Проектный метод деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Что такое мпоектный метод деятельности, вариативность, основные этапы метода проекттов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_deyatelnosti.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
− частичная интеграция;
− полная интеграция;
метод проектов:
− форма организации образовательного пространства;
− метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для сам. выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в работе с кадрами:
«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
формирование эмоциональной заинтересованности;
знакомство с предметами и действиями с ними;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока | Название проекта | Продукт детской деятельности |
Наследие | «Эхо столетий» | «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) |
«Защитники Отечества» | Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) | |
«Здравствуй, Пушкин!» | Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам». | |
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» | «Семейное древо» | |
«Я в мире людей» | Проекты | Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) |
«Мир вокруг нас» | «Четыре стихии» | Картотека опытов. |
«Весёлая астрономия» | Викторина «Через тернии к звёздам» | |
«Ты и твоё здоровье» | «Я и моё тело» | Дневник «Я расту» |
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д. |
Социальное развитие | Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома», |
Здоровье и физическое развитие | Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Мир, в котором мы живём | Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). |
Природа | Коллажи «Домашние любимцы». |
Начала грамоты | Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет». |
Конструирование | «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Худ. литература | Пословицы и поговорки о семье. |
ИЗО и дизайн | Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру». |
Театр | Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». |
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод деятельности в ДОУ
Рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с применением проектного метода...
Проектный метод деятельности
консультация...
"Проектный метод деятельности в ДОУ"
Консультация для воспитателей...
Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»
Тема: Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»Цель:Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии - «метод п...
Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»
Тема: Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»Цель:Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии - «метод п...
Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»
Тема: Педагогический совет - брифинг «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения»Цель:Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии - «метод п...
Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...