.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Берегите воду

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.

 Что силы и бодрости нам придает.

 Кристально чиста или очень грязна.

 В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

 Для них лишь в болоте покой и уют.

 Для нас же вода должна чистою быть,

 Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

 Она охлаждает, морозит, бодрит.

 И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

 От трат неразумных ее все стеречь.

 Иначе закончится может вода,

 И жизнь на планете затихнет тогда.

 Дети вспоминают какие опыты проводили, о каких свойствах воды узнали. Делятся впечатлениями о приключении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"

Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Открытого интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Волшебный песок»

Цели: - Обогащать познавательный эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).- Познакомить с новым способом рисования – цветным песком.- Разви...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....