Занятия по экспериментированию в старшей группе .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивать у детей логическое мышление, воображение, умение наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности.
Формировать навыки самостоятельной работы при экспериментировании.
Воспитывать у детей чувство ответственности, любознательность,
бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_svoystva_vody.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по экспериментированию в старшей группе «Волшебница вода»
Программное содержание:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
2. Расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды,
посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса,
запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) .
3. Развивать у детей логическое мышление, воображение, умение наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности.
4. Формировать навыки самостоятельной работы при экспериментировании.
5. Воспитывать у детей чувство ответственности, любознательность,
бережное отношение к воде.
Материал и оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, макеты тучки и капелек, стаканчики с водой по количеству детей, соломинки для коктейлей, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркальце, акварельные краски, салфетки.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребятки, а хотите поиграть?
( ответ детей)
Воспитатель: Для начало отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
- варят еду;
моют грязные фрукты и овощи;
- каждый день моют руки и лицо;
- поливают растения, чтобы не засохли;
- вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
- люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: А давайте с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства.
Под звуки веселой музыки в группу влетает тучка.
Воспитатель: Здравствуй Тучка, почему ты такая грустная?
Тучка: Здравствуйте! Ой, мои детки капельки разбежались, вы их не встречали? (во время разговора тучка брызгает в деток водичкой) .
Воспитатель: Ребята, вы не видели капельки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Не волнуйся Тучка, мы обязательно тебе поможем отыскать капельки. Верно ребята? Поможем тучке отыскать ее деток?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь. А для этого нам нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя 1 раз. 1-2-3 и сказать: «Вокруг тучки повернись в водном мире очутись.
Очутились мы в волшебной стране.
Ах, посмотрите дети, кто же это?
Появляется прозрачная капелька.
Воспитатель: А вот и капелька.
Дети рассматривают капельку.
Воспитатель: Дети, скажите, а какая бывает вода ?
Дети: Прозрачная, без вкуса, без запаха.
Воспитатель: Давайте попробуем это доказать! Я приглашаю вас в маленькую лабораторию.
Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком стоит стакан с водой, лежит соломинка. Воспитатель предлагает понюхать воду, попробовать ее на вкус через соломинку. Затем дети опускают свои соломинки в стакан.
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью
Воспитатель: Видите вы соломинку в воде? Почему?
Дети: Да. Видим. Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: А посмотрите на мой стакан. В него налито молоко. Я опускаю соломинку в стакан с молоком. Вы ее видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я не вижу. Почему?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу капельку. Как вы думаете, почему она такая веселая? Хотите, я вам открою секрет? Эта капелька очень любит петь. Хотите послушать песенку воды?
Дети: Хотим.
(Включить шум воды)
Воспитатель:. И вот мы слышим песенку ручейка. Ой, спасибо тебе капелька, нам было с тобой весело. Ты знаешь, твоя мама – Тучка очень по тебе соскучилась, давай мы тебе поможем добраться до нее.
Воспитатель приклеивает капельку к Тучке.
Воспитатель: Тихо, тихо, дети, вы ничего не слышите? Кажется кто-то плачет?
Дети находят капельку с грустным выражением лица.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она такая грустная?
Капелька: Однажды на небе я видела радугу после дождя. Она была такая красивая. И мне захотелось быть похожей на нее.
Воспитатель: Капелька не расстраивайся. Дети сможем мы помочь капельке?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами снова вода и краски. Что же мы сможем сделать для капельки?
Дети: Раскрасить её.
Опыт 3
Воспитатель: Давайте попробуем окрасить воду. Сначала посмотрите, что буду делать я. Я возьму кисточку, аккуратно обмакну ее в краску и опущу в стакан с водой. Что произошло?
Дети: Вода стала цветной.
Воспитатель: Верно! Вода окрасилась. Почему?
Дети: Частички краски попали в воду.
Воспитатель: Правильно. А теперь вы приступайте к волшебству, превращайте воду в разные цвета.
Во время работы детей капелька спрашивает, что они делают, получается или нет.
Когда дети заканчивают работу, звучит волшебная музыка и грустная капелька превращается в веселую, красочную капельку – радужку.
Капелька: Ой, спасибо ребятки. Какая же я стала красивая.
Воспитатель: Ты знаешь, капелька, мама – Тучка по тебе очень соскучилась. И тебе нужно спешить к ней.
Воспитатель приклеивает капельку к тучке.
Тучка: Ой, спасибо вам детки за радужку мою!
Динамическая пауза «Тучка и капельки».
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Тучки собираются.
(Дети собираются в круг и трясут руками)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик начинается.
(Кружатся)
Вот на землю капельки,
Капельки упали.
(Присаживаются)
Ручейки по земле
Быстро побежали!
(Бегут по кругу).
Капельки устали.
Долго танцевали.
( Присаживаются)
Дождик, дождик перестань,
Отдохнуть немного дай!
(Грозят пальцем).
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить
Рядом с тучкой появляется еще одна капелька.
Воспитатель: Дети, посмотрите это - паровая капелька. Получилась она из пара. А как это произошло, я вам сейчас покажу.
Дети садятся на стулья. Воспитатель проводит опыт с горячей водой.
Опыт4
Воспитатель: Сейчас я открою термос с горячей водой. Что вы видите?
Дети: Появился пар.
Воспитатель: А если подставить к горлышку термоса зеркальце – на нем появятся капельки.
Воспитатель показывает детям опыт.
Воспитатель: Как вы думаете, как они здесь появились?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит пар – это тоже вода. Вот какая бывает разная вода!
Звучит шум ветра.( включить музыку)
Воспитатель: Ой, как стало холодно, ветер прямо ледяной! Ребята, вам холодно? Давайте-ка мы с вами пойдем посмотрим, откуда же дует ветер?
Дети с воспитателем подходят еще к одному столу, на котором лежат льдинки. Над столом висит «ледяная» капелька.
Воспитатель: Дети да здесь ледяное царство!
Дети рассматривают «ледяную» капельку, пробуют льдинки.
Воспитатель: Что происходит с льдинками, когда мы берем их в руки?
Дети: Тают.
Воспитатель: Делаем вывод - вода может быть еще и твердой. Лед – это вода. Вот почему эта капелька такая удивленная, ей очень стало интересно – как же это вода превращается в лед.
Дети с воспитателем возвращают капельку Тучке.
Воспитатель: Вот посмотри Тучка, мы вернули тебе все твои капельки и узнали много о воде.
Тучка: Спасибо вам ребята, за то, что помогли найти моих деток!
Дети: До свидания Тучка!
Воспитатель: А мы ребята возвращаемся домой.
С помощью волшебства дети возвращаются в группу.
Все вместе: Вокруг себя повернись, сразу дома очутись.
Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами наблюдали? Что нового вы узнали о воде? Понравилось вам наше приключение?
Реб.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Берегите воду
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Дети вспоминают какие опыты проводили, о каких свойствах воды узнали. Делятся впечатлениями о приключении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"
Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»
Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...
Открытого интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Волшебный песок»
Цели: - Обогащать познавательный эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).- Познакомить с новым способом рисования – цветным песком.- Разви...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....