нод детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе "народы Южного Урала-башкиры"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Светлана Ринадовна Слаутина

конспектзанятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekbashkiry_pechat.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр Развития Ребенка Детский сад №1»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группе

«Познание»

«Народы  Южного Урала - Башкиры»

                                                                                 

                                                                                       Воспитатель: Слаутина С.Р

Цель: Познакомить детей с народами Южного Урала, познакомить с народом Башкирами.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей башкирского народа, с местом их проживания – Урал.
  • Познакомить детей с основными видами хозяйствования ( скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда).
  • Познакомить с особенностями жилища (юрта).
  • Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
  • Обогатить словарный запас детей: башкиры, юрта, тирмэ, охотничество, рыболовство, скотоводство, кумыс, курай, домбра, варган)
  • Знакомство с традиционным костюмом.
  • Знакомство с традиционными танцами ( « Медный каблук», « Семь девушек»).
  • Знакомство с музыкальными инструментами Башкирии.

На столе выставлены куклы в разных национальных костюмах России.

Живут на Урале разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что это?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Это куклы, в традиционных костюмах народов России. На территории России проживают представители разных народов и национальностей. Наша страна Великая, сильная и красивая. В нашей стране много лесов, полей, рек, городов…. А наша страна – это прежде всего  люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры – эти народы проживают в средней полосе России. Чукчи, ненцы – на Севере. Осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех нас одна Родина – Россия.

Сегодня мы поговорим о народе России – башкирах.

Воспитатель показывает на карте России Башкирию, Челябинскую область, Урал.

Воспитатель: Вот здесь,  из давно ,башкиры жили на Урале. Слайд №1. ( в презентации показать Уральские горы, природу Башкирии).

Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов.

Как вы думаете, почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Потому, что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел.

Слайд 2, 3 .Башкиры были хорошими скотоводами, охотниками, рыболовами, землепашцами и отличными пасечниками, добывали мед диких пчел.

  Раньше башкиры были кочевым народом. Что значит, кочевые?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Значит, им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах ( тирмэ).  Слайд № 4, 5.  Как вы думаете из чего делали юрту?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А сооружали юрту из дерева, шерсти и кожи. Внутри нее разжигали огонь( по середине) и угощали гостей кумысом – напиток из молока кобылы

 ( лошади). Юрта легко складывалась и перевозилась. И защищала людей от перемен погоды. У каждого народа есть свои легенды( сказания, сказки). Я вам сейчас расскажу легенду о происхождении башкир: 

Слайд №6. «В давние времена кочевал один народ с места на место. Были у этого народа табуны скота и занимались они охотой. Однажды, кочевали они с места и долго шли. Наткнулись они на волчью стаю. Вдруг, волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий караван. Шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, лугами, пастбищами, лесами, а горы достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. И люди поняли, что не найти им лучше этой земли, нет такой во всем свете. И стали здесь жить. Поставили юрты, стали заниматься охотой и скот разводить. С тех пор стали называться эти люди « башкорттар»- люди пришедшие за волком. «корт» - волк, « башкорт» - главный волк.»

Вот такая легенда. Понравилась?

Дети: ответы детей.

Слайд №7-8

Воспитатель: У каждого народа есть свой национальный костюм. Посмотрите на традиционный башкирский костюм. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Украшали себя женщины нагрудными изделиями из кораллов и монет. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами. Красивый наряд?

Дети: Ответы детей.

Слайд № 9-10

Воспитатель: А мужчины одевали рубахи и штаны, легкий халат, камзолы, тулупы. Головной убор – тюбитейки, круглые меховые шапки.( женщины тоже меховые шапки носили) На ногах носили сапоги, кожаные ботинки. А в Приуралье и лапти носили.

Ребята, а как вы думаете, какую еду готовили себе башкиры?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: В питании преобладали мясные и молочные продукты, рыба, мед, ягоды, грибы.  Башкиры любят пить кумыс – молоко кобылы и разбавленное кислое молоко – айран. Пекут лепешки пресные и кислые.

Слайд № 11. Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники, веселье? Отдыхать тоже надо. Вот  и Башкирии есть национальный праздник, называется Сабантуй – праздник плодородия. В Башкортостане этот национальный праздник непосредственно связан с завершением работ в поле по окончанию весны или наступлению лета.   По-прежнему устраиваются массовые гуляния с конкурсами, различными развлечениями, спортивными соревнованиями, национальной музыкой и танцами. 

Слайд 12.

Воспитатель: Вот такой есть традиционный музыкальный инструмент – курай. Похож на свирель, дудочку. А из такого растения его делают( слайд).

Это домбра – струнный инструмент. Похож на русский инструмент домру, но немного другой формы. А это варган. (включить запись варгана).

А теперь,  посмотрите как танцуют башкиры.( включить « Медный каблук», « Семь девушек»).

Есть у башкир и поговорки с пословицами: « Без труда, не появится еда» На какую русскую поговорку похоже?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: «За работой и время быстрей летит», «Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает». Что это значит?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: О каком народе мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Дети: ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе

Поддержание, развитие и укрепление здорового образа жизни детей подготовительной к школе группы...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Тематическое занятие, посвящённое Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе «Мы готовимся в полет».

Тематическое занятие включает:1. Стихи.2. Частушки.3. Игры.4. Считалка.5. Познавательный мультфильм.6. Сценка.7. Творческая деятельность детей "Планеты солнечной системы"....